Глава 2. Организация и методы исследования
Организация исследования
Данное экспериментальное исследование по изучаемой проблеме было проведено на базе Коряжемской средней общеобразовательной школы № 2 с учениками 11-12 лет занимающихся баскетболом.
Этапы исследования:
На первом этапе(декабрь 2014 г - февраль 2015 г) изучались литературные источники, определялось общее направление работы, формировались и уточнялись цель, задачи и гипотеза исследования. Определялось содержание технико-тактической подготовленности юных баскетболистов с помощью анкетирования, мною было произведено ознакомление с рабочей программой 6 класса, интервьюирования специалистов и ведущих тренеров.
На втором этапе(март 2015 г. – май 2015 г.) было осуществлено обобщение полученных данных, уточнение теоретико-методологических аспектов базовой подготовки юных баскетболистов, анализ рабочих программ и внесение изменений в обучение элементам игры баскетбол, определение содержания базовой техники и последовательности ее формирования на начальном этапе подготовки юных баскетболистов.
На третьем этапе(сентябрь 2015 г. – ноябрь 2015 г.) было осуществлено внедрение экспериментальной методики в практику формирования базовой техники юных баскетболистов.
На четвертом этапе(декабрь 2015 г.) были обработаны полученные данные.
Методы исследования
Для выяснения эффективности применения методики обучения игре в баскетбол в практике работы с детьми 11-12 лет был организован педагогический эксперимент.
Тип педагогического эксперимента был независимый, так как было сравнение результатов до и после эксперимента. Во-вторых, поскольку эксперимент проходил без нарушения тренировочного процесса в обычных для детей условиях, он был также естественным.
Экспериментальная группа в составе 14 человек занималась по рабочей программе в рамках действующего расписания занятий (3 раза в неделю), и на тренировках которые проходили во вне урочное время (3 раза в неделю). В результате эксперимент составил 78 академических часов.
Программа действий исследования включала в себя:
- изучение образовательной программы по физической культуре.
- выяснение с помощью анализа научно-методической литературы, содержания и последовательности обучения базовой технике игры в баскетбол;
- проведение формирующего эксперимента по обучению базовой технике игры в баскетбол с применением экспериментальной методики;
- анализ и обобщение результатов обучения.
Для выяснения результатов по формированию технической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки применялись следующие методы исследования: контрольные испытания, статистические методы обработки результатов.
Контрольные испытания проводились 10-11 сентября, 27-28 ноября 2015 года на базе МОУ СОШ № 2 г. Коряжмы. Суть контрольных испытаний: проведение различных упражнений с элементами игры в баскетбол. Во время контрольных испытаний учитывалось:
1. передача мяча в парах двумя руками от груди на месте за 15 с.
2. бросок мяча в кольцо одной рукой с близких дистанций.
3. штрафной бросок.
4. бросок мяча в кольцо после остановки прыжком.
5. Прыжок в длину с места.
6. Прыжки на скакалке за 30 с.
7. Челночный бег 4×9 м.
8. Ведение мяча одной рукой.
9. Упражнение «Звезда»
10. Упражнение «Змейка»
Учитывалась техника выполнения упражнений, динамика упражнений, количество попаданий в кольцо.
Содержание и последовательность обучения базовым упражнениям и элементам игры в баскетбол детей 11-12 лет
В ходе тренировочного процесса были использованы следующие упражнения:
1. броски в парах сериями по 2-3 броска. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая быстрее наберет 15-20-30 попаданий.
2. броски в парах до второго промаха. Побеждает тот, кто наберет больше попаданий из двух попыток.
3. броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок на противоположную сторону площадки и совершают новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого больше попаданий за три минуты.
4. броски в состоянии утомления. Выполняются индивидуально. В конце тренировки - 6 штрафных подряд.
5. Серии бросков в начале и в конце тренировки. Выполняются индивидуально, как соревнование на количество попаданий подряд.
6. Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.
7. Игрок выполняет 1-1,5-минутную серию прыжков, после чего сразу же бросает 10-15 подряд. Подсчитывается наибольшее количество попаданий среди игроков.
В пятерках игроков выполняется по одному штрафному броску поочередно. Побеждает та пятерка, которая быстрее забьет 15 штрафных.
8. В игровой тренировке делается пауза на 2-3 мин, во время которой игроки в парах бросают штрафные серии, по три броска. Побеждает пара, которая больше забьет за этот отрезок времени.
9. В перерыве между таймами обе пятерки бьют броски в свои кольца сериями по три броска. Сумма забитых каждой пятеркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в первой тайме.
Броски выполняются индивидуально под психологическим давлением: насмешки, угрозы, неожиданные посторонние шумы, визуальные помехи.
10. При работе над интенсивными формами игры - прессингом, быстрым прорывом и т.п. - в тренировке делается перерыв для штрафных бросков в парах. В течение 2-3 мин игроки выполняют серии из трех штрафных бросков на счет.
Тренировка штрафных бросков двумя мячами. Выполняется в тройках. Один игрок бросает, двое других подают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий в сериях из 20 бросков.
11. броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая щита; при четных - после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в своем броске.
Упражнения для обучения передаче мяча:
Типы передач:
1. Передача от груди
Наиболее эффективный способ быстро передать мяч партнеру, пока между вами нет соперника.
Держите мяч близко к груди. Толкните мяч вперед, выпрямляя запястья таким образом, чтобы ваши кисти развернулись. После передачи большие пальцы должны оказаться внизу, а тыльные стороны ладони должны быть повернуты друг к другу. Нужно, чтобы мяч летел в грудь принимающему.
Мяч надо направлять по прямой – это наиболее быстрый способ передачи мяча из ваших рук принимающему. Если времени достаточно, игроку стоит сделать шаг вперед. Без шага вперед пас становиться слабее.
2. Передача с отскоком (удобный способ передать мяч мимо защитника)
Толкните мяч, как при передаче от груди, но так, чтобы он отскочил в двух третях расстояния до принимающего.
Мяч должен подскочить до уровня пояса принимающего. Перед передачей большие пальцы должны быть сверху мяча, а после ее завершения – снизу, все остальные пальцы вытянуты. Это движение рук придает мячу нужное вращение в обратном направлении и увеличивает угол передачи, делая ее более удобной. Перед передачей сделайте небольшой шаг вперед. Это придаст мячу большее ускорение. Смотрите на цель и следите за тем, чтобы последними мяча касались кончики пальцев. Выполнение ее одной рукой с разнообразной подкруткой выглядит очень эффектно, но постарайтесь удержаться от этого соблазна. Чаще всего это приводит к потере мяча. Передачу с отскоком можно рекомендовать использовать при передаче партнерам, готовым к броску, оттесняющим защитника назад, или не слишком ловким. При передаче с отскоком мяч летит медленнее, чем при передаче по воздуху, но принимающему легче поймать отскакивающий мяч.
3. Передача над головой
Передача над головой наиболее приемлема:
− при передаче в глубину площадки;
− когда перед вами защитник;
− после передачи с отскоком.
Чтобы правильно сделать эту передачу, нужно равномерно расположить мяч между руками над головой. Разверните запястье так, чтобы все пальцы были направлены в сторону передачи. Чтобы придать броску больше силы, вам надо сделать шаг вперед.
При такой передаче принимающий должен получить мяч на уровне подбородка или выше. Тренировать передачу над головой рекомендуется с отработкой бросков. Даже если перед вами нет защитника, представьте, что он есть, и добавьте к этому какой-нибудь финт, чтобы немного освободить пространство.
4. Передача одной рукой
Этой передачей можно послать мяч на большое расстояние. Передача одной рукой имеет множество вариантов – от простых до самых сложных, вплоть до «обводки» соперника мячом с помощью резкого закручивания мяча кистью и хлесткого движения кончиков пальцев. Мяч удерживается обычным способом, но на правой стороне правая рука располагается сзади на мяче ладонью вперед, пальцы направлены вверх, большой палец возле правого уха, а левая рука спереди на мяче и слегка под ним ладонью назад, пальцы направлены вверх, большой палец возле правой щеки. Положение рук соответственно меняется на левой стороне.
Мяч выпускается быстрым, хлестким движением кистей и пальцев обеих рук с любой стороны или правой рукой на правой и левой рукой на левой стороне.
Передача может быть прямой, навесной или с отскоком от пола.
5. Передача за спиной
При этой передаче локоть передающей руки согнут, пальцы направлены вниз, а большой палец – в бок игрока. Мяч выпускается быстрым, хлестким движением кисти и пальцев, как и при других видах передач.
1. Ловящий не следит за летящим к нему мячом.
2. Ловящий не готов к ловле и не ожидает мяча.
3. Ловящий теряет самоконтроль.
4. Ловящий пытается сделать бросок, передачу, ведение или поворот еще до того, как овладеет мячом.
5. Ловящий не держит руки наготове.
6. Ловящий потерял равновесие.
7. У ловящего слабые кисти и пальцы.
8. Ловящий неправильно ловит мяч.
Правильная работа рук при ловле предполагает:
1. разведенные и расслабленные пальцы.
2. вытягивание рук к мячу и сгибание их в момент контакта с мячом.
3. блокирование мяча одной рукой и подхватывание его другой с формированием кистями воронки.
4. при ловле мяча на высоте груди или выше пальцы блокирующей руки направлены вверх, а при ловле низколетящего мяча – вниз. Ладонь в обоих случаях раскрыта в направлении мяча.
5. при ловле мяча, отскакивающего от пола, блокирующая рука сверху останавливает поднимающийся мяч, а вторая рука подхватывает его снизу.
Пальцы блокирующей руки направлены вперед, а ладонь – вниз, пальцы подхватывающей руки направлены вперед, а ладонь – вверх.
Основные упражнения в передачах:
1. Передачи в парах, стоя на месте.
Расстояние между игроками должно меняться в зависимости от подготовленности занимающихся (от 4 до 9–10 м). В этом построении возможны любые способы передачи мяча.
2. Передачи между четырьмя игроками, стоя на месте.
То же, что в передачах парами. Один мяч для четверых.
3. Передачи по кругу через одного стоя на месте.
7-9 игроков встают по кругу. Мяч передается через одного. Интенсивность возрастает при введении в игру двух – трех мячей.
4. Встречные передачи в колоннах.
После передачи игрок уходит в конец своей колонны. На 7-10 игроков один мяч.
5. Встречные передачи мяча в движении
После передачи игрок уходит в конец противоположной колонны. При ловле и передаче не останавливаться. На 7-10 занимающихся один мяч.
6. Передачи мяча в движении по кругу.
Мяч передается впереди бегущему игроку. Чтобы видеть мяч, бежать надо вполоборота. Одновременно в круге может быть 1-2-3 мяча.
7. Передачи по кругу через центр.
Два игрока с мячами спиной друг к другу в центре круга. Передают мячи бегущим по кругу, а те возвращают обратно. Каждый из игроков должен побывать в центре круга.
8. Передачи в парах с продвижением вперед.
Расстояние между колоннами 4–5 м. Игрок без мяча должен опередить партнера.
9. Передача мяча в тройках на бегу через среднего игрока.
Расстояние между игроками 4–5 м. Вторая тройка начинает упражнение как только первая достигнет середины площадки.
10. Передачи мяча при движении одного из двух игроков спиной вперед. Игрок движется спиной вперед, передавая мяч игроку, двигающемуся лицом вперед. Дойти до конца площадки и двигаться обратно.
11. Передача мяча по треугольнику.
Игрок, передав мяч, перебегает в конец той колонны, в которую передан мяч.
12. Передача мяча по четырехугольнику.
Игроки становятся колоннами в четырех углах. После передачи перебегают в конец колонны, куда передан мяч. При усвоении упражнения ввести второй мяч.
13. Ловля и передача мяча на бегу.
Образуются две встречные колонны. Один игрок между ними в стороне. После передачи ему мяча игрок бежит вперед, получает ответный пас, передает его игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец колонны.
14. Передача мяча в парах двумя мячами.
Два игрока одновременно передают друг другу мяч.
15. Передачи по кругу, передвигаясь в низком приседе.
a) игроки в низком приседе на линии круга, лицом друг к другу, один их них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей мяча двумя руками от груди;
б) то же, но в чередовании с отскоком мяча от пола;
в) то же, но передача двумя мячами одновременно без отскока и с отскоком от пола.
16. В прыжке по кругу.
Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м, ноги на ширине плеч.
a) ловля и быстрая передача в одном прыжке на месте;
б) то же, но на расстоянии 4-5 м в движении бегом по кругу.
17. Скрестные передачи мяча
Игроки становятся колоннами в четырех углах. После передачи перебегают в конец колонны, куда передан мяч. Мячи не должны сталкиваться, и игроки при смене мест не должны мешать друг другу.
18. «Бык в круге».
Образуйте 5-метровый круг из пяти передающих, а шестого игрока («быка») поставьте внутрь круга. Игроки, стоящие по периметру круга, будут радовать мяч друг другу, а игрок в круге – пытаться перехватить его. При этом нельзя передавать мяч ближайшему соседу.
19. Обманные движения с мячом.
При атаке каждый игрок должен использовать хотя бы одно обманное движение перед тем, как передать мяч.
20. Пляжный баскетбол.
На половине обычной площадки «трое на трое», без ведения. На всей площадке, но вместо пяти игроков в команде семь. Остальные правила баскетбола остаются прежними (фолы, пробежки, трехсекундная зона и т.д.). Допускается передача с отскоком, но ведение считается нарушением.
Основы броска.
1. Стойка: слегка согните колени и удостоверьтесь, что ваши ступни направлены в сторону щита. Согнутые колени помогут придать вашему броску правильную траекторию.
2. Положение при броске: мяч удерживается кончиками пальцев, запястья согнуты под углом 900, так что вы можете видеть запястье снизу. Игроки, забрасывающие в прыжке, держат мяч на уровне плеч, начинающие – ниже.
3. Захват: большинство бросков вы будете выполнять более сильной рукой. Возьмитесь ею за середину мяча, пальцы в удобном положении, ладонь не соприкасается с мячом.
4. Цель: выберите удобную точку на кольце. Это лучше, чем выбрать целью все кольцо, так как вам легче будет сфокусироваться.
5. Выпуск мяча: вытяните пальцы по направлению к щиту. Голова должна сопровождать броски вверх и в направлении цели.
Большинство бросков нужно выполнять со средней траекторией и естественным обратным вращением. Указательный палец обладает наибольшей чувствительностью и должен последним прилагать усилия к мячу.
6. Движение рук: представьте, что опускаете пальцы в кольцо. Они смотрят вниз после того, как вы отпустили мяч. Задержите руки на той же высоте хотя бы на секунду, чтобы убедиться, что вы преждевременно не потянете мяч назад.
7. Баланс: если вы забрасываете мяч в прыжке, приземлитесь на обе ноги одновременно, в готовности двигаться вперед, если вы не добросили мяч и он отскакивает от кольца или щита.
8. Броски из-под корзины: используйте шит почти при каждом броске. При забрасывании мяча правой рукой отталкивайтесь левой ногой и наоборот. Это делает вас максимально высоким и лучше всего отгораживает от защитников.
Виды и способы выполнения бросков.
Существуют разные виды бросков и разные способы их выполнения. Необходимо учить разным видам бросков с близкого расстояния, а затем постепенно увеличивать дистанцию до максимальной, с которой игрок должен будет бросать в игре. Если игрок испытывает напряжение при попытке добросить мяч до корзины, это означает, что бросковая дистанция для него чересчур велика. Это справедливо как для бросков с места, так и в прыжке.
1.Броски с места
Должны выполняться с дистанции 4-5 м. Баскетболист, хорошо играющий на проходах и умеющий поразить корзину дальним броском, становится более опасным, поскольку заставляет защитника играть плотно, чем и облегчает задачу игры на проходах. Игра с проходами заставляет защиту оттянуться назад, что создает условия для дальних бросков, а результативные дальние броски создают условия для проходов.
2.Бросок одной рукой с места
Мяч удерживается близко к груди под подбородком, бьющая рука несколько больше смещена назад и под мяч, а поддерживающая – вперед под мяч. Пальцы разведены, развилка указательного и среднего пальцев бьющей руки удерживается на линии носа или средней части лица. Ладони при выпуске мяча направлены почти одна к другой. Кисть, предплечье и локоть направлены при выпуске вверх. Мяч выпускается быстрым выпрямлением рук в локтях и захлестывающим движением кисти и пальце бросающей руки.
Тыльная часть кисти бросающей руки направлена к лицу, а ладонь к цели. Поскольку указательный палец самый чувствительный, он и участвует в завершающем направлении мяча в корзину. В силу этого кисть при выпуске мяча слегка разворачивается наружу. Тело немного наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, суставы расслаблены, голова поднята вверх и удерживается над средней точкой между ступнями ног. Вес тела подается вверх – вперед на носки.
Допускается легкий отрыв ног от опоры. Приземление производится при незначительном продвижении вперед. При этом броске правша должен выдвинуть вперед правую ногу, а левша – левую. Тело должно быть слегка развернуто под углом к цели, плечом бьющей руки вперед;
3.Бросок в прыжке
Выполняется обычно после короткого движения и быстрой остановки. Мяч удерживается, выносится в положение перед броском и выпускается почти также, как и при броске одной рукой с места. Кисть, предплечье и локоть располагаются на одной линии с телом. При выпрыгивании не следует применять чрезмерных усилий.
Мяч должен покидать кисть бьющего игрока, когда рука полностью выпрямится. Это происходит в высшей точке прыжка или за мгновение до ее достижения.
4. Броски из-под корзины, или броски с близких дистанций. Броски с ближних дистанций, особенно боковые, должны выполняться с отскоком от щита, если для этого есть возможность.
Если игрок оказался свободным при фронтальном движении к корзине, он должен сместиться в сторону своей сильной руки и сделать бросок с отскоком от щита.
Существуют четыре причины непопадания мяча в кольцо – он может пролететь справа или слева, не долететь или перелететь. Половину всех ошибок составляют недолеты.
Основные причины, почему мяч не долетает до кольца:
1. Остановка руки: сопровождение мяча рукой обязательно. В конце броска пальцы должны быть обращены вниз.
2. Законченное движение: если в начале броска рука отведена назад и почти параллельна полу, то заканчивая движение, она расслабляется по мере приближения указательного пальца к корзине.
3. Бросок на прямых ногах: в баскетболе силовая нагрузка ложиться, в основном, на ноги. Перед броском колени обязательно должны быть согнуты. Недостаточное сгибание коленей снижает силу броска, мяч идет по низкой дуге, поэтому и не достигает корзины.
4. Отклонение: Это тоже уменьшает силу броска. Иногда отклонение идет на пользу, при броске менее чем с 3 м, но с более далекой дистанции лишь единицы способны направить мяч по нужной траектории, не направляя при этом корпус вперед.
Совершенствование броска
1. Поточное выполнение бросков в корзину с места. Рекомендуется в виде соревнования между подгруппами по заранее обусловленному количеству попаданий.
2. Броски в корзину с места Броски поочередно в полукруге. Один из игроков, стоя у щита, передает мяч партнерам.
3. Броски в корзину со штрафной линии.
После подбора мяча и передачи следующему игроку уходит в хвост колонны.
4. Броски в корзину после ведения мяча.
После ведения бросить в корзину, поймать отскочивший мяч, передать очередному игроку и уйти в хвост колонны.
5. Броски после выполнения двух шагов.
Игроки в колонне сбоку от щита. Первый игрок бежит к щиту, под правую ногу берет с руки партнера мяч и, сделав два шага, выполняет бросок. При бросках левой рукой мяч берется под левую ногу.
6. Броски в корзину в движении после ловли мяча.
Выбегающий из колонны игрок, поймав мяч и сделав два шага, выполняет бросок в корзину, ловит мяч и передает следующему игроку. После передачи уходит в хвост колонны.
7. Передача и бросок в корзину.
Упражнение в парах. Один игрок передает мяч игроку, стоящему под щитом, получает обратную передачу, делает два шага и выполняет бросок в корзину.
8. Ведение, передача и бросок в корзину.
Игроки становятся парами. Один из пары (№1) ведет мяч вдоль боковой линии. Дойдя до конца площадки, отдает мяч набегающему на щит другому игроку (№2), который бросает в корзину. После ловли мяча игрок №2 ведет мяч к противоположному щиту и отдает набегающему игроку №1, который бросает в корзину.
Отвлекающие действия (финты)
1. Упражнение в треугольнике.
Игрок №1 делает финт вправо на передачу игроку, а передает влево. Затем уходит в конец своей колонны. То же выполняют следующие игроки.
2. Отвлекающее действие для прохода к щиту.
Игра в тройках. Игроки: № 1 – с мячом, № 2 – нападающий, № 3 – защитник. Игрок № 2 делает финт вправо и, резко сделав поворот, уходит влево мимо защитника. Получив мяч от игрока № 1, выполняет бросок в корзину, после чего игроки меняются местами.
Игра в защите:
1. Позиция защитника. Когда перед вами противник с мячом, вы должны занять позицию, при которой ему трудно передать мяч или выполнить бросок.
Согните ноги в коленях, так легче реагировать на действия противника. Расставив руки с открытыми ладонями – одну подняв, а другую отставив в сторону на уровне плеча – вы помешаете противнику выполнить бросок от груди и передачу с отскоком.
2. Опека игрока, передающего мяч. Когда противник владеет мячом, следует максимально затруднить ему выполнение передачи мяча:
−примите стойку защитника, следите за движениями противника, а не за мячом. Тем самым вас будет труднее обмануть финтом или ложным замахом на бросок;
−руками и кистями блокируйте любую попытку передать мяч или выполнить бросок;
–ведите себя агрессивно и напористо, не касаясь противника. Если вы его коснетесь, вы и ваша команда заработает фол;
−вы должны предвидеть движения и игрока, передающего мяч, и игрока, получающего мяч, и обоих держать в поле зрения.
3. Защита против игрока, ведущего мяч. Займите позицию между соперником с мячом и корзиной и примите стойку защитника, затем перемещайтесь вместе с противником, ведущим мяч. Не приближайтесь к нему слишком близко, иначе быстрый рывок или шаг в сторону поможет противнику обойти вас. Старайтесь блокировать дорогу противнику, оттесняя его от корзины.
4. Перехват передачи мяча. Если вы опекаете игрока, который готовится получить мяч, встаньте рядом с вашим противником, чтобы иметь возможность протянуть руку и не дать ему получить передачу. Противник постарается уйти от вас, поэтому держитесь как можно ближе к противнику, при этом не загораживая ему путь.
Тактика нападения.
1. Индивидуальные действия.
Выход игрока на свободное место.
2. Взаимодействие двух игроков с передачами мяча. Отдал и вышел. Игрок передает мяч партнеру и быстро выбегает на свободное место, получает мяч, делает бросок с места или после ведения.
3. Взаимодействие трех игроков с передачами и ведением мяча. В быстром продвижении вперед игроки передают мяч друг другу. Бегущий в середине вначале несколько отстает от своих партнеров, затем перед зоной штрафного броска меняется местами с игроком слева, выходящим для ловли мяча и броска.
Упражнения с ведением мяча для развития быстроты и координационных способностей.
1. упражнения «Звезда». Выставляются фишки в виде «Звезды» на расстоянии 15 метров. Ученик становится у отмеченной первой фишки и на время выполнят упражнение, с задеванием рукой каждую фишку.
2. Упражнения «Змейка». Ученик ведет мяч, с последующей сменой рук около фишек, затем после остановки прыжком забивает мяч в кольцо. Оценивается техника выполнения и попадание в кольцо.
Также используется упражнение для развития выносливости такое как «Челночный бег» 3*10.
Упражнение на развитие координации: прыжки в длину с места.
Для последовательности обучения технике и элементам игры в баскетбол использовалась следующая закономерность:
1. Ведение мяча правой и левой рукой на месте.
2. Ведение мяча в движение правой и левой рукой.
3. Ведение мяча с последующей сменой рук.
4. Передача мяча двум руками о груди в парах на месте.
5. Передача мяча двумя руками от груди с отскоком.
6. Передача мяча двум руками о груди в парах в движении приставными шагами.
7. Броски мяча в кольцо с места одной рукой.
8. Броски мяча в кольцо после ведения с остановкой прыжком.
9. Упражнения на развитие выносливости.
10. Упражнение на развитие координационных способностей.