Тема 3.2. Возрастные особенности развития трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Особенности трудовой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Две линии развития трудовой деятельности: изменение результатов деятельности на протяжении дошкольного возраста и самого процесса деятельности. Л.А. Венгер и В.С. Мухина о результатах деятельности и о соотношении внешних и внутренних действий в процессе развития трудовой деятельности. А.В. Запорожец о своеобразии трудовой деятельности младших, средних и старших дошкольников. В.И. Тютютнник о периодизации трудового развития в раннем онтогенезе.

Физическая ослабленность, моторная неловкость, сниженный уровень протекания процессов познавательной и практической деятельности, повышенная опека родителей как факторы, препятствующие формированию трудовых знаний, умений и навыков детей с нарушениями слуха. Типы затруднений в овладении навыками самообслуживания детьми с нарушениями интеллектуальной деятельности. Особенности овладения трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, ручным трудом и трудом в природе детей с нарушением зрения ранним детским аутизмом, детским церебральным параличом.

Тема 3.3. Задачи и коррекционные возможности трудового воспитания детей дошкольного возраста с проблемами развития

Задачи, решаемые с помощью педагогической технологии вхождения ребенка в реальные трудовые связи (по В.И. Логиновой, Е.Н. Герасимовой, М.В. Крулехт): приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых; формирование системы общетрудовых и специальных трудовых умений для осуществления целостного трудового процесса; освоение позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи.

Воспитание потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду, овладение элементарной культурой труда, ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду (по Л.А. Головчиц). Воспитание навыков самообслуживания и самостоятельности, привитие трудовых навыков и умений, ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему, развитие речи в связи с трудовым воспитанием дошкольников с нарушениями слуха (по Н.И. Беловой). Знакомство с трудом взрослых, формирование трудовой деятельности самих детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (формирование навыков самообслуживания, навыков хозяйственно-бытового, ручного труда, труда в природе) (по А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой). Овладение знаниями о труде взрослых (по И.В. Ремейкайте), роль мотивов поведения в трудовой деятельности слепых детей дошкольного возраста (по Л.И. Солнцевой).

Тема 3.4. Методы и приемы обучения трудовой деятельности детей с проблемами развития

Методы обогащения, систематизации представлений детей о труде: наблюдение за трудом взрослого, итоговая (заключительная) беседа, обобщающая беседа, метод демонстрации моделей и моделирование, рассматривание иллюстраций о труде человека, чтение художественной литературы о труде взрослых, дидактически-модельные игры о труде, загадывание загадок, использование пословиц и поговорок.

Методы формирования трудового опыта детей: показ трудового процесса взрослым, дидактический показ, упражнение детей в выполнении трудовых процессов, оценка труда ребенка, пояснения, указание, объяснения, беседы перед трудовой деятельностью с детьми, проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации.

Тема 3.5. Формы организации обучения трудовой деятельности. Планирование занятий по обучению трудовой деятельности

Характеристика и требования к организации совместного труда взрослого и ребенка. Определение виды требования к организации трудовых поручений.

Определение дежурств, виды дежурств детей, предусмотренные программами, мотивационная и практическая готовность ребенка к выполнению обязанностей дежурного, этапы руководства дежурствами (подготовительный, этап введения дежурства как формы организации детского труда, этап развития самостоятельности детей в дежурстве). Общий и совместный труд детей. Методика организации совместного труда детей. Педагогическая диагностика совместного труда группы детей.

Занятие по трудовому обучению как основная организационная форма трудового воспитания. Задачи первой части занятия: воспроизведение знаний детей о конкретном трудовом процессе и обучение его выполнению. Структурные компоненты первой части занятия: игровая проблемная ситуация, постановка цели в созданной проблемной ситуации, подготовка к работе и организация рабочего места, показ основного этапа трудового процесса взрослым, оценка итогового результата труда. Задача второй части занятия: перенос знаний в умения. Структурные компоненты второй части занятия: организации рабочего места, выполнение самого трудового процесса, уборка рабочего места, оценка качества результатов труда, соответствие их цели, возможности использования по назначению.

Особенности календарного планирования трудовой деятельности. Планирование цели труда, задач, которые будут решаться взрослым. Планирование видов трудовой деятельности и форм организации труда детей, основных методических приемов, оборудования, виды индивидуальной работы. Планирование трудовой деятельности на занятиях. Единство планирования и анализа результатов обучения трудовой деятельности.

Наши рекомендации