Понятие о методах, приёмах, правилах обучения. Условия выбора учителем методов обучения

Термин "метод" происходит от греческого слова, что означает путь, способ продвижения к ис­тине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядочен­ный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, поня­тие метода обучения отражает:

1. Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактиче­ских задач.

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос — как учить — выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод — сердцевина учебного процесса, связу­ющее звено между запроектированной целью и конечным ре­зультатом. Его роль в системе «цели — содержание — методы — формы — средства обучения» является определяющей.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от­дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Многообразие сочетания прие­мов составляют методики преподавания.

В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. В структуре методов обучения выделяются, объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независи­мо от его использования различными педагогами. В ней отра­жаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также по­стоянные компоненты целей, содержания, форм учебной дея­тельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. В области методов боль­ше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагогов, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

В педагогической интерпретации правило — это основан­ное на общих принципах описание педагогической деятельно­сти в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руко­водящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются пере­ходным звеном от теории к практике. В правилах обычно предусматривается типичный способ дейст­вия учителей в типичных ситуациях обучения.

Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков ди­дактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они счи­тают, что скрупулезное исполнение правил может отрицатель­но повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения пи практике.

Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внимание уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей — это сборни­ки педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики, шел медленными темпами.

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой ини­циативы учителей, но нельзя также совсем от них отказываться, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого твор­чества учителю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблю­дение определенных требований, но, как это будет сделано, це­ликом и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Пра­вило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дис­циплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует на это нарушение — целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоз­дания, сложившихся отношений и многих других причин.

Правила вытекают из принципов обучения. Правила, являются обобщени­ем практического опыта многих поколений учителей. Практи­ческий опыт обучения более всего закрепляется именно в пра­вилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой — отрица­тельную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить кото­рые бывает очень трудно. Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учите­лю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как дей­ствовать, они почти не содержат. Это обусловливает творчес­кий характер их применения.

В педагогической науке на основе изучения и обобще­ния практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор ме­тодов обучения зависит:

—от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

—от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

—от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

—от цели, задач и содержания материала конкретно урока;

—от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

—от возрастных особенностей учащихся; от уровня реальных познавательных возможностей;

—от уровня подготовленности учащихся (образо­ванности, воспитанности и развития);

—от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

—от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащи­мися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т.п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение опре­деленных предварительных наблюдений, или на предвари­тельное чтение нужного материала: В ходе самого изложе­ния учитель может воспользоваться либо информацион­ным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учи­теля сопровождается демонстрацией натуральных объек­тов, их изображений, опытами, экспериментами и т.п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определен­ного сочетания методов обучения.

Наши рекомендации