Дошкольная педагогика – наука о воспитании детей от рождения до школы
Педагогика личности и деятельности воспитателя.
Педагогическая деятельность —общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей, «сотворение личности» (Т.А. Куликова). Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе.
Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, в которой выделяются следующие компоненты: мотив – цель – предмет – способы осуществления – результат.
Выделяются общие и специальные качества.К общим относятся направленность на развитие других людей, наличие гуманистических, нравственных идеалов, эрудиция, широта интересов, высокий уровень образованности, эстетические, правовые убеждения и взгляды, и т. п.
Важную роль играют такие черты характера педагога, как юмор, интеллигентность, целеустремленность и т.д. Большое значение также имеют тип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка.
Специальные качества включают педагогические способности, индивидуально-психологические особенности, позволяющие быстро овладеть методами и приемами педагогической деятельности.
Для педагога важны следующие способности:
— устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные);
— воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные);
— формировать определенный тип и вид деятельности (академические);
— передавать ребенку необходимую информацию (дидактические);
— профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своей деятельности (оценочно-рефлексивные);
— предвидеть последствия своих действий, проектировать и прогнозировать развитие личности ребенка, обладать педагогическим оптимизмом, верить в свои возможности, опираться на положительные черты ребенка (педагогическое воображение).
Под функциями педагога понимается набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач обучения, развития и воспитания детей:
— создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
— обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;
— осуществление образовательной работы с детьми;
— участие в педагогическом просвещении родителей;
— регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и учреждения дошкольного образования;
— самообразование педагога;
— участие в научно-исследовательской работе.
По классификации Е.А. Панько, педагог в своей деятельности осуществляет следующие функции: материнскую; развивающую; коммуникативную; диагностическую и коррекционную; конструкторско- организаторскую; координирующую; профессионального самосовершенствования.
Деятельность педагога учреждения дошкольного образования многогранна и предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Их перечень наиболее полно приведен в работе А.К. Марковой:
— умения, связанные с постановкой педагогических задач и предвидением результатов их решения;
— умение работать с содержанием материала;
— владение психолого-педагогическими знаниями и их практическое применение;
— знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;
— владение приемами достижения продуктивного общения (риторикой, средствами общения);
— реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной «Я-концепции»;
— осознание перспективы своего профессионального роста;
— определение обучаемости детей;
— оценка воспитанности детей;
— интегральная оценка своего труда и профессионализма.
Также педагогические умения Е.А. Панько условно делит на гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
В педагогике описаны следующие модели педагогической деятельности:
— педагогика принуждения (авторитарная);
— полной свободы;
— сотрудничества;
— педагогика любви (Г.Н. Волков).
Основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность, направленность на ребенка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.
Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей воспитателя с возможностями, желаниями, запросами и целями детей.
Дошкольная педагогика – наука о воспитании детей от рождения до школы.
Современная дошкольная педагогика изучает:
- процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления;
- влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности;
- теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и учреждения дошкольного образования;
выполняет прикладную функцию:
- разработка новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения;
играет прогностическую роль: изучение тенденций и перспектив развития системы образования, организации воспитания;
создание новых концепций воспитания;
разработка стандартов образования.
Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.