Тема 2.2 Формы организации обучения
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: содержание, цель, принципы, методы, формы и средства.
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности: простые, составные и комплексные.
Организационные формы обучения — это виды учебных занятий, отличающиеся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью по определенному, заранее установленному порядку и режиму.
К организационным формам обучения относятся также различные системы обученияучащихся: индивидуальная, групповая, классно-урочная, бригадная, массово-суггестивного обучающегося взаимодействия и т.д. Каждая из этих систем не является взаимоисключающей и может включать в себя элементы той или другой системы. Но далеко не все эти формы применяются при освоении народного танца.
Ведущей формой обучения является урок. «Урок — это ограниченная во времени форма коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся с целью освоения знаний. Умений, навыков и развития познавательных способностей учащихся» — отмечает А.А. Радугин.
Обучение народному танцу возможно только практически, поэтому большинство уроков (занятий)— это практические занятия. Однако по содержанию и дидактическим целям урока народного танца можно выделить следующие типы:
1) изучение нового материала;
2)закрепление материала;
3) проверка знаний, умений и навыков;
4) комбинированный урок;
5)повторительно-обобщающий урок.
Повторение, закрепление, объяснение, опрос в той или иной мере включаются в каждый урок, но один из этих видов работы является основной целью урока.
Урок изучения нового материала предполагает передачу новой информации об элементах народного танца, демонстрацию их исполнения, а также усвоение новых знаний, приобретение умений.
На уроке закрепления материала знания закрепляются во время отработки в специальных упражнениях умений и навыков.
Наиболее распространенным типом является комбинированный урок. В его структуре в той или иной мере присутствуют все элементы обучения.
Учебный процесс предполагает обратную связь обучаемого с обучающим. Осуществляется такая связь на основе системы проверок. В таком случае, тип урока — проверка знаний, умений и навыков.
Урочная форма занятий позволяет акцентировать внимание преподавателя на фрагментах учебного материала. Все дополнительные, формы усвоения материала, выполняют функции ведущих, сопутствующих и вспомогательных. Ведущими являются такие формы обучения, которые выполняют главную обучающе-образовательную функцию, обеспечивающую прочное усвоение учащимися основных знаний, умений и навыков. К ним, кроме урока, в хореографии можно отнести репетиционные занятия. Сопутствующими формами являются такие, с помощью которых приобретаются дополнительные знания, умения и навыки. Это всевозможные экскурсии, концерты, консультации. Вспомогательными формами обучения являются те, которые обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения, способствующие как преодоления отставания отдельных учащихся, так и ускоренному продвижению вперед отдельных учащихся. К ним можно отнести групповые и индивидуальные дополнительные занятия.
Важнейшей формой обучения является самостоятельная работа.Самостоятельная работа необходима как решающее средство закрепления знаний, умений и навыков учащихся, интенсивного развития их умственных и физических сил, самоутверждения личности. В процессе самостоятельной работы происходит не только повторение пройденного материала, но ее сознательная переработка и критическая оценка. Поэтому самостоятельная работа играет большую роль в развитии личности учащегося.
Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика.Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия с учащимися. Диагностика позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможности продвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики — индивидуальный и фронтальный устный опрос, практические задания воспроизводящего и творческого характера. Своевременная и правильная педагогическая диагностика исключает формализм в работе преподавателя, помогает ему вместе с учащимися более точно определять их способности и дарования, делать выбор в дифференцированном обучении.