Тема 4. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности

Образовательный потенциал социума. Проблема создания единого образовательного (воспитательного) пространства. Субъекты создания единого (образовательного) воспитательного пространства в городском социуме (органы власти и местного самоуправления; образовательные учреждения, родители учащихся, учреждения культуры, общественные организации и структуры, детские сообщества, в том числе, детские общественные и детско-ветеранские объединения и др.). Модели взаимодействия субъектов образовательного (воспитательного) пространства.

Сотрудничество школы и семьи. Цели, задачи, формы, методы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Методические рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи Министерства образования и науки Российской Федерации.

Особенности воспитания в учреждениях дополнительного образования.

Взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования в современных условиях.

Детское движение в России. Воспитывающие эффекты участия подростков в деятельности детских общественных объединений. Модели взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных формирований.

Учреждения культуры и использование их потенциала для организации воспитательного процесса в школе.

Органы местного самоуправления и образовательные учреждения: возможные варианты сотрудничества.

Тема 5. Сущность, структура и проектирование процесса воспитания.

Воспитание как система. Цели воспитания и их классификация. Этапы воспитательного процесса (проектирование, реализация, контроль и регулирование, анализ и оценка). Проектирование воспитательного процесса (диагностика, целеполагание, планирование).

Диагностическая деятельность педагога. Методы педагогической диагностики. Изучение воспитанности учащихся, уровня развития коллектива. Изучения состояния воспитательной работы в педагогической системе. Иерархия воспитательных проблем.

Целеполагание как процесс разработки целей воспитания на основе изучения государственного заказа (федеральных документов, регламентирующих организацию образования (воспитания), потребностей и интересов учащихся, запросов их родителей, положений определенной концепции воспитания, реализуемой в образовательном учреждении, профессиональных ожиданий педагогического коллектива и пр.

Планирование воспитательного процесса. Виды планов. Циклограмма воспитательного процесса.

Тема 6. Способы предупреждения девиантного поведения и правонарушений

Сущность понятия «девиантное поведение» человека, варианты проявления и факторы его формирования.

Виды девиантного поведения (поведение, направленное на привлечение внимания; поведение, направленное на утверждение власти; мстительное поведение; поведение, направленное на избегание неудачи) и их характеристики.

Стратегии, тактики, способы работы с учащимися с девиантным поведением.

Профилактика девиантного поведения и правонарушений учащихся. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.

Теории сопровождения субъектов педагогического процесса

Тема 1. Теории сопровождения субъектов педагогического процесса.

Сущность сопровождения. Понятия «педагогическая поддержка», «сопровождение», «индивидуальная помощь», их взаимосвязь. Теория педагогической поддержки О.С. Газмана и ее развитие в современной педагогике. Концепция педагогического сопровождения М.О. Рожкова. Педагогическое сопровождение на основе индивидуальных образовательных траекторий (Е.А. Александрова). Индивидуальная педагогическая помощь в процессе социализации личности (А.В. Мудрик, Б.В. Куприянов, О.В. Миновская).

Тема 2. Педагогическое сопровождение процессов социализации.

Технология педагогической поддержки. Методика оказания индивидуальной педагогической помощи. Способы осуществления педагогического сопровождения на основе проектирования индивидуальных образовательных траекторий.

Тема 3. Педагогическое сопровождение разных категорий детей

Особенности выявления индивидуальных особенностей школьников. Поддержка, помощь детям испытывающим трудности в учении, общении, деятельности. Сопровождение одаренных, «трудных» школьников, детей с особыми потребностями.

Тема 4. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

Сущность и особенности педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Подходы к психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения и подготовки к сознательному выбору профессии (Пряжников, С.Н. Чистякова, М.Р. Битянова, И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков). Модели сопровождения профессионального самоопределения: тьюторство, супервизия, модерация.

Содержание самостоятельной работы студентов

Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  Сущность и теории обучения. Закономерности и принципы обучения. Связь обучения и развития личности Сделать презентацию на тему «Современные дидактические концепции» Защита презентации
Сделать сравнительную таблицу «Анализ современных дидактических теорий» Защита портфолио
  Структура и проектирование процесса обучения Сделать анализ урока с точки зрения основных этапов его проектирования, планирования, проведения и анализа Проверка анализа урока
  Содержание образования. ФГОС. Учебные планы. Учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях Сделать характеристику ФГОС основного общего образования (среднее или старшее звено школы) Тестирование
Сделать сравнительный анализ двух имеющихся программ по русскому языку или литературе для основной или старшей школы Выступление на семинаре
  Методы, технологии, формы обучения Написать характеристику основных форм организации обучения Тестирование
Написать алгоритм действий учителя и ученика в соответствии с одной из образовательных технологий Выступление на семинаре
  Проектирование индивидуальных маршрутов обучения и развития Выбрать одного ученика среднего звена школы, написать характеристику, описать его индивидуальный маршрут Проверка описания маршрута
  Педагогически целесообразная и психологически безопасная образовательная среда Написать характеристику среды образовательного учреждения Проверка характеристики
  Основы просветительской деятельности учителя Составить программу психолого-педагогического просвещения родителей одного класса на учебный год Защита программы
ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ
  Теории воспитания ребенка. Общие закономерности и принципы воспитания Сделать презентацию на тему «Характеристика одной из базовых теорий воспитания» Защита презентации, тестирование
  Содержание, методы, технологии и формы организации внеучебной деятельности обучающихся Написать программу работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся Презентация программы
Написать методическую разработку воспитательного мероприятия для школьников Взаимоанализ разработки
  Социальные, культурные, национальные контексты воспитания и социализации Написать характеристику среды образовательного учреждения Проверка характеристики
  Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности Составить программу работы классного руководителя по формированию детского коллектива, работы с родителями Защита программы
  Сущность, структура и проектирование процесса воспитания Составить план работы классного руководителя с классным коллективом на четверть Взаимоанализ планов
  Способы предупреждения девиантного поведения и правонарушений Составить программу поддержки и сопровождения для школьника с девиантным поведением Защита программы
ТЕОРИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  Теории сопровождения субъектов педагогического процесса Составить аннотированный список литературы по темам: «Педагогическая поддержка» «Педагогическая помощь» «Педагогическое сопровождение» Защита портфолио
  Педагогическое сопровождение процессов социализации Составить алгоритмы действий педагогов по педагогической поддержке, помощи, сопровождению Защита портфолио
  Педагогическое сопровождение разных категорий детей Составить программу поддержки и сопровождения для одаренного школьника Защита портфолио
  Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии Составить программу профориентационной работы со старшеклассниками, направленную на формирование представлений и мотивов, связанных с профессиональным самоопределением Защита портфолио

Результаты выполненных устных и письменных работ отражаются в портфолио студента.

Наши рекомендации