Физкультурно-оздоровительные мероприятия

В режиме дня школы

Ф и з к у л ь т у р н о - о з д о р о в и т е л ь н ы е м е р о п р и я т и я в

режиме учебного дня направлены на повышение двигательной активности

школьников в процессе учебных занятий, предупреждение гиподинамии.

Применяются следующие виды занятий: гимнастика до учебных занятий,

физкультурные минутки во время уроков, ФУ и подвижные игры на

удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах

продленного дня (часть 2-комплексной программы).

Г и м н а с т и к а д о у ч е б н ы х з а н я т и й способствует

организованному началу учебного дня, а также решает оздоровительные

задачи - достижение оптимального тонуса организма и сокращение периода

врабатывания организма в предстоящую деятельность.

Перед первым уроком каждой смены выполняется комплекс из 4-6

ОРУ в течение 5-7 мин. Комплекс: I-2 упражнения организующего

характера (строевые приемы, ходьба) и на точность положения рук; 2-4

упражнения на основные группы мышц (махи, наклоны, вращения,

растягивания) и общего воздействия (прыжки, бег умеренной

интенсивности); I-2 упражнения на снятие напряжения, на внимание и

самоконтроль, на координацию движений.

Гимнастика проводится по классам, на открытом воздухе, под

наблюдением учителя-предметника, ведущего 1-й урок, или в заранее

проветренных помещениях, лучше всего по возрастным потокам.

Общественный инструктор (старшеклассник), физорг находится перед

классом (лицом к ученикам) и выполняет ОРУ под музыкальное

сопровождение. Ученики - в школьной форме, девочки располагаются в

задних рядах. Комплекс ОРУ разрабатывается учителем физической

культуры или старшеклассником по заданию учителя и меняется 1 раз в 2

недели. Уход с занятий организованный, первыми в школу входят младшие

классы.

Ф и з к у л ь т у р н ы е м и н у т к и проводятся во время урока по

теоретическим предметам и решают задачи снятия утомления, активизации

внимания, предупреждения нарушений осанки. Проводятся обычно 1-2

мин., при появлении I-ых признаков утомления через 20-30 мин. после

начала занятий. Выполняются 2-3 упражнения по 4-6 раз каждое:

- ОРУ для пальцев, кистей, рук;

- ОРУ для плечевого пояса, спины, позвоночника (с потягиванием и

прогибанием, на осанку);

- общего воздействия (ходьба, приседания);

- на внимание, ассиметричные движения рук.

Физкультминутки проводятся учителем, ведущим предмет, или

физоргом, при открытых форточках, сидя или стоя около парт.

Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я и п о д в и ж н ы е и г р ы н а

у д л и н е н н ы х п е р е м е н а х (“подвижная перемена”) решают задачи

эмоционального активного отдыха учащихся, снимают утомление,

повышают работоспособность. У школьников формируются одновременно

и навыки проведения массовых самодеятельных форм здорового досуга.

I-IV классы, упражнения с мячами, скакалкой, лазание и перелезание,

подвижные игры, элементы танцев, катание на самокатах, лыжах, санках и

др.;

V-VIII классы, то же, упражнения на равновесие, танцы, элементы

ритмической гимнастики и спортивных игр, упражнения с гантелями

(мальчики);

IX-XI классы, пионербол, волейбол, ритмическая гимнастика;

упражнения с гирями, штангой, эспандерами (юноши), с обручем,

скакалкой, булавами (девушки). Проводятся данные мероприятия на

добровольных началах и с учетом интересов школьников.

Необходимо обязательное планирование и подготовка мест,

распределение руководителей. В младших классах занятия могут проводить

старшеклассники, обязательно подбадривая и оценивая действия детей. С V

класса игры для мальчиков и девочек надо проводить раздельно. Можно

устраивать простейшие состязания с использованием элементов спортивных

игр, выполнением отдельных упражнений, эстафет, аттракционов.

Игры проводятся на открытом воздухе учителями, классными

руководителями и физкультурным активом под контролем представителей

администрации школы. При низкой температуре воздуха школьники

надевают шарфы, шапки, куртки.

Предварительно составляется и вывешивается недельный график по

классам с указанием мест занятий и содержания, которые могут

варьировать. К концу занятия интенсивность снижается, выполнение

упражнений прекращается заблаговременно (5 мин.).

Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня

(спортивный час) решают следующие оздоровительные задачи: повышение

двигательной подготовленности, укрепление здоровья, физическое

развитие. Они значительно отличаются от уроков, более эмоциональны и

доступны, проводятся в игровой форме. Воспитатель, учитывая интересы

учеников,

стремится

вызвать

у

них

активность,

творческую

самостоятельность. Детям, физически менее развитым, уменьшается объем

и интенсивность упражнений.

Содержание: ОРУ с предметами; метания, смешанные висы и упоры;

прыжковые и беговые упражнения; передвижения на лыжах, катание: санки,

коньки, велосипед; подвижные игры, элементы ритмической гимнастики;

домашние задания (I- IV классы), ОРУ с предметами, гантелями (м),

обручем (д), подвижные и спортивные игры, висы и упоры, ритмическая

гимнастика, бег на лыжах и коньках; домашние задания (V-VIII классы).

Спортивный час проводится воспитателем на открытом воздухе в

перерыве между выполнением домашних заданий по теоретическим

предметам. Учитель физической культуры в случае необходимости

оказывает методическую помощь, консультирует, проводит показательные

занятия, привлекает физкультурный актив в помощь, подготавливает

спортивный инвентарь. Продолжительность занятия - 30-40 - 60 мин.

Младшеклассники любят простейшие соревнования в форме заданий: кто

быстрее пробежит 20 м, кто дальше прыгнет, кто попадет в цель.

Наши рекомендации