Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

Данную форму организации физического воспитания школьни­ков составляют: гимнастика до учебных занятий, физкультминуты (паузы), физические упражнения па удлиненной перемене. Они используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значение их особенно возрастает в связи с ин­тенсификацией учебного процесса и увеличением занятости школь­ников видами деятельности, приводящей к ограничению подвиж­ности.

В процессе проведения каждого мероприятия решаются сле­дующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; укрепление их здоровья и совершенствование культуры движений; обеспечение гигиены умственного труда и поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности: формирование навыков организованности и созна­тельной ДИСЦИПЛИНЫ.

При определении содержания, способов организации занимаю­щихся и методики проведения мероприятий необходимо учиты­вать, во-первых, возрастные особености различных контингентом учащихся н уровень их физической подготовленности; во-вторых,

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня - student2.ru характер влияний учебного труда и рабочей позы школьников на функциональное состояние организма; в-третьих, динамику рабо­тоспособности в течение дня; в-четвертых, особенности условий проведения занятий (место, лимит времени), характер одежды и обуви занимающихся.

/Максимальный педагогический и оздоровительный эффект ме­роприятий обеспечивается соблюдением следующих условий: а) соответствующим санитарно-гигиеническим состоянием места занятий, особенно при проведении их в помещении; б) привлече­нием всего педагогического коллектива школы, комсомольского, пионерского и фузкультурного активов; в) учетом физиологиче­ских закономерностей перехода от учебных занятий к выполнению упражнений и последующим возвращением к учебной деятельно­сти; г) последовательным выполнением упражнений в соответст­вии с задачами и методическими правилами каждой формы занятий; д) образцовым показом упражнений, краткостью и четкостью объяснений с использованием доступной учащимся терми­нологии; е) оптимальной моторной плотностью занятий при уме­ренной физической и психической нагрузке, обеспечивающей об­щее тонизирующее воздействие на организм; ж) поддержанием постоянного интереса учащихся путем новизны и эмоционально­сти упражнений, варьирования исходных положений, объединения усвоенных простых упражнений в комбинированные действия (про­ведение знакомых подвижных игр в новых вариантах, изменение видов построения, выполнение упражнений под общий счет вслух, речитативы, музыкальное сопровождение и пр.).

Гимнастика до учебных занятии- проводится ежедневно перед первым уроком каждой учебной смены в виде выполнения учащи­мися комплекса из 5—8 упражнений: в младших классах—от 4 до 6 мин, в остальных — 12—15 мин.

Задачи; а) организованно начать учебный день; б) сократить период врабатывания организма учащихся в предстоящую учеб­ную деятельность; в) оптимизировать функциональное состояние важнейших систем организма, и прежде всего центральной нерв­ной системы.

Группы для занятий целесообразно составлять из учащихся классов не более чем двух смежных параллелей (I—И, III—IV и т. д.). В противном случае усложняется определение содержа­ния комплекса и дозировки.

Содержание комплекса разрабатывается учителем и обновля­ется постепенно на протяжении 2—3 недель. Первыми следует заменять упражнения, которые быстрее усваиваются занимаю­щимися и в силу адаптации организма теряют свой физиологиче­ский эффект. Разучивание упражнений целесообразно организовы­вать в процессе уроков физического воспитания.

Физкультминута (пауза) — это проведение 3—5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2—3 мин) или урока труда (5—7 мин).

Задачи: а) уменьшить утомление и снять отрицательные влия-

ния однообразного вынужденного положения тела (рабочей по­зы); б) активизировать внимание учащихся и повысить способ­ность к восприятию учебного материала.

Положительный эффект физкультминуты (паузы) основан на физиологических механизмах активного отдыха. Ее целесообразно вводить в урок примерно через 20—30 мин от начала, когда по­являются первые признаки утомления (неустойчивость внимания, вялость, нарушение правильной осанки и пр.). Особую важность эта форма занятий приобретает во второй половине учебного дня и недели.

Физические упражнения на удлиненной перемене проводятся преимущественно на открытой площадке.

Задачи: а) организовать отдых в процессе учебного дня с це­лью повышения работоспособности; б) содействовать формирова­нию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объема знаний и навыков проведения массовых самодеятельных форм активного отдыха; в) содейство­вать развитию творческой инициативы и формированию навыков сознательной дисциплины.

Преимущественное содержание: подвижные игры, простейшие игры-состязания (прыжки в длину с места на результат, метания в цель и т. п.), индивидуальное выполнение упражнений игрового характера с мячами, скакалками и пр. по выбору занимающихся; в старших классах допустимы игры с использованием элементов спортивной техники (игра «Пятнашки» с ведением баскетбольного мяча, пионербол и др.). Основу содержания занятий должен со­ставлять пройденный материал учебной программы.

Массовый характер и ограниченность времени занятий обуслов­ливают необходимость тщательного планирования и обеспечения доступности их содержания, своевременной подготовки мест заня­тий и четкого распределения обязанностей между ответственными за проведение.

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Значение. Внешкольное воспитание составляет неотъемлемую часть системы народного образования в СССР. Оно осуществля­ется различного типа внешкольными учреждениями и призвано содействовать всестороннему развитию способностей и склонно­сти детей школьного возраста, воспитанию социальной активно­сти, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриоти­ческой деятельности, спорту, организации разумного досуга и от­дыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внешкольной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечпвают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями и на этой основе выбора спортивной специализации. В то же время узкоцелевая направленность отдельных форм занятий (например,

в детско-юношеской спортивной школе) создает благоприятные условия для углубленного совершенствования и достижения вы­соких результатов в избранном виде спорта. Дополняя уроки фи-знческой культуры и внеклассные занятия разнообразием средств п методов, форм организации, внешкольная работа повышает эф­фективность решения основных задач физического воспитания школьников.

Задачи: а) вовлечь возможно большее количество школьни­ков в систематические занятия физическими упражнениями на основе удовлетворения индивидуальных интересов в собственном физическом совершенствовании; б) содействовать организации по­лезного досуга школьников, укреплению здоровья и повышению физической подготовленности и на этой основе подготовке к вы­полнению норм комплекса ГТО и спортивной классификации; в) содействовать формированию интереса к проведению массовой физкультурной работы в различных звеньях системы физического воспитания школьников на основе совершенствования инструктор-ско-методических и судейских знаний и навыков, воспитания со­циальной активности.

Организация и содержание работы по физическому воспитанию в отдельных внешкольных учреждениях. Внешкольные учрежде­ния объединяют, как правило, учащихся разных школ. Поэтому в каждом из них формируется свой коллектив, структура которо­го должна наиболее полно отвечать специфике учреждения, спо­собствовать лучшей организации воспитания и обучения занимаю­щихся. При наборе учащихся соблюдается принцип добровольно­сти, однако в некоторых случаях (большое количество желающих, повышенные требования к их подготовленности и пр.) появляется необходимость проводить конкурсный отбор путем выявления уровня способностей к определенному виду деятельности.

Работа большинства внешкольных учреждений строится на основе соответствующих положений, утвержденных организация­ми, в ведении которых эти учреждения находятся. Положением регламентируется контингент занимающихся, цель и задачи, по­рядок организации и структура учреждения, штаты, требования к организации учебной и воспитательной работы и пр. Содержание работы определяется утверждаемыми центральным органом на­родного образования типовыми программами, в которые могут вноситься изменения и дополнения с учетом специфики и конкрет­ных условий работы.

Детско-юношеские спортивные школы — вне­школьные специализированные спортивные учебно-воспитательные учреждения, создаваемые в системе народного образования, ми­нистерств обороны, путей сообщения и сельского хозяйства, цент­ральных советов ВФСО «Динамо» и «Трудовые резервы», Госком-спорта.

Различают следующие типы спортивных школ: комплексные, ведущие работу по нескольким видам спорта (ДЮСШ), и специа­лизированные (олимпийского резерва — СДЮШОР, высшего

спортивного мастерства — ШВСМ), ведущие работу по одному виду спорта. По административной подчиненности и охвату зани­мающихся различают районные, городские, областные, краевые и республиканские спортивные школы.

Цель и задачи спортивных школ, их структура, вопросы комп­лектования и наполняемости учебных групп, штатов и руководст­ва, организации и режима работы, медицинского контроля, плани­рования, учета и отчетности регламентируются единым типовым «Положением о детско-юношеской спортивной школе и специали­зированной детско-юношеской школе олимпийского резерва», ут­вержденным Госкомспортом, органами народного образования и ВЦСПС.

Главными задачами ДЮСШ определены: а) подготовка высо­коквалифицированных юных спортсменов на базе обеспечения их всестороннего физического развития и укрепления здоровья; б) обеспечение подготовки занимающихся к выполнению обязан­ностей общественных инструкторов и судей по спорту; в) содейст­вие общеобразовательным школам в организации массовой физ­культурной работы. Эти задачи конкретизируются для различного типа спортивных школ, различных лет обучения и учебных групп в соответствии с требованиями к уровню спортивной подготов­ленности занимающихся, установленными типовыми программами для отделений ДЮСШ.

В комплексной ДЮСШ создаются отделения по видам спорта, в каждом из которых комплектуются группы (начальной подго­товки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования) с учетом пола, возраста, уровня спортивной подготовленности.

СДЮШОР создаются на базе существующих ДЮСШ, достиг­ших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов, обеспеченных спортивной базой п высококвалифици­рованными тренерами. Главная цель СДЮШОР — подготовка спортсменов высокого класса для сборных команд страны, респуб­лик, Москвы и Ленинграда, а также команд-мастеров по игровым видам спорта. Отделения формируются из учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ. При до­стижении высокого уровня педагогического процесса и качествен­ной подготовки спортсменов в СДЮШОР могут создаваться груп­пы высшего спортивного мастерства. По согласованию с Госком-спортом и по решению высших инстанций заинтересованных ор­ганизаций (министерств и ведомств) могут создаваться также ШВСМ.

В ДЮСШ принимаются школьники, как правило, по рекомен­дации учителя физического воспитания и коллектива физической культуры общеобразовательной школы, имеющие желание зани­маться видом спорта и проявившие определенные способности, от­вечающие специфическим требованиям данного вида. Зачисление производится при наличии разрешения врача, родителей и дирек­тора школы. Предпочтение отдается лучшим по результатам при­емных испытаний, проводимых ДЮСШ на основании соответст-

вующих нормативных документов (Положения, программы и пр.). Начальный отбор может производиться по результатам наблюде­ний тренера за юными спортсменами на школьных соревнованиях, занятиях школьных секций и обязательных уроках физического воспитания в школе. В последующем результаты наблюдений уточ­няются в процессе учебно-тренировочных занятий. Окончательное зачисление в группу производится в установленные положением о ДЮСШ сроки. Перевод в группу более высокой квалификации осуществляется при условии выполнения занимающимися уста­новленных программой ДЮСШ требований. Минимальные грани­цы возраста для зачисления в группу начальной подготовки оп­ределены существующими нормами допуска к началу спортивной специализации в зависимости от вида спорта. Выпуск из школы производится по достижении 17 лет.

Основными формами занятий являются уроки спортивной тре­нировки, тренировки по индивидуальным планам, зачетные и клас­сификационные соревнования, лекции и семинарские занятия по теоретическим вопросам.

Работа тренера-преподавателя оценивается по стабильности контингента, результатам выполнения учащимися контрольных и переводных нормативов, результатам участия в соревнованиях различного ранга, количеству воспитанников, переданных в выс­шее звено школы, количеству подготовленных разрядников, инст­рукторов-общественников и судей, уровню успеваемости воспи­танников в общеобразовательной школе.

Летний пионерский загородный лагерь — основной тип внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, ор­ганизующих отдых школьников в период летних каникул. Он со­здается для пионеров и школьников б—14 лет (I—VIII классы) профсоюзными организациями предприятий и учреждений совме­стно с комитетами комсомола, органами народного образования и здравоохранения. Вся работа в пионерском лагере строится па основе преемственности принципов, методов и форм организации занятий, принятых в пионерской организации. В каждом лагере создается своя пионерская дружина, формируются отряды и вы­бирается пионерский актив, который используется для организа­ции и проведения физкультурных мероприятий.

Физическое воспитание в лагере направлено на решение сле­дующих задач: а) укрепление здоровья, содействие разносторон­нему физическому развитию и закаливанию детей; б) совершенст­вование у школьников умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании) и жизненно важных физических качеств; в) обеспечение подготовки и сдачи норм комплекса ГТО (особенно по тем видам упражнений, занятия которыми затрудне­ны в условиях города); г) содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков, привычки к система­тическому использованию средств физического воспитания в це­лях собственного оздоровления и физического совершенствования, рационализации режимов труда и отдыха.

К методике работы по физическому воспитанию предъявляются следующие требования: во-первых, необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима пионер­ского лагеря, обеспечив участие в них всех школьников; во-вто­рых, содержание, методы и формы организации занятий должны дифференцироваться в соответствии с возрастным делением школьников, состоянием здоровья и уровнем физической подготов­ленности; в-третьих, следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения; в-четвертых, вся работа по физическому воспитанию должна строиться на принципе самодеятельности детей и сочетать­ся с общественно полезным трудом (работа по благоустройству летнего пионерского загородного лагеря, подготовка и оформле­ние мест занятий, ремонт и изготовление простейшего инвентаря и пр.).

Формы и содержание работы. 1. Утренняя гигиеническая гим­настика— ежедневное выполнение непосредственно после пробуж­дения (через 5—7 мин) комплекса специально подобранных 7—10 физических упражнений в течение 10—15 мин. Являясь не­отъемлемым элементом режима дня, она обязательна для каж­дого пионера. Задачи: содействовать активизации функций всех систем организма и сокращению «периода врабатывания» в пред­стоящую деятельность (перехода от сна к бодрствованию); укреп­лению здоровья, закаливанию и правильному физическому раз­витию школьников; формированию привычки к систематическому использованию доступных средств физического воспитания в ре­жиме дня, навыков самостоятельных занятий физическими упраж­нениями; подготовке к выполнению нормативных требований комплекса ГТО; организованному началу дня.

2. Звеньевые и отрядные физкультурные занятия, организуют­
ся звеньевыми и отрядными вожатыми и строятся на основе ши­
рокой самодеятельности пионеров. Они могут проводиться со всем
звеном (отрядом) или с отдельными группами, сформированными
по интересам п выделенными в отрядные команды (по подвижным
играм, футболу, лапте и т. д.). Составы команд, как правило, оп­
ределяются с учетом уровня физической подготовленности. В за­
нятиях должны быть широко представлены строевые и легкоатле­
тические упражнения, подвижные игры, элементы игры «Зарни­
ца», прогулки с играми на местности, туристские походы, сорев­
нования и пр.

3. Занятия в общелагерных кружках (секциях), командах и
группах, которые создаются в первую очередь по легкой атлети­
ке, туризму и некоторым спортивным играм для наиболее подго­
товленных и желающих совершенствоваться в избранном виде
спорта пионеров, а также с целью подготовки команд лагеря к
межлагерньтм соревнованиям. Работа строится на базе разносто­
ронней физической подготовки и комплекса ГТО с учетом спе­
цифики вида спорта. Занятия проводятся педагогом по физическо­
му воспитанию. Учебные группы ГТО создаются для желающих

16 Заказ № 1180 241

повысить уровень своей подготовленности и выполнить нормы комплекса ГТО.

4. Занятия по плаванию проводятся ежедневна как составная
часть режима дня. Организуются в следующих формах: купания
(по отрядам), учебно-тренировочные занятия в кружках (секци­
ях), занятия по обучению неумеющих плавать. Соответственно
конкретным задачам определяется содержание занятий. Непосред­
ственное проведение учебно-воспитательного процесса осуществ­
ляет инструктор лагеря по плаванию, в помощь которому могут
быть привлечены работники лагеря п школьники старшего возрас­
та, прошедшие соответствующую подготовку. При этом обязатель­
но присутствие медицинского работника. Занятия должны прово­
диться только в специально отведенных и оборудованных местах
с соблюдением всех мер безопасности, определенных специальны­
ми инструкциями. Особое внимание следует уделить обучению
неумеющнх плавать и приему норм комплекса ГТО.

5. Спортивные соревнования проводятся прежде всего по ви­
дам упражнений, составляющих содержание ступеней комплекса
БГТО: по отдельным упражнениям (день бегуна, день прыгуна
и т. п.) или по многоборьям (БГТО, «Дружба» и др.)- Традицион­
ными являются соревнования по подвижным и спортивным играм,
спартакиады. Дружинная спартакиада проводится в конце смены,
что дает возможность подготовиться всем участникам. Ее резуль­
таты могут выступать в качестве объективной оценки работы по
физическому воспитанию. Всем общелагерным соревнованиям
предшествуют отрядные и звеньевые.

6. Физкультурные мероприятия на празднике, посвященном от­
крытию лагеря (смены). В них включаются массовые подвижные
игры и простейшие соревнования по отдельным видам известных
и доступных пионерам упражнении. Соревнования проводятся
обычно в форме аттракционов. В программу праздника при за­
крытии лагеря включаются показательные массовые и индиви­
дуальные выступления, соревнования по спортивным играм и по
некоторым отдельным упражнениям.

7. Инструктивные занятия с вожатыми и пионерским активом
проводятся не реже одного раза в неделю. На них раскрываются
вопросы планирования и содержания работы, методики проведе­
ния конкретных мероприятий в отрядах и звеньях. Кроме того,
целесообразно создать постоянно действующий семинар юиых ин­
структоров и судей по спорту.

Основные документы планирования и учета работы по физиче­скому воспитанию: 1. Общий план, который включает следующие разделы: организационная работа, физкультурная работа, рабо­та по подготовке физкультурного актива, работа по пропаганде физической культуры, хозяйственная работа. 2. Календарный план физкультурных мероприятий. 3. Положения о соревнованиях. 4. Протоколы соревнований. 5. Книга учета рекордов и чемпионов лагеря. 6. Учет детей, имеющих ограничения в занятиях или ос-

вобождения от них. 7. Учет научившихся плавать в каждой смене. 8. Учет сдающих и сдавших нормы комплекса ГТО.

Лагерь труда и отдыха старшеклассников орга­низуется на период летних каникул для школьников VIII—X клас­сов н строит свою работу на основе положения, утвержденного ЦК ВЛКСМ и центральными органами народного образования. Он создается школами, местными органами народного образова­ния совместно с комитетами комсомола, комитетами и советами профсоюзов при активном участии советских, хозяйственных и об­щественных организаций на базе колхозов, совхозов, строек, пред­приятий.

В лагере формируются бригады (отряды, группы, отделения). Общим собранием избирается совет (штаб) лагеря — орган об­щественного ученического самоуправления. Руководство осуществ­ляется педагогическим советом лагеря (начальник, педагоги-вос­питатели). В лагере устанавливается режим, обеспечивающий лучшую организацию воспитания, труда и отдыха школьников.

Задачи физического воспитания: содействие организации актив­ного отдыха, физическому развитию школьников, укреплению их здоровья. Решаются они во взаимосвязи с задачами трудового воспитания. В плане работы предусматривается проведение тури­стских походов, массовых физкультурных мероприятий. Практи­куемые формы занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, тре­нировочные занятия, соревнования, праздники физической куль­туры. Основная направленность работы — подготовка и сдача норм комплекса ГТО. Вся физкультурная работа проводится с привлечением актива учащихся, организуемого педагогами-воспи­тателями.

Детские экскурсионно-туристек не станции — организационные и инструктивно-методические центры экскурсн-онно-туристской и краеведческой работы с учащимися. Создаются в системе народного образования и работают под непосредствен­ным руководством областных и краевых отделов народного обра­зования, в контакте с комитетами комсомола, советами пионер­ской организации и советами по туризму.

В содержание их работы входит: а) оказание инструктивной и методической помощи общеобразовательным школам и их об­щественным ученическим организациям по проведению турист­ских мероприятий; б) создание для юных туристов турист-ско-экскурсионных баз, лагерей и пунктов проката туристского снаряжения; в) проведение слетов и соревнований юных ту­ристов.

Дома и Дворцы пионеров и школьников являются организационными и инструктивно-методическими центрами мас­совой внешкольной учебно-воспитательной работы с учащимися. Они осуществляют физическое воспитание школьников через ор­ганизацию работы в кружках (секциях) по видам спорта, дея­тельность которых регламентируется соответствующими програм­мами, утвержденными центральными органами народного обра-

16* 243

зования. При некоторых Дворцах пионеров создаются ДЮСШ. Кроме того, Дома и Дворцы пионеров и школьников проводят массовые физкультурные мероприятия учащихся (спартакиады, военно-спортивные игры, туристские походы), оказывают методи­ческую помощь пионерскому и комсомольскому активу школ, ра­ботникам различных внешкольных учреждений в совершенство­вании содержания, форм и методов внеклассной и внешкольной физкультурной работы.

Клубы, Дома и Дворцы культуры. Работа по физиче­скому воспитанию школьников осуществляется через детские сек­торы этих учреждений. Типичные формы — проведение эпизоди­ческих массовых физкультурных мероприятий (праздники и вече­ра физической культуры, конкурсы, показательные выступления юных физкультурников и пр.). При наличии условий организуют­ся кружки (секции) общей физической подготовки и по отдель­ным видам спорта.

Парки культуры и отдыха, стадионы и водные станции. Парки культуры и отдыха, создавая детские городки, спортивные и игровые площадки, катки, лыжные и лодочные стан­ции, купальни и др., проводят с детьми разнообразную массовую физкультурную работу. В качестве руководителей привлекаются инструкторы физической культуры и актив физкультурников.

Работа по месту жительства. Главными задачами ра­боты по физическому воспитанию детей и подростков в микро­районах, осуществляемой РЭУ, являются: популяризация сре­ди учащейся молодежи физической культуры, вовлечение возмож­но большего количества школьников в систематические и самостоятельные занятия физическими упражнениями, использо­вание средств физической культуры в целях предупреждения пра­вонарушений и перевоспитания трудных детей.

Для решения этих задач создаются необходимые условия: строительство физкультурных сооружений в микрорайонах, отчис­ление средств от квартплаты (2—3%) и платы за аренду жилищ­но-коммунальных учреждении (5%) и т. д., в штаты РЭУ вве­дены должности работников по физическому воспитанию.

В соответствии с Типовым положением, утвержденным ЦК ВЛКСМ и Госкомспортом, в городах и районах создаются при местных комитетах по физической культуре и спорту обществен­ные советы, координирующие организацию массовой физкультур­ной работы по месту жительства. Эти советы должны осуществ­лять систематический контроль за физкультурной работой в РЭУ и проводить агитационно-пропагандистскую работу. Сове­ты создаются также при РЭУ из числа активистов, проживаю­щих в данном микрорайоне, представителей общественных и физ­культурных организаций, шефствующих предприятий, органов народного образования и др. Они заботятся о создании базы для занятий, пунктов проката спортивного и туристского инвентаря и пр.

* I

Учебно-воспитательная работа осуществляется в секциях (груп­пах) здоровья, общей физической подготовки и по видам спорта. В содержание занятий входят спартакиады здоровья, сдача норм комплекса ГТО, туристские походы, выезды за город, со­ревнования на призы клубов «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Нептун» и др., соревнования между семьями, домами, улицами, микрорайонами.

Наиболее перспективной формой организации физкультурной работы с детьми и подростками по месту жительства являются детско-подростковые физкультурно-спортивные клубы, осуществ­ляющие свою работу на основе Типового положения, утвержден­ного Госкомспортом СССР (1986 г.). При клубах создаются физ­культурные секции, занятия в которых проводятся тренерами ДЮСШ, коллективов физической культуры ДФСО, а также пред­ставителями спортивной общественности.

Наши рекомендации