Физическое воспитание детей дошкольного возраста (задачи, формы и их характеристика)
Задачи физического воспитания в ДОУ. Группа оздоровительных задач (задачи по укреплению здоровья и обеспечению всестороннего развития):1) закаливание, повышение сопротивляемости организма воздействию внешней среды;2) укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование рациональной осанки;3) содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов; 4) способствование уравновешиванию процессов торможения и возбуждения. Развитию активного торможения; 5) воспитание физических способностей (преимущественно координационных и скоростных).
Группа образовательных задач:1) формирование основных жизненно важных двигательных навыков и умений; 2)начальное образование в области физической культуры;3) формирование первоначальных навыков личной и общественной гигиены.
Группа воспитательных задач:1) воспитание морально-волевых качеств (разумной смелости, решительности, честности, уверенности в своих силах); 2) формирование основ физической культуры личности;3) содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Возрастная периодизация дошкольников
Возраст | Периоды | Группы детских яслей и детских садов | |
Биологич. классификация | Педагогич. классификация | ||
1-10 дней | Новорожденный | Ранний дошкольный возраст | Первая ясельная группа раннего возраста |
1 год | Грудной | ||
2 года | Раннее детство | Вторая ясельная группа раннего возр. | |
3 года | Младший дошкольный возраст | Первая младшая группа детского сада | |
4 года | Первое детство | Вторая младшая группа детского сада | |
5 года | Средний дошкольный возраст | Средняя группа | |
6 лет | Старший дошкольный возраст | Старшая группа | |
7 лет | Подготовительная группа |
Средства физического воспитания дошкольников: Физические упражнения. Основные группы: 1. Основная гимнастика: 1) общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения (построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания и т.д.); 4) танцевальные упражнения. 2. Подвижные игры(бессюжетные и сюжетные). 3. Упрощенные формы спортивных упражнений. 4.Гигиенические факторы (соблюдение режима сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п.).
Формы организации занятий физическими упражнениями: 1) утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки.
Средства УГ: общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3-4 упражнения игрового и подражательного характера), 6-8 мин - для детей 4-5 лет, 8-10 мин - для детей 6 лет.2) физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2-3 раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет 15-20 мин, 4-5 лет - 20-25 мин, 5-6 лет - 25-30 мин. Занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной; 3) подвижные игры с разнообразным двигательным содержаниемпроводятся ежедневно, как правило, во время прогулок; 4) физкультпаузы и физкультминуткииспользуются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Проводятся на занятиях по счету, лепке, рисованию; 5) физкультурные праздники. Цель - демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся 2-3 раза в год. 6) самостоятельные занятия физическими упражнениями (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием и т.д.).
Физическое воспитание детей школьного возраста (задачи, формы и их содержание).
Возрастная периодизация: младший школьный возраст (7-11 лет), подростковый возраст (11- 15 лет), старший школьный возраст (15- 17 лет).
Цель физического воспитания школьников: способствовать всестороннему, гармоническому развитию детей, формировать физически культурную личность.
Общие задачи:1) содействовать нормальному физическому развитию ребенка: укреплять здоровье, закаливать и повышать общую работоспособность; 2) формировать жизненно необходимые знания, двигательные умения и навыки; 3) совершенствовать двигательные, психологические и интеллектуальные качества детей; 4) воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, способствовать формированию организаторских умений и навыков, умений самостоятельного использования средств физического воспитания; 5) воспитывать высокие нравственные качества, дисциплинированность, ответственность за свои действия, трудолюбие, эстетические чувства.
Формы физического воспитания школьников: 1. Физическое воспитание в учебных заведениях: 1) уроки по предмету «Физическая культура»; 2) формы активного отдыха (гимнастика до занятий, физкультурные минутки и паузы, организованные игры на переменах; 3) внеклассные формы работы (секции видам спорта, группы ОФП, соревнования, туристические походы, спартакиады и т.д.). 2. Организации, осуществляющие внешкольные занятия физическими упражнениями(ДЮСШ, детские туристско-экскурсионные станции, массовые мероприятия, лагеря труда и отдыха, соревнования, самостоятельные занятия, оздоровительные мероприятия в режиме дня). 3. В семье (мероприятия в режиме дня, выполнение домашних заданий по физической культуре, самостоятельные занятия физическими упражнениями, игры, походы, прогулки).