Процесс обучения, его структура, функции. Принципы обучения
Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Это часть целого ПП.
Сущность – в стимулировании и организации учебно-познавательной д-ти учащихся по овладению ими ЗУНами, развитию способностей и выработки взглядов и убеждений. Движущая сила ПО– противоречия, потребности, мотивы, интересы. Противоречие – между потребностью в усвоении и реальными возможностями удовлетворения этой потребности. Мотивы – те побуждения, которыми руководствуется ученик. Интерес – форма проявления познавательной д-ти, которая обеспечивает направленность личности на достижение цели и усвоение нового материала.
Функции ПО:Обучающая, развивающая, воспитывающая. Все функции взаимосвязаны, являясь следствием и причиной одна другой.
Задачи ПО:Стимулирование учебно-познавательной активности учащихсяОрганизация их познавательной деятельности по овладению их научными ЗУНамиРазвитие мышления, творческих способностей и навыковВыработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культурыСовершенствование учебных умений и навыковФормирование умения самостоятельно получать знания
В педагогической литературе рассматривается внешняя и внутренняя структура ПО. Внешняя охватывает всю воспитательную систему как целостный процесс, внутренняя отражает структуру реального учебного процесса в виде урока, занятия и др.
Пидкосистый выделяет следующую внешнюю структуру: социальный заказ школе – цели обучения – характер деятельности учителя (преподавание) – содержание образования - методы, средства, формы, технологии – характер деятельности ученика (учение) – результат обучения (образованность, уровень развития, уровень общей культуры). В этой структуре присутствуют постоянные системаобразующие компоненты: цель обучения, результат обучения и учение, и переменные: содержание образования, методы, формы, технологии и т.д.
Внутренняя структура представляет собой взаимосвязь процессуальных компонентов обучения:Целевой (определение и осознание целей и задач УПД)Потребностно-мотивационный(оформление потребности в знаниях и мотивов УПД учащихся)Содержательный ( определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися)Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом под руководством учителя или самостоятельно)Эмоционально-волевой (предание учебной деятельности эмоционально-положительного характера)Контрольно-регулировочный (контроль и самоконтроль хода УПД )Оценочно-результативный (оценка и самооценка УПД, рефлексия)
По своей сущности обучение – это процесс, который развивается закономерно и в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня.
Принципы обучения – исходные положения, которые определяют характер обучения. В современной педагогике существует определённая система дидактических принципов, которая включает в себя как традиционные, обоснованные ещё Каменским (принцип наглядности, доступности, сознательности), так и современные, возникшие в новой образовательной ситуации (принцип оптимального сочетания методов и форм обучения, эмоциональности, проблемности идр.). Система принципов обучения постоянно изменяется и дополняется в зависимости от социальных и экономических условий. В настоящий момент выделяют следующие дидактические принципы:
Научности, Сознательности и творческой активности, Наглядности, Систематичности и последовательности, Связи теории с практикой, Прочности, Доступности, Учёта индивидуальных и возрастных особенностей, Воспитывающего и развивающего характера обучения, Оптимальности .
В реальной школьной практике взаимосвязь между принципами очень тесная Традиционно все принципы основываются на принципе придосообразности, который обосновал Я.А.Каменский. сущность этого принципа в том, что обучение и воспитание должно строиться сообразно природе ребёнка, т.е. с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
11. Системы и формы организации обученияФорма организации обучения— внешняя выражение организации обучения, осуществляемого в определённом порядке и режиме.Выбор ФОО зависит от цели, содержания, методов и ср-в обучения, состава учеников и учителей, а также от материальных условий обучения. ФОО имеют социальную обусловленность, т.е. возникают и совершенствуются в связи с развитием общ-ва и дидактических систем.
- по кол-ву учащихся: массовые, коллективные, индивидуальные и др.
- по месту учёбы: классные, внеклассные, школьные, внешкольные
- попродолжительности занятий: классический урок, спаренное занятие, укороченное.Совокупность форм образует систему организации обучения. Исторически ложились следующие системы организации обучения:индивидуальная - передача опыта от преподавателя к обучаемому; появилась в античные времена; сохранилась в виде репетиторства, тьюторства, менторства, гувернерстваиндивидуально-групповая- поочередное взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым в группе; использовалась в школах Средневековья; сохранилась в отечественной сельской малокомплектной школеклассно-урочная- взаимодействие преподавателя с группой обучаемых одного возраста и постоянного состава (класс) в определенные отрезки времени (урок); создана Я.А.Коменским в XVII в.; сохранилась в средней школе на начальной и базовой ступенях, в средних специальных учебных заведенияхвзаимного обучения- взаимодействие преподавателя с группой старших, способных обучаемых, которые затем обучали младших; существовала в Англии, Индии в конце ХVIII– начале ХIХ вв. (белл-ланкастерская система)избирательного обучения- существовала в конце ХIХ в.: в США (батовская система) – сочетание коллективной работы с классом и индивидуальных занятий, - в Европе (маннгеймская система) – распределение учащихся по классам в зависимости от способностей и успеваемости; сохранилась в виде деления учащихся на потоки в зарубежной средней школе;индивидуализированного обучения - существовала в начале ХХ в. в США: - Дальтон-план – индивидуальные занятия учащихся в лабораториях, предметных мастерских по выполнению определенного задания; сохранилась в средней школе как альтернатива классно-урочной системе, - план Трампа – распределение учебного времени на работу в больших группах (40%), малых (20%) и индивидуальную самостоятельную работу в учебных кабинетах (40%); сохранилась в высшей школе
В средней школе Республики Беларусь преобладает классно-урочная система обучения.
Признаки: постоянный состав примерно одного возраста и уровня подготовки,планирование,учебный процесс – взаимосвязанные части-уроки,постоянное расписание,каждый урок – только одному предмету,руководящая роль учителя,постоянное место – кабинет,постоянная продолжительность,вариативность д-ти учащихся.
преимущества:строгая организационная структура,экономична,благоприятные условия для взаимообучения, воспитания и развития личности,проста в управлении обучением (авторитарный стиль преобладает).
недостатки:ориентация на среднего ученика,работа в навязанном темпе,формальная организация работы.
Урок —это коллективная форма организации обучения с учащимися одного возраста и постоянного состава, с ограниченными временными рамками, по заранее составленному расписанию, с единой для всех программой обучения. Позволяет не только организовать УПД учащихся, но и формирования мировоззрения, воспитания, творческого развития и саморазвития. На уроке реализуются все функции ПО, в нём взаимосвязаны все компоненты По, благоприятные условия для сочетания фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы детей.
Особенности:определённый объём учебного материала,постоянный состав учащихся,руководство учителя,последовательность структурных этапов,чёткое время,обязательность посещения,обязательная реализация все принципов в сочетании.
К уроку предъявляются общие дидактические, развивающие, воспитательные, организационные, санитарно-гигиенические и др. требования
12. Контроль и Оценка в процессе обучения и их функции. Педагогические требования к контролю и оценке.Контроль и проверка учебной деятельности учащихся является важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагностическую функцию: выявлять и искоренять недочёты и ошибки в знаниях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять оценки.
Контроль – выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых, это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки, выявления причин отклонений от заданной цели. Функции контроля:Контролирующая – установление обратной связи, учёт результатов контроляОбучающая – даётся с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и уменияВоспитывающая – приучение учащихся к систематической работе, формирование нравственных качеств, амооценкиРазвивающая – развитие памяти, внимания, интереса к предмету, творчестваМотивационная – развитие мотива и потребности в учёбеДиагностирующая и прогнозирующая и др.Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка – это качественный показатель работы учащихсяОтметка – это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки, т.е. количественный показатель.Применительно к УПД оценить – значит определить степень выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ. Т.о. оценке подлежат как объём, системность, обобщённость усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и нтеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека в совокупности отражающие и характеризующие достижения ученика в учебной деятельности.Принципы контроля1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).2.Систематичность– на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического примененя знаний), регулярность опросов, каждодневность.3. Принцип наглядности (гласности) – оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той последовательности, как проводиться изучение материала.
Виды контроля: текущий, периодический, итоговый, предварительный.
Методы контроля: устный, письменный, практический, дидактические тесты, наблюдение.Требования к организации: индивидуальный характер, систематичность, разнообразие форм и методов, всесторонность, объективность, дифференцированный подход, единство требований
13. Формирование мотивация учения школьниковМотивация – процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.Мотивация основывается на мотивах, они главные движущие силы дидактического процесса. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.Мотивы бывают: 1) внутренние и внешние; 2) осознанные и неосознанные.3) реальные и мнимые.В органической связи с мотивами существуют п о т р е б н о с т и. Потребность является источником активности и ее движущей силой. мотив учения может быть определен как опредмеченная потребность. А. Маслоу создана иерархия человеческих потребностей – пирамида индивидуальной мотивации. Мотивация в иерархической структуре потребностей влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты его поведения. (Самовыражение- Оценка себя -социальные контакты –безопасность -физиологические потребности)Логика и структура мотивации деятельности человека (ПОТРЕБНОСТЬ- ИНТЕРЕС- МОТИВ- ЦЕЛЬ- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- РЕЗУЛЬТАТ)Существующее многобразие методов стимулирования можно условно подразделить на четыре большие подгруппы:Методы эмоционального стимулирования создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив
· Методы развития познавательногоинтереса формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета;
· Методы стимулирования долга и ответственности разъяснения школьникам личностной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроляМетоды развития творческих способностей и личных качеств стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска
Приёмы стимулирования мотивации: стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию:1) познавательные игры; 2) учебные дискуссии; 3) создание ситуаций занимательности; 4)создание ситуаций успеха, реализация воспитательного потенциала ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний;
Методы стимулирования долга и ответственности:1) формирование убеждений в сознательной и личностной значимости ученика; 2) предъявление требований; 3) упражнения в выполнении требований; 4)состязательность, поощрение, наказание.
14. Процесс воспитания, его содержание, структура. Принципы воспитания.
Воспитание– процесс целенаправленного формирования личности. Это специально-организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу.Особенности;
1) процесс целенаправленный;
2) процесс многократный;
3) процесс длительный (результаты не видны);4) процесс непрерывного взаимодействия воспитателей и учеников, в результате чего вырабатываются устойчивые привычки;5) процесс комплексный, единство целей и задач, содержания, форм и методов ВП подчинено идее целостности формирования личности;6) присущи значительная вариантность и неопределённость результатов;
7) двухсторонний характер.
8)многофакторныйСодержание В – система знаний, умений навыков, взглядов, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек, поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным задачамСтруктура ПВ состоит из последовательных задач и раскрывается как последовательное их решение. Структура ПВ:
1. Изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития.
2. Выявление реального уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, определяющих формирование его личности.
3. Целеполагание, т.е. формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.4. Разработка программы и плана, выбор способов деятельности.
5. Формирование мотивации и развитие личности, просвещение, организация деятельности и общения.
6. Выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации ВП. Результат в данном случае – базовая культура личности.
Принципы воспитания дают представление о том, как практически организовать процесс воспитания. Принципы всегда соответствуют определённой системе воспитания и служат реализации ведущей идеи данной системы.
Принципы воспитания –основополагающие идеи, базовые положения, которые выражают основные требования к содержанию и организации воспитательного процесса.
Все принципы воспитания базируются на закономерностях воспитания и реализуются через правила воспитания.
Существует ряд требованийк принципам воспитания:Равнозначность – принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенныхКомплексность – принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процессаОбязательность – принципы воспитания – это не совет и не рекомендация. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов снижают эффективность воспитательного процессаВсе принципы воспитания основываются на традиционных классических принципах природосообразности и культуросообразности, а также гуманизма и личностного подхода к воспитанию. Современную систему принципов воспитания составляют:Принцип гуманизма (гуманное отношение, ненасильственное формирование требуемых качеств)Личностного подхода (постоянное изучение индивидуальных особенностей, привычек)Принцип веры в ребёнка Принцип сотрудничестваОпоры на положительное (на основе положительного развиваются другие недостаточно сформированные кач-ва)Общественной направленности воспитания (необходимо формировать у уч-ся общественно-ценные мотивы деятельности)Согласованности действий школы, семьи и общественностиУважения к ученику и разумной требовательности к немуСочетания педагогического управления и детской инициативностиСвязи с жизньюВоспитания в коллективе и через коллективВключение личности в значимую деятельностьЭстетизация детской жизни (формирование у воспитанника эстетического отношения, вкуса, идеалов)Связи с трудом
15. Система воспитательной работы современной школы. Классный руководительКонцепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь:
· определяет подходы к процессу воспитания в РБ и его основные направления;
· базируется на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности;закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.
Цель воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Содержание воспитанияв РБосновывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества, государства.Воспитание в системе образования осуществляется на основе программ воспитания. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусьразрабатывается и утверждается Министерством образования РБ.
Основные требования к организации воспитания:обеспечение качества воспитания;
1. соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;
2. системность и единство педагогических требований;
3. реализация личностно ориентированного подхода;
4. создание условий для развития творческих способностей учащихся;
5. преемственность и непрерывность, последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
6. профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;
7. педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений.
Основные направления:Идеологическое воспитание - сформировать знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привить основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности
гражданское и патриотическое воспитание - сформировать у воспитанников активную гражданскую позицию, патриотизм, правовую, политическую и информационную культуру
нравственное воспитание - приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям; сформировать этическую и эстетическую культуру
воспитание культуры здорового образа жизни - способствовать осознанию воспитанниками значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формированию навыков здорового образа жизни
гендерное воспитание - сформировать у воспитанников представления о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе
трудовое и профессиональное воспитание - способствовать пониманию воспитанниками труда как личностной и социальной ценности, осознанию профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности
семейное воспитание - сформировать ценностное отношение к семье и воспитанию детейэкологическое воспитание - сформировать ценностное отношение к природевоспитание культуры безопасной жизнедеятельности - сформировать безопасное поведение в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни.воспитание культуры быта и досуга - обеспечить духовное и физическое совершенствование воспитанников, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время
Классный руководитель – наиболее опытный учитель, назначенный для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах.Функции:
1) воспитание совместно с другими учителями основ научного мировоззрения и нравственности учащихся;
2) организация и воспитание учебного коллектива класса и формирование у учащихся общественной активности;
3) развитие у учащихся познавательных интересов и способностей, повышение качества их успеваемости и проведение профориентации;4) забота об охране здоровья и физразвития школьников;
5) поддержание тесных контактов с родителями учащихся и обеспечение единства воспитательных усилий семьи и школы.
Обязанности:1) всестороннее изучение учащихся. Методы: повседневное наблюдение, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности, посещение на дому, рейтинг и метод компетентных оценок.
2) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся.3) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой и регулирование домашних заданий.4) периодическое проведение ученических собраний в классе.
5) вовлечение учащихся в кружковую работу.
6) организация общественно-полезного труда.
7) внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся.
8) поддержание связей с родителями и работа с семьёй.9) ведение личных дел учащихся.
10) планирование воспитательной работы.