Характер и его структура

В поведении и деятельности человека проявляются самые различные психические особенности. Одни их них не существенны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие являются существенными в определенном отношении, но не имеют значения для всего поведения человека (например, особенности восприятия, внимания, памяти и т.д.). В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

В переводе с греческого слово «характер» означает «чертить», «оставлять оттиск», а в переносном значении – отчетливо выраженные общие черты поведения. В истории психологии на природу характера существует три точки зрения: одни считали, что он наследственно обусловлен; другие – он целиком определяется условиями жизни; третьи – характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства. Первая точка зрения является по своей сути биологизацией характера, зачеркивающей роль социального опыта и воспитания, вторая является другой крайностью – социологизацией характера, сводящей на нет роль биологического фактора. Более реально отражает природу характера третья точка зрения. В отечественной психологии получил общее признание подход, согласно которому характер не врожден, но в его проявлениях сказываются и особенности природной организации и, в первую очередь, нервной системы.

Характер – это своего рода каркас, стержень человека. В характере, как в фокусе, сосредоточиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.

К характеру, однако, относятся не все относительно устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения, именно по ним нередко определяют характер человека.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

- отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);

- противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус);

- признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

- признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека и, прежде всего, от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, наказе темперамента.

Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение «человек с характером» рассматривался как синоним выражения «волевой человек». Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом случае характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, ее направляющее, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. (Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Черты характера выражаются в отдельных особенностях поведения).

К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Рассмотрим их подробнее.

Волевые черты характера – устойчивые индивидуально-типологи-ческие особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей, и направлять поведение в соответствие с определенными принципами и задачами. К ним относятся:

Целенаправленность – способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности. Выдвижение в определенный период жизни основной цели и подчинение ей своего поведения является целеустремленностью.

Самостоятельность – способность подчинять поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная независимость от разнообразия требований различных малых групп, критическая оценка советов и указаний. Самостоятельность предполагает также повышенную активность личности, которую не следует смешивать с суетливостью. Если активность – это потребность осуществлять действия, необходимые в данный момент, то суетливость – неуместная активность.

Решительность – способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение. Решительность проявляется также и в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. Решительность связана с уверенностью человека, наличием у него устойчивой ориентационной основы.

Настойчивость – способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели. Во многих случаях настойчивость связана с толерантностью, терпеливостью человека – способностью длительного противостояния неблагоприятным воздействиям и противодействию со стороны других людей.

Выдержка и самообладание – способность контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, способность воздерживаться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

Смелость – способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность.

Мужество – способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию.

Дисциплинированность – способность подчинять поведение правилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявлять большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.

Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад характера личности. Основными особенностями волевого склада личности являются:

- цельность характера – устойчивость позиций и взглядов личности в различных ситуациях, согласованность слов и поступков;

- сила характера – энергичность человека, его способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в напряженных ситуациях;

- твердость характера – сила характера в сочетании с принципиальностью;

- уравновешенность – оптимальное соотношение активности и сдер-жанности, ровность поведения, использование всех своих возмож-ностей в любых условиях.

Эмоциональные черты характера – устойчивые индивидуально-ти-пологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

Когда говорят об эмоциональных чертах характера, то имеют в виду показатель возбудимости, страстное или холоднорассудочное отношение к явлениям действительности, что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен, преобладающие настроения и т.д.

По эмоциональным качествам различаются натуры: эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью), малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности). Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость. Наряду с эмоциями черты характера личности определяются особенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действенность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сферой – важнейшая характерологическая особенность личности.

Интеллектуальные черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей. Говоря об интеллектуальных чертах характера, прежде всего, имеют в виду сложившиеся качества ума.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем. Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, ясность и другие, т.е. общая интеллектуальная одаренность, владение обобщенными способами мышления, а также устойчивая интеллектуальная направленность личности – любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

Интеллектуальные черты характера так же, как и его волевые и эмоциональные качества, формируются на основе преобладающих его взаимодействий со средой.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности.

В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т.д.). Ко второй относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т.е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черст-вость и т.д.). Третью составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное самомнение, скром-ность-наглость и т.д.). Четвертая – это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).

Возможна и другая классификация черт характера, например:

- свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т.д. или альтернативные им черты);

- свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества);

- свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластич-ность-ригидность и т.д.).

Типология характеров

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

- довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

- входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

- в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.

Наиболее известны следующие типологии характера:

1) конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Сиго, Ломброзо, Шелдон и др.).

2) акцентуальные теории, связывающие особенности характера с его акцентуацией – чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

3) социальная типология характеров, в основе которой – отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

Остановимся более подробно на второй группе теорий типологии характеров.

Известный немецкий психиатр К. Леонгард считает, что у 20–50 % людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Леонгард выделил 12 типов акцентуаций и предложил классификацию типов характеров, которая основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

Гипертимный – чрезвычайно контактны, словоохотливы, имеют ярко выраженные мимику и жесты. Это энергичные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, склонны к авантюрам и аморальным поступкам, недостаточно серьезно относятся к своим обязанностям, трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Дистимный – характерны низкая контактность, немногословие, склон-ность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

Циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Эмотивный – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам. Эти люди добры, исполнительны, обладают обостренным чувством долга.

Демонстративный – артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют.

Застревающий – «застревает» на своих чувствах и мыслях, обидчив, подозрителен, мстителен, служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе, честолюбив, особо чувствителен к социальной справедливости.

Педантичный – добросовестны и аккуратны, надежны в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Тревожный – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. В то же время они дружелюбны, самокритичны, исполнительны.

Экзальтированный – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким.

Интровертированный – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывают, свои переживания не раскрывают, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относятся к другим людям, даже к близким.

Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Близкой к классификации К. Леонгарда является типология характеров у подростков, предложенная отечественным психиатром А.Е. Личко.

Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещается полностью в эту типологию. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков.

Наши рекомендации