Генезис образования как социального явления
Система образования представляет собой важнейший социальный институт, однако прежде чем она сложилась в ее современном виде, был пройден долгий и сложный путь исторического развития. Сложный и многогранный генезис образования как важнейшей сферы духовной культуры общества представляет огромный интерес для понимания современного состояния образования.
Образование стало особой сферой деятельности с того момента, как процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Таким образом, образование возникает вместе с обществом, с развитием труда, мышления, языка.
Процессы социализации подрастающих поколений у первобытных народов значительно отличаются, но вместе с тем имеют общие черты, что позволяет говорить о системе обучения и воспитания в первобытную эпоху как исторически сложившемся архаичном типе образования.
Для архаичного типа образования характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной (прежде всего производственной) жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям, воспитательные функции родителей и других членов общины тесно переплетались; физические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практиче-ски-деятельностным, словесные методы воспитания и передачи информации имели второстепенное значение. У детей не существовало особого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.
С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному, главной целью которого являлось формирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям.
Со временем приходит понимание того, что материальное благополучие свободных жителей рабовладельческих государств зависело не только от их собственного благосостояния, но и от могущества государства. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ.
Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи информации, вследствие чего изменилось и содержание образования. Овладение письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что прежние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком посвящать себя этой деятельности, специализироваться в ней. Все это привело к разделению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материального и духовного воспроизводства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.
Процесс образования превратился в специфический вид умственной деятельности, связанной с передачей и восприятием знаний. Появляется специфическая социальная группа людей, профессионально занятых образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях. Образование, дающее возможность участвовать в государственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством, да к тому же требующее больших расходов, отвлечения подростков на учебу, стало привилегией господствующих классов. Распространенность образования в различные периоды древней истории у разных народов была неодинаковой.
В Средние века развитие системы образования в Западной и Центральной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился. Однако с усложнением общественной жизни и государственного механизма требовалось все больше образованных людей. Их подготовкой занимались городские школы, независимые от церкви.
В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, пользовавшиеся известной автономией по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников. Стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это отставание. Эффективность образования повысилась в десятки раз, за счет чего снизилась стоимость обучения, повысилась его доступность.
Характер образования в докапиталистическую эпоху обусловлен развитием торговли, мореплавания, промышленности, но долгое время образование не оказывало существенного влияния на экономику. Ситуация изменилась после первой промышленной революции. Вместе с тем развитие промышленности, городов, мирового рынка сделало необходимым всеобщую грамотность трудящихся как одного из условий высокопроизводительного труда. Кроме того, по мере технического прогресса требования к общеобразовательной подготовке рабочих стали быстро возрастать.
Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями все чаще стало требоваться среднее образование, а затем и профессиональная подготовка рабочих. К 50—60-м гг. XX в. образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы.
С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобретает распространение естественно-научных знаний, снижается гуманистическая роль образования, на первый план выходит функция профессионализации. В содержании образования превалируют математические и технические дисциплины.
Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения, образовательным взрывом. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через обучение в школе. Школьное образование в современном мире является общим. Оно доступно большинству населения и является необходимым условием нормального функционирования человека в системе общества. В школе человек получает тот минимум научных знаний и представлений о разных сферах жизни, который общество считает обязательным для любого цивилизованного человека. Образование, полученное в школе, составляет основу, на которую затем накладывается специальное профессиональное образование, среднее или высшее. В школе впервые выявляются природные способности человека и перспективы их развития.
Каковы же основные проблемы образования в России в начале XXI в.? Выделим среди них следующие:
• проблема эффективности образования;
• проблема гуманизации и гуманитаризации образования;
• образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности;
• проблема стратегической цели образования.
Проблема эффективности образования.
Понятие «эффективность» в самой общей форме обозначает степень приближения к максимальному или «оптимальному» (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек.
Среди теоретиков и практиков еще очень сильна тенденция рассматривать сферу образования в экономическом отношении лишь как потребляющую национальный доход, но не участвующую в его создании. Тем самым за образованием признается только его социальная эффективность. С этим подходом связан так называемый принцип остаточного финансирования образования. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих достаточно высокую народно-хозяйственную эффективность образования. Образование действительно может быть экономически выгодным, высокорентабельным делом.
Сущность социальной эффективности образования заключается в максимальном использовании образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных негативных побочных последствий. Имеется в виду не только сокращение экономических затрат для наиболее значительных учебно-воспитательных результатов, но и смягчение стресса при отрыве детей от родителей, усиливающегося с развитием общественно организованных форм воспитания и обучения; преодоление односторонности развития учащихся; уменьшения нравственных потерь, вызванных сегрегацией различных возрастных групп школьников.
Экономическую эффективность образования можно рассмотреть как в системе общественного производства, так и с точки зрения лучших образовательных результатов при минимуме финансовых, материально-технических затрат со стороны как педагогов, так и учащихся.
Достижение необходимых обществу определенных социальных и экономических результатов составляет смысл функционирования всей системы образования и всех ее элементов в отдельности. В отличие от прочих отраслей народного хозяйства результаты образования выражаются не в создании каких-либо средств улучшения жизни людей, а непосредственно в совершенствовании и развитии самого человека. В результате организованного образовательного процесса резко повышается и экономическая, и социальная отдача человека.
Сам образовательный процесс представляет собой относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогической науки. При этом социально-экономические аспекты существенно влияют на определение стратегической цели образования, исходных образовательных ценностей и методологических позиций.
Признание исключительной значимости научно-образовательного потенциала как фактора социально-экономического развития современных обществ не должно скрывать острых противоречий, нерешенных проблем в сфере образования. Причины неудовлетворительного положения дел в этой сфере связаны с усилением технократических тенденций, игнорированием гуманистических аспектов, недооценкой личностного фактора.
Проблема гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманизм — одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении делать добро, в милосердии, сострадании. Гуманизм можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Взаимопомощь и сотрудничество в достижении общих целей служат основой общественной жизни, условием развития индивидуальности каждого. Это не только не исключает, но и предполагает как диалектическую противоположность — антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Взаимодействие противоположностей — гуманизма и антигуманизма — пронизывает всю историю человечества. Тем не менее гуманистические тенденции в образовании неуклонно нарастают в общественном сознании.
Гуманистические идеи могут распространяться и утверждаться в общественном сознании лишь через просвещение и образование. Но и само образование и как социальный институт, и как образовательный процесс, и как результат педагогической деятельности должно отвечать принципам гуманизации:
• признание приоритета личности воспитанника в образовательном процессе;
• учет его образовательных потребностей;
• гуманизация образовательной среды;
• соблюдение прав и свобод воспитанника в образовательном пространстве.
Отношение между образованием и обществом характеризуется понятием «культура». Общество обеспечивает свое существование передачей культуры от поколения к поколению. Процесс передачи культуры есть именно то существенное, что обозначается, по мнению Р. Кинга, термином «образование». Образование в его высоком гуманистическом смысле не должно отчуждаться от человека и фундаментальных общечеловеческих ценностей. К сожалению, бурный рост научно-технического прогресса, постоянно увеличивающиеся знания людей порождают порой гипертрофированные представления об абсолютном приоритете естественно-научных и технических достижений перед гуманитарными, логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства перед духовным. Предотвратить эти опасные тенденции призвана гуманитаризация образования. Понятия «гуманизм» и «гумани-таризм» часто употребляются как синонимичные. Однако это ошибочно.
Гуманитаризм есть направление мышления и деятельности, ориентированное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни.
Гуманизм — это направление мышления и деятельности, ориентированное ни благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловномном уважении свободы каждой личности.
Гуманитаризация образования не всегда означает его гуманизацию, поскольку гуманитарные дисциплины могут быть наполнены и антигуманистическим содержанием. Негуманно, к примеру, создавать ситуацию учебной перегрузки, ведущей к переутомлению, заставляя учащихся под видом гуманитаризации изучать увеличивающиеся объемы учебного материала по общественным наукам.
Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т. е. стремлением ограничить содержание образовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй — основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа ценностных (аксиологических) ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем. Для преодоления недостатков первого и второго типов образования необходима ориентация на культурно-гуманистические ценности в разработке образовательных проектов. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.
Образование является общечеловеческой ценностью. Однако образование, наряду с другими общечеловеческими ценностями, на индивидуально-личностном уровне признается в разной степени. «Очевидно, что отношение человека к образованию во многом зависит от того, насколько вознаграждается — и прежде всего чисто материально — образованность, насколько достоин образ жизни учащих и учащихся. Во всех странах, и у нас в России тоже, сейчас все более признается личностная ценность образования. Иными словами, образование — это не только «подготовка кадров», оно важно для самого человека»1. На отношение человека к образованию как к личностной ценности влияет и общая направленность личности, личностная шкала ценностей, опыт образовательной успешности на предыдущих этапах образования, отношение к образованию «значимых других».
Ценность образования, ранг которой в системе ценностей молодежи несколько снизился в начале 90-х гг., вновь повышается, при этом достаточно устойчивым становится прагматический подход к образованию, прослеживается тенденция рассматривать образование как средство получения материальных благ и удовольствий.