Профессиональная ориентация учащихся. Развитие профессиональных интересов, способностей и склонности школьников в процессе обучения и внеклассной работе
Все предметы учебного плана средней общеобразовательной школы обладают профориентационным пс-тендиалом. В ходе их изучения при условии применения педагогами развивающих личностно ориентированна образовательных технологий развиваются профессионально значимые склонности, способности, интересы учащихся, раскрываются политехнические основы выбора и получения профессии. Средствами профессиональной ориентации школьников выступают изучение научных основ производства и формирование практических умений и навыков на уроках и факультативах естественнс-математического цикла. Например, целенаправленное формирование расчетно-вычислительных, контрольно-измерительных, общетрудовых, конструктивно-экспериментальных и других умений, развитие технического мышления на практических и лабораторных занятиях будет способствовать сознательному и обоснованному выбору профессии финансово-экономического профиля, в сфере машиностроения или транспорта. Умения и навыка в области биологии и других естественнонаучных дисциплин могут использоваться школьниками в сельскохозяйственном труде или труде в сфере общественного питания. Наибольшими возможностями для практическоГ: подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение, в ходе которого учащиеся получают информацию и овладевают первоначальными трудовыми операциями по разным профессиям и специальностям.Логическим продолжениям профориентационных возможностей учебного процесса является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Наиболее распространенными ее формами являются кружки (предметные, межпредметные, тематические, теоретического или прикладного направления, художественного или технического творчества), научно-технические клубы, малые академии, ученические конструкторские бюро и др. Так, в ходе кружковых занятий учащиеся готовят рефераты, конструируют и собирают приборы и оборудование, чертят схемы, изготавливают модели, выполняют заказы промышленных или сельскохозяйственных предприятий. В качестве эффективных форм профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя смотры талантов, конкурсы профессионального мастерства и творчества, олимпиады, турниры смекалистых, выставки технического творчества или результатов трудового обучения. Профессиональному самоопределению учащихся содействует приобщение учащихся к традициям трудовых и творческих коллективов через совместные производственные дела, субботники, экскурсии, спортивные соревнования, туристические подходы и т. п. Многообразие занятий по интересам и трудовых дел позволит выявить и развить познавательные и профессиональные склонности, воспитать трудолюбие и творческое отношение к труду, развить техническое мышление, сформировать качества и умения будущих рационализаторов, изобретателей, исследователей.Во многих учреждениях образования оформляются уголки профориентации. В них подобраны разнообразные материалы, плакаты, альбомы, подготовлены монтажи, мультимедийные презентации профориентацион-ного характера. Организуются выставки лучших работ участников конкурса о любимой профессии «Все о профессиях»; оформляются стенды «Куда пойти учиться» или «Куда пойти работать»; вывешиваются рекомендательные списки литературы и т. д. Практическая подготовка школьников к выбору профессии осуществляется во внеурочной деятельности учащихся (трудовой, игровой, организаторской, природоохранной, конструкторской, художествен но-исполнительской и др.). Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд, производительный труд. В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке (см. схему 64, с. 155) воспитываются положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно выполнить трудовые действия, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческий подход к трудовой деятельности, уважение к людям труда, бережливое отношение к результатам труда, взаимопомощь, коллективизм, умение организовать индивидуальную и совместную работу, навыки соблюдения техники безопасности и другие свойства личности.По мнению исследователей, в современной школе должна быть такая трудовая деятельность, которая развивала бы не только трудовые и физические, но и интеллектуальные, социальные, коммуникативные, эстетические и другие способности детей.(На прим-р кружки технич-е, природоохранные, производст-е прог-ы прог-ы востан-я историку-культур-ы памятников, сохранение народных ремесел и промыслов, прог-ы милосердия и т.д)Дела связан-е с заботой о людях , облагораживание територии шк-ы, её ближ-х районов. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯ-ТИ 1) Планирование, 2) Инструктаж учащихся и четкое организационное начало,3) Обеспеч-я орудием труда, 4) кантроль за ходом трудовой деятельности 5) оказание своевременной помощи, консультирование, 6) оценка результатов индивидуальной или трудовой группы детей. Важное напровление профриентациионной работы- координация дея-ти и взаимодействие с центрами занотясти и проф-и, с шефствующими предприятиями, внешкольными учреждениями, общественностью, а т.ж. с родителями уч-ся.
40.Воспитание учащихся в коллективе. Этапы становления и пути формирования воспитательного коллектива.(Жизнь ни когда не зависела и не зависит только от твоих собственных убеждений, моральных норм, привычек. На нее ежедневно и бесконечно и бесконечно влияют другие люди- семья, коллектив, общество. И.П. Шамякин).Взгляды педагогов прошлого и современности на роль малой группы (коллектива) в формировании личности.В XVIII веке идею совместной коллективной жизни осуществил в детских приютах швейцарский юдагог И. Г. Песталоцци (1746—1827). Во второй половине XIX века П. Ф. Каптерев (1849—1922), Н. И. ПиРогов (1810—1881), К. Д. Ушинский (1824— 1870) и другие. указывали на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в групповом общении.Проблема воспитания личности в коллективе являлась центральной в педагогике советского периода. В 20-е годы трошлого века Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким и другими педагогами были разработаны основы теории воспитания в коллективе. Создателем теории воспитательного коллектива является А. С. Макаренко 1888—1939). Он принципиально по-новому осмыслил роль коллектива в воспитании детей, разработав вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания детей в коллективе, создания воспитывающих традиций, формирования сознательной дисциплины. По мнению А. С. Макаренко, правильное воспитание должно быть организовано «путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов». Он определял коллектив как (свободную группу трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованную, снабженную органами управления, дисциплины и ответственности». Создавая коллектив, необходимо организовать его >азвитие, ставить все новые и новые цели перед детьми. Согласно А. С. Макаренко, сам коллектив на различ-х этапах своей жизни изменяется. На первом этапе педагог как организатор выступает с требованиями коллективу, которые необходимо неукоснительно выполнять. Уже в этот период педагог должен опираться на возникающий актив, создавать его и сплачивать вокруг себя. Второй этап жизни коллектива начинается с возникновения в нем актива, не только поддерживающего педагога в его требованиях, но и самостоятельно выступающего с этими требованиями. На третьем этапе, когда «требует сам коллектив», детский коллектив становится воспитательным в полном смысле этого слова. В. А. Сухомлинский (1918—1970) целью воспитания считал личность, а коллектив рассматривал в качестве инструмента, средства достижения этой цели. Люди в обществе объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности — группы. Группа (социальная) — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков: по размеру (большие, малые, микрогруппы), по общественному статусу (формальные, неформальные), по непосредственности взаимосвязей (реальные, условные), по уровню развития (низкого, высокого уровня развития), по значимости (референтные, группы членства). По содержанию деятельности объединяющей членов группы, они могут быть учебные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные, спортивные и другие. Большие группы (нации, народы, государства; политические, экономические, профессиональные) воздействуют на психику и поведение личности опосредованно, через создаваемую культуру, политику, идеологию, средства массовой информации. Непосредственно эти факторы оказывают влияние на личность в малых группах, в которых человек проводит большую часть своей жизни (семья, группы в детском саду, школе, группы неформального общения, трудовой коллектив, клубные объединения, группы во внешкольных образовательных учреждениях и другие). Малая группа — относительно немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют некоторые общие цели и находятся друг с другом в непосредственных личных или деловых контактах. Примером малой группы является учебная группа (класс) — группа детей приблизительно одного возраста, живущих и обучающихся приблизительно в одинаковых социокультурных условиях. Для малой группы характерна определенная степень психологической и поведенческой общности ее членов, отличающей эту группу от всех остальных. Мера этой общности определяет сплоченность группы, которая является одной из характеристик уровня ее социального и психологического развития. Сплоченность группы — это мера ее единства, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, а также практической деятельности, Все реально существующие малые группы можно разделить на группы высокого и низкого уровней развития. Так, группа низкого уровня развития характеризуется отсутствием сплоченности, налаженных деловых связей и личных взаимоотношений, четкого разделения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной деятельности. Группа высокого уровня развития (коллектив) этими свойствами обладает: наличие общих целей, высок, уровень социально-психологической и поведенческой сплоченности, групповая деяте-ть,, налажен-е деловые и личностные отношения, референтность группы, гуманные личные и деловые взаимоотношения вгруппе, способность гр к ТВ-ву в разных видах деятельности, есть возможность для личностного развития всей группы. Т.О.коллектив (от лат. collectives — собирательный) — социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Путь движения различных малых групп от группы низкого уровня развития к коллективу индивидуален. Коллектив — это цель, к которой можно приближаться достаточно близко как к идеалу. Малые группы среднего и низкого уровней развития могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на личность. Поведение человека в группе определяется не только его личностными качествами, но и особенностями той группы, в кот, в данный момент он входит. Отсюда формируются различные качества личности.В педагогике рассматривается понятие «воспитательный коллектив». Он состоит из двух взаимосвязанных частей: педагогического коллектива (педагоги школы, других образовательных учреждении) и детского коллектива (воспитанники школы, других образовательных учреждений). Детский коллектив характеризуется как воспитательный, если он создается для реализации воспитательных задач и является педагогически управляемым явлением. Социальные функции коллектива заключаются в том, что он является естественной формой социальной жизни растущей личности и одновременно фактором ее воспитания. Воспитательная функция коллектива реализуется: собственно воспит-я-воздейст-е на каж-ую лич-ть; стимулирующая - побуж-е к нрав-но ценностной дея-ти, торможение «-« поступков; Объединяющая- сплоченность;регулятивная- носитель и пропогондист определ-ых и мировоз-х, нравст-х и соц-х установок; организационная- -форма организации дет-й жизни. Детская группа первоначально имеет формальную (официальную) структуру, обычно задаваемую взрослыми: класс в школе, кружок, спортивная секция и т. п. Формальная структура соответствует тем функциям, которые призвана выполнить, определяет условия деятельности группы (количество детей, оборудование помещений и т. п.), задает позицию взрослого (учителя, тренера и т. п.). Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений., развивающихся в группе. Внутри формальной структуры образуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. Общая структура каждого коллектива включает актив (инициативную группу), различные подвижные микрогруппы и чередующихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом, и наоборот. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в коллективе сложно: всегда будет сохраняться избирательность членов коллектива друг к другу, к различным видам деятельности, их содержанию, средствам и методам достижения цели и т. п. Важно научить детей терпеливо относиться к недостаткам других, прощать, быть толерантными, сотрудничать, помогать друг другу и т. п.По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений коллективы бывают первичными и вторичными. В первичном коллективе наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Более сложный по составу вторичный коллектив состоит из ряда первичных коллективов, постоянных и временных, разновозрастных и одновозрастных, разнообразных по характеру деятельности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения и составу (классы, кружки, студии, отряды, команды и т. п.)- Общешкольный коллектив — это вторичный коллектив. Основным первичным коллективом в современной школе является класс. Этапы формирования коллекива: 1этап.Педагог организовывает жизнь и деятельность коллектива. Объясняет цели, задачи, требования. Актив гр. только выявл-ся, преобладают личностные отношения, которые подвижны и не редко кофликтны. Отношения с другими коллективами складывается в системе отношений членов разных коллективов. Субъект воспитания педагог. 2 этап. Требования педагога поддерживается активом, который предъевляет их другим членам коллектива, требования педагога становятся – опосредственными. Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллективу, все участники имеют права управлять деятельностью коллектива. 3 этапВысокое внутри коллективное отношение, общественное мнение, совокупное оценочное мнение коллектива, формируется гуманные отношения между отдельными гр, и членами коллектива, + социальный климат, вырабатываюся личностные ценности, традиции, коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. Полная самоуправляемость и самоуправление, педагог поддерживает самоуправление и интерес к другим коллективам. Субъект воспитания - коллектив.4 этап. Происходит побуждение всех членов кол-ва к самостоятельности, создаются условия для раз-я твор-й индиви-ти каж, члена коллектива, Нет супер звезд, нет изгоев, положение каждой личности высокое, совершенствуется, деятельность гр-ы и носит общеполезный характер . Каждый воспитанник предъевляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм, процесс воспитания сопроваждающийся самовоспитанием, педагог в месте с активом делает для этого все возможное, т.е чтоб развивалось самовоспитание. Субъект воспитания - сама личность. Правила управления, формирование детского коллектива.Осуществить диагностику развития гры, характер внутри гр, отношений; 2.определять социально значимые, привлекательные для уч-ся цели и перспективы развития гр, планировать и тимул-ть деять гр; 3. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, инициативе и самодеятельности, обеспечивать организаторкое управление и самоуправление; 5. Тактично осущесть педагогическое руководство с ученическим самоуправлением; 6. Опираться на коллектив и других учителей, воспитателей, работ-х в данном классе, включать их в общественную деятьтельность класса и сотрудничество, поддерживать связь с родителями .7 Контролировать фактами, влияющие на формирование положения ученика в системе отношений, развить деловые, личные взаимоотношения
41.Роль и значение семьи в воспитании ребёнка. Виды семей, особенности их влияния на ребёнка. Ошибки семейного воспитания и пути их предупреждения.Семья - сложная подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Семья - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитанияя детей в семье. Основные направления Семейного Воспитания: 1 признание за семьей ведущую деятельность, 2. Недооценка роли семьи в воспитании детей. 3. Общ-е и СВ выпол-ют свое назначение в единстве. Предметом 1-го направления был Песталоцци. Он считал, что с. Отношения являются 1-ми и естественными отношениями. В семье ребенок усвает 1-е обязоности перед обществом, приучается к труду, у него формируется нравственные качества, уважение к старшим. Основные функции семьи: 1 репредуктивная функция - продление человеческого рода, потребность иметь и ростить детей. 2. Хозяйственно- экономическая - ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий, материальное обеспечение и забота о нетрудаспособных членах семьи. 3. Психотерапевтическая функция, организация отдыха - в семье возможно отдохнуть. Пополнить свои силы, поддерживать здоровье, удовлетть духовные потребности.4. Функция первичной социализации, постепенное введение ребенка в общество, обучение социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой родился и живет. 5. Воспитательная функция семьи - создание условия для формиррования каждого члена в семьи, передача усвоенных и воспроизведение социального, трудового, опыта, нравственных норм и духовных ценностей. Воспитательная функция семьи:первый аспект - это собственно формирование его личности, развитие способностей. Второй аспект- воспитательное воздействие семьи на каждого члена семьи в течении всей его жизни, третий аспект- постоянное влияние детей на родителей, побуждение их к самовоспитанию. Цели и задачи семейного воспитания: 1.обеспечение социально-экономической защищенности и психической защиты ребенка. 2.Формирование практических ЗУН (самообслуживание, помощь старым членам семьи) 3. Создание для разностороннего развития (интеллект, физическое, социальное, духовное), 4. Воспитание у детей базовой культуры, всех её компонентов (нравственных, эстетических, и др). 5. Воспитание + чувство собственного достоинства, ценности «Я». Типы семей:1 по количеству детей (многод, малод, однод, бездетные).2. По числу поколений ( Однопоколенные( только супруги), двухпокол ( родители родители и их дети), межпоколенные (дети, родственники, родители Родителей) семьи. 3. По признаку полноты ( полные, неполные( один из род), внебрачные семьи. 4. По характеру взаимоотношений ( идеальные, средние, негативные.(скандальные-раздражительные) семьи. 5. По устойчивости семейных отношений ( гармонич-е, распадаю-ся, неполные семьи. 6. По уровню благополучия ( благополучные, псевдоблагополучные, неблагополучные семьи. 7. По месту жительства Городские, сельские семьи. Условия правильного СВ:наличие полной семьи, знания родителями гармоничного развития личности, авторитет родителей, знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей, единство требований, наличие четкого режима, повышение педагогической культуры родителей. Ошибки воспитания: 1.Безнадзорность (гипоопека)- дети одиноки, частые обиды у детей, проявляются девиантное поведение у детей. 2. Гиперпека – вся жизнь реб-ка под неустанным надзором реб-ка, реб-к ограничен многими запретами. Результат - нерешительность, безынициативность, боязнь, неуверенная в себе личность. В подростковом возрасте выявляется в бунт против родителей ( Всем можно, а мне нет?), против родной диктатуры. Может специально нарушать запреты, убегать из дома.3 «Кумир семьи» разновидность гиперопеки. В семье принято в осх-ся любыми проявлениями ребенка. На первый взгляд жизнь семьи подчинена ребенку, Ребенок привыкает быть первым в семье его просьбу нерукословно исполняется= ребенок изнежен, не самостоятелен, капризен, эгоистичен. Он не находит понимание среди сверстников, это приводит к акцентуации характера, и если ребенок не все общий, а чей-то личный кумир ( маменький сыночек), то он ощучает внимание одного из родных и холодность и не достаток внимания другого родителя. 4. «Золушка» Это эмоционально отверженные дети, хотя другим это не видно, часто на такого реб-ка сваливается вся домашняя работа, все лучшее остается другим детям или взрослым = ребенок злой, неврозный, черезмерно чувствителен, выраст не уверенный в себе, не самостоятелен. . 5 Жесткое воспитание» - за малейшую провинность ребенка наказывают, он растет в постоянном страхе, нередко ребенка наказывает физки = реб-к страдает психически, нравственные страдания, что приводит к жестокости, грубости, озлоюленности, мстительности, агрессивности, угодничество др . 6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности.- С мал-х лет ребенку внушают, что он должен оправдать родительские надежды, или на него возлагают не посильные обязоности для него воз-та. В итоге у реб-ка могут появляться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких. Семейные стили отношений: Авторитарный(родители к ребенку относятся строго, постоянные угрозы = реб-к живет в постоянном страхе. Разновидность такого стиля является « авторитет подавления» и «авторитет чванства» ( По МакаренкО), часто родители отдают на воспитание бабушкам или няням. 2. Попустительский (либеральный)- Всепрощение, терпимость. Х-ть этого стиля – чрезмерная любовь Суть « Авторитета любви» по Макар-ко в погоне за детской привязанностью, путем чрезмерной ласки+ вырас-т эгоистичный реб-к, лицемер, умеющий подстраиватся клюдям. 3. Демократический _ самый правильный и нужный учи-ся и индив-е и лич-е воз-ти реб-ка и умение слушать его мнение.
42. Воспитание физической культуры личности в школе и семье.Физическое Воспитание - одна из важнейших задач в системе гармон-развитой личности ребенка. Большое значение ФВ уделяли внимания педагоги –Толстой, Песталоцци, Макаренко, Сухомлинский. ФВ связано со всеми сторанами развития личности вчастности с умственным( интел-й труд требует больших физ-х сил., болез-ть, отсуст-е физ-ой закал-ки снижает эффективность умствен, труда); с трудовым( Физ-ки здоровы чел-к может лучше проявить себя в труде) с нравственным ( воспит-ет качества как целеустремленность, коллектив, силу воли, организован), с эстетическим( воспит-т хор-ю осанку, быстроту, выразит, движен). Проблемы ФВ: общая заболеваемость, увеличение числа нервно-псих заболев, прогрессирует заболев носоглотки, малоподвижный образ жизни способствует развитию гипертонии , сердечно-сосуд заболевания., зрения, щетовидной железы, легких. Система ФВ Закон Ф кул-ре и спорте: В нашей стране создана единая система ФВ , к, изложена в Законе о Ф. кул-ре и спорте от 180693, к вкл-ет в себя:1.ФВ детей раннего и дош-го воз-та, В раннем воз-те веду-ю роль играет семья, в дош-м в соответствии с программой. 2. ФВ уч-ся общеобраз-х шк, ПТУ, ВУЗОВ прово-ся в учебное и вне учебное время, обязат уроки не 3 раз в неделю3. ФВ студентов( не менее 4 часов в неделю)4. ФВ по месту работы, жительства, отдыха населения. 5. ФВ военнослужащих .6. ФВ инвалидов. Задачи ФВ:· содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;· развитие основных двигательных качеств. формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культуройприобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Физическими упражнениями - двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной классификация включает в себя : гимнастику, игры, туризм, спорт. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем. Спорт - всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. На соревнованиях учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-волевые качества. Воспитание физ. культуры учащихся - важный и весьма сложный элемент внутришкольного управления. Оно осуществляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива: руководителей школы, учителей и классных руководит.
43.Экологическая культура личности и технологии её формирования в школе.Экологическая направленность образования — один из важнейших принципов политики государства в области образования. Это обусловлено тем, что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — наука) — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.Экологическое образование и воспитание школьников является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Цель экологического образования и воспитания- — формирование экологической культуры школьников. Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.В структуре экологической культуры выделяют: 1) систему экологических знаний; ;( взгляды убеждения, нрвств-эстетич отношение к природ миру) 2) экологическое сознание, ценностное отношение к природе, ( о правилах взаимодействияч с ней)3) экологическую деятельность(информ-но, уч-но-исследоват-ой) – умения, навыки взаимодействияч с природой). Экологические знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознания ими самих себя как носителей экологических норм и ценоетей. ключевые экологические идеи: целостность природы в биосфере и взаимосвязь всех ее компонентов; многообразие видов в природе и необходимость их охраны; зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Экологическое сознание порождает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений. Экологические ценности, заключающиеся в эстетическом, познавательном, этическом и практическом отношении к природе, влияют на поведение личности. Воспитание экологической культуры (экологическое воспитание) — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической (природоохранной) деятельности учащихся, по овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.Определены задачи воспитательной работы в этом направлении: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, в осознании последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность; формирование ценностных ориентации экологического характера, гуманного., ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности.Основными критериями сформированности экологической культуры учащихся являются: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экономических проблемах; ответственность за сохранение природного окружения, соблюдение норм экологически безопасного поведения, участие в разнообразных видах деятельности в области природоиспользования и охраны окружающей среды. Наиболее эффективными путями формирования экологической культуры являются: экологизация учебных предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание. Воспитание экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности учащихся. Экологическое сознание школьников формируется на уроках природоведения, биологии, географии, физики, химии, истории, литературы, трудового обучения и охране природы. Воспитание экологической культуры у младших школьников основано на «этике очеловечивания» природы. Занятия с детьми предполагают освоение простых нравственно-экологических правил и норм. В ходе этих занятий вводятся простые экологические понятия о природных взаимосвязях, взаимозависимости природы и жизни людей, о равноценности всех элементов природных систем, о социальных мотивах отношения человека к природе. Младшие школьники овладевают знаниями об окружающем мире, у них формируются научно-познавательное и эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Для учащихся подросткового возраста характерно использование знаний экологического характера, формирование опыта социального взаимодействия и ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности. Воспитание экологической культуры в данном возрасте видоизменяется в связи с тем, что, во-первых, подросткиспособны осознавать личную ответственность за последствия своих действий по отношению к окружаюше среде, во-вторых, они уже не удовлетворяются только эстетической радостью от общения с природой. Учащие; -включаются в такие формы организации экологической (природоохранной) деятельности, как экспедиции, п:-ходы, экскурсии, акции, практикумы, кружки, клубы и др. Педагогам при этом следует избегать преобладая форм экологического просвещения подростков. Старшеклассники систематизируют знания о природе, об экологических проблемах индустриального и постиндустриального общества, реализуя эти знания в общественно полезной деятельности и профессиональной подготовке. Одновременно получают дальнейшее развитие их ценностные ориентации, определяющие отношение к природе. Формирование экологической культуры старшеклассников осуществляется как в учебно-воспитательном процессе, так и в ходе изучения курсов по выбору экологической направленности. Формы органи-и экол-й дея-ти. Экалого-ориенпшрованные: эколого-психологические тренинги, праздники, дискуссии. Природоохранные: субботники, экологические акции, детское экологическое движение, акции по охране природы, посадка деревьев; Проектно-исследовательские: экологические практикумы, олимпиады, коллективные творческие дела (КТД), летний экологический практикум, создание экопроектов (экология города, утилизация отходов, проекты экологически чистого дома), полевая экологическая практика. Просветительские:информационные часы, мониторинг окружающей среды, слеты, выпуск экологического листка. Эколого-краеведческие: экскурсии, экспедиции, путешествия, учебная экологическая тропа, школьный экологический музей и др. Воспитание экологической культуры взаимосвязано с воспитанием культуры безопасной жизнедеятельности, которая характеризует степень усвоения учащимися правил безопасного поведения в обществе, сформированности умений выполнять нормы и правила поведения в социальной и природной среде, неприятия поведения, характеризующегося несоблюдением правил безопасности.