Романы, повести, рассказы

Введение


^ Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

(А.В.Луначарский)

Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.

Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими особенностями характеризуется актуальность данной работы, ведь именно в художественной литературе можно найти то, как люди относятся к данной профессии, каким видят учителя дети, каков образ идеального педагога и многое другое. Предлагаю Вашему вниманию некоторые художественные произведения, посвященные школе и учителям. Из огромного множества литературы по теме я выбрала ту, которая показалась мне наиболее интересной и которая не имеет столь широкого распространения, как некоторые классические произведения, которые я не буду сегодня упоминать.
^

Романы, повести, рассказы


  1. Азаров, Ю. П. Не подняться тебе, старик : роман-исследование / Ю. П. Азаров. – М.: Мол. гвардия, 1989. – 302 с.


Книга Ю.П. Азарова, доктора педагогических наук, - это своеобразное художественно-публицистическое исследование о современной школе. В ней остро поднимаются вопросы, связанные со всем комплексом школьных проблем, таких, как творчество в учительском деле, личность учителя, система руководства школой. Писатель решил докопаться до корней кризиса отечественного образования и обнаружил клубок жизненных противоречий, которые туго оплели и новаторов и консерваторов школы. Учителя в романах Азарова являют эту странную помесь наставников детей и их надсмотрщиков. Одни из них обдирали сердце о колючую проволоку и – окровавленное – отдавали его детям, зная при этом: наградой будет только тайное и явное преследование коллег, но зато и бескорыстная преданность ребятишек. Другой путь – бесконечное лавирование, приспособление к «перманентным перестройкам». Педагогов, придерживающихся такого способа Азаров назвал оборотнями. Оборотничество в воспитании приобрело ухищренные формы, внешне вполне демократичные. За этими формами нередко скрывается стремление уничтожить такие великие педагогические идеалы, как равное гармоническое развитие, социальное равенство в приобретении высшего образования, создание равных возможностей для самореализации личности. Чего греха таить, и сегодня, спустя несколько десятилетий после опубликования книги, так называемый реализм целей зачастую утверждает селекцию, элитарность, пренебрежительное отношение к людям труда, к малоимущим. Против подобных взглядов направлен роман Азарова «Не подняться тебе, старик».




  1. Азаров, Ю. Соленга / Ю. Азаров. – М. : Советский писатель, 1987. – 624 с.


«Соленга» - острое произведение о духовном становлении личности учителя, его авторитете, мастерстве и новаторстве, о подлинной гармонии в воспитании, которая возможна только тогда, когда научная технология соединяется с талантом и культурой педагога. В основе романа – живая повседневная практика, 30-летние поиски автора и многих педагогов. Значимость романа «Соленга» состоит в том, что в нем исследованы типичные стороны развития конфликтных ситуаций. Роман ярко прослеживает борьбу противоречивых сил и стремлений в душе самого учителя, борьбу, которую он ведет тяжело и из которой ему далеко не сразу удается выйти победителем! Ему удалось это в тот день, когда на жестоко несправедливом разборе его урока директором, завучем и инспектором роно он четко, открыто сказал:

«Я – молодой и неопытный учитель. Но есть у меня такие вещи, за которые я буду стоять, чего бы мне это ни стоило». Так сказал, так жил и работал дальше. Вот эта история преодоления раздвоения личности, история внутренней борьбы призвания и принципиальности с трусостью и приспособленчеством, история трудного процесса (говоря словами Чехова) выжимания из себя по капле «раба», история, приведшая к победе человеческого в человеке, - вот, что и составляет смысл романа.


  1. Айтматов, Ч. Первый учитель: повесть / Ч. Айтматов. – М. : Дет. лит., 1988. – 92 с.: ил.


Первый учитель повесть 1962 года киргизского писателя Чингиза Айтматова о становлении образования в дальних аулах Киргизии и борьбе с патриархальными традициями.
Действие разворачивается в первые годы Советской власти в Киргизии.
Не так давно закончилась Гражданская война. В аул, по путёвке комсомола, приезжает учитель Дюйшен, вчерашний красноармеец. Его пылкость и фанатизм, с которыми он пытается нести прогресс, сталкиваются с многовековыми устоями жизни на Востоке.
Сам автор говорил: «... в «Первом учителе» я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе... Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах».
Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей-сподвижников не направлена на то же? И разве не глубоко прав критик В.Панкин, что «уважать учителя - эта наука почему-то дается труднее других».


  1. Астафьев, В. П. Фотография, на которой меня нет / В. Астафьев // Конь с розовой гривой / В. Астафьев. – М., 1998. – С. 231–255.


Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — отдельная глава из книги «Последний поклон», однако она воспринимается как самостоятельное произведение. В ней развивается сразу несколько тем, в том числе и тема деревенской жизни. Эта жизнь известна В. П. Астафьеву не понаслышке. Он сам родился в селе, и пора его детства пришлась на тяжелый предвоенный период, поэтому деревенская жизнь описана им вполне реалистично и без прикрас.
В главе описаны события, происходящие с жителями сибирской деревни Овсянка. Это довольно глухое место, где нет магазина, да и школа для ребят появилась совсем недавно. Люди здесь во многом зависят от природы, окружающей их. Екатерина Петровна, бабушка главного героя, от имени которого ведется повествование, говорит так: «Какие наши достатки? Огородом, коровенкой да дровами живем». Люди верят в приметы, придерживаются каких-то своих обычаев, правил, непонятных городскому жителю. Женщины при лечении больше доверяют заговорам и народным средствам, чем лекарствам. Дети знают все особенности лесной жизни, голоса птиц и зверей, умеют избегать многих опасностей.
Особенной является и речь деревенских жителей. Они используют диалектные слова, свойственные только для их местности: «талина» — ветла, верба; «куть», «середняя» — части избы. Также их разговор отличается обилием неправильных грамматических форм, просторечий. В. П. Астафьев использует такой прием, чтобы читатель «услышал», как говорят герои произведения, почувствовал весь колорит жизни глухой сибирской деревни.
Центром деревенской жизни, ее движущей силой является школа. Учителя — это самые образованные люди во всей деревне и, наверное, по представлению местных жителей, самые могущественные. Таким образом, школа становится звеном, связывающим деревню со всем остальным миром.


  1. Вигдорова, Ф. А. Мой класс. Записки учительницы : повесть / Ф. А. Вигдорова ; ил. Б. Винокурова. – М. : Л. : Детгиз, 1951. – 256 с. : ил. – (Школьная б-ка).


В повести «Мой класс» автор, сам по профессии педагог, рассказывает о молодой девушке, которая только начинает работать в школе, о том, как она ищет, думает, иной раз серьёзно ошибается, огорчается и радуется, учит ребят и в то же время учится сама, познавая на опыте высокое счастье быть советской учительницей.

Ещё далеко не всё ладится в её работе, но любовь к детям, стремление узнать их помогают ей найти верный путь во многих случаях. Учительница, от лица которой написана эта книга, повествует о своей работе правдиво и просто, это и заставит читателей волноваться вместе с нею, думать о рассказанном.

Мне кажется, что эту книгу с интересом и пользой для себя прочтёт и студент педагогического вуза, и молодой учитель, и пионервожатый. А старшеклассник, ознакомившись с записками молодой учительницы, более глубоко, чем прежде, задумается об учителе и его нелёгком, но благородном и радостном труде.

(по статье кандидата педагогических наук И. Новикова)


  1. Воронцова Е.А.Без звонка на перемену. (Непридуманные истории из школьной жизни.) – М.: Мол. гвардия, 1977. – 208с.


О людях, которые отдают школе много сил, делают больше, чем требуют того их прямые обязанности, о том, какое это трудное счастье – работать с детьми, быть не только умным, добрым, умелым, но и интересным, необычным, рассказывает эта книга. Она заставляет задуматься о главном во взаимоотношениях учеников и педагога, об авторитете и ответственности воспитателя.


  1. Исарова Л.Т. Война с аксиомой: Спорные истории из школьной жизни: для старш. возраста.-2-изд., доп. – М.: Дет. лит., 1971. –175 с.

  2. Исарова Л.Т. Задача со многими неизвестными: Невыдуманные истории из школьной жизни. – М.: Мол. гвардия, 1977. – 174 с.

  3. Исарова Л.Т. На пороге судьбы: роман. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 255 с. – (Стрела).


Л. Исарова – писательница одной темы. Всю жизнь ее волнуют проблемы подростков, потому что воспитание молодежи – ее профессия. К первой книге «Война с аксиомой» автору пришлось дать подзаголовок «Спорные истории из школьной жизни», хотя спорность их была только в восприятии определенной категории людей – нетворческих, консервативных, служащих догме. В « Задаче со многими неизвестными» и в романе «На пороге судьбы» читатели встречают учительницу Марину Владимировну, с которой познакомились в «Войне с аксиомой». Неизменным остается переходящее из книги в книгу отношение автора к профессии школьного учителя, к ее важной социально значимой роли, твердое убеждение в том, что школа в первую очередь должна учить познанию жизни, умению понимать и ценить людей. Автор вместе со своей героиней считает, что жизнь учителя, если он имеет призвание к этой деятельности, неотделима от жизни учеников. В центре книг образ учительницы Марины Владимировны, человека неординарного, неравнодушного, творческого, и судьбы ее учеников. Она стремится воспитать в них лучшие человеческие качества. И ей удается влиять на них, пока они учатся в школе. Но вот ученики уходят в жизнь, и не все становятся благополучными. Анализируя истоки аморальных черт у своих воспитанников, связывая их зачастую с влиянием семьи, учительница все же за них берет вину и на себя, хотя совершенно ясно, что с неумением ее учеников противостоять соблазнам вряд ли может справиться один школьный учитель. Но таков уж характер у Марины Владимировны, таковы ее убеждения, что заставляют чувствовать их промахи, как свои.


  1. Искандер Ф.А. Тринадцатый подвиг Геракла: рассказы. – М.: Сов. Россия, 1966. – 136с. – (Короткие повести и рассказы).

Совершенно замечательный рассказ, давший название сборнику, в лирическо-юмористической манере повествует об учителе со странным именем Харлампий Диогенович, который своими делами и поступками учит своих подопечных главному – быть людьми.

В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках "образцовую тишину". Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха...


  1. Криштоф, Е. Г. Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой : роман / Е. Г. Криштоф. – М. : Дет. лит., 1985. – 174 с. : ил.


В произведении представлен традиционный образ педагога, которого ученик интересует как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления.

Пожилая учительница литературы принимает детей такими, какие они есть, со всеми их ошибками, и искренне переживает за них, в то время как молодая представительница этой профессии Лариса Борисовна формально подходит к своим обязанностям. Однако и Марта Ильинична не является идеальным образом: ей не хватает той энергии, которая есть в Ларисе. Проблему, которую автор поднимает в этой повести, можно описать следующим образом: учитель способен понять ученика лишь с опытом. К сожалению, чаще всего, когда этот опыт приходит, ученики начинают тянуться к другим, молодым педагогам, не имеющим той мудрости, которая помогает решить проблемы.


  1. Кузнецова, А. А. Земной поклон : повесть / А. А. Кузнецова. – М. : Дет. лит., 1985. – 190 с. : ил. – (Б-ка “Мужество”).


Агния Александровна Кузнецова - известная советская писательница. Тема воспитания и становления молодого человека - ведущая в ее творчестве. В настоящий сборник включены три повести. "Земной поклон" - произведение, давшее название всей книге, - посвящено великому труду, и нелегкой судьбе учителя. Будни советской школы наших дней, занятия классного "кружка разведчиков" открывают ребятам окно в увлекательный мир прошлого, помогают воссоздать драматические события дооктябрьской поры.

Повесть об учителе и старшеклассниках одной из школ Сибири, о величии и сложности труда педагога.


  1. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – М. : Дет. лит., 1988. – 575 с. : ил.


«Педагогическая поэма» — широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А.С. Макаренко. В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.

В «Педагогической поэме» рассказывается о попытке создания и применения нэпманской по времени возникновения и природосообразной по сути полной педагогической системы на примере её применения в колонии для несовершеннолетних правонарушителей, преобразованной в ходе педагогического опыта в детскую трудовую колонию.

Вывод, который можно сделать, прочитав книгу: Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение.


  1. Нечаев, Л. Ожидание друга, или Признания подростка : повесть и рассказы / Л. Е. Нечаев. – М. : Дет. лит., 1987. – 175 с. : ил.


Образ педагога в литературе традиционно характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. В повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка» появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и занятого личными делами. Учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат прежде всего средством подъёма по карьерной лестнице. «У меня показательный класс,- сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…».

Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она выдаёт желаемое за действительное, не считается с мнением ребят. Ученик не интересует ее как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями. Подобное отношение к детям вызывает у читателя сначала недоумение, а затем неприятие учителя.


  1. Платонов, А. П. Песчаная учительница / А. П. Платонов // На заре туманной юности : повести и рассказы / А. П. Платонов. – М., 1990. – С. 110–116.


Рассказ «Песчаная учительница» является одним из лучших рассказов Платонова, созданных в двадцатые годы. Молодая учительница, лишь недавно сама закончившая обучение, встретилась лицом к лицу с природной стихией. Село, в которое она попала, было почти занесено песком. На улицах лежали целые сугробы песка, который доходил до подоконников домов. Каждый день крестьянам приходилось очищать усадьбы от песчаных заносов. Молодая учительница впервые столкнулась с тяжелой действительностью, но не пала духом. Мужественно она начала работу в школе.
Учительница собрала подписи крестьян и принесла заявление в окружной отдел народного образования, она просила помочь крестьянам в борьбе с песчаной стихией. В рассказе писатель показал высокую нравственную силу девушки, которая не сдалась перед трудностями. Мария Никифоровна убедила крестьян посадить лесные защитные полосы вокруг орошаемых огородов. По ее рекомендациям были посажены сосны, сберегающие влагу и хранящие посевы от песчаных ветров. Крестьяне прониклись верой в молодую женщину.
Образ сильной и смелой женщины раскрывается перед читателем в этом рассказе. Мария Никифоровна помогла народу преодолеть разбушевавшуюся стихию.
В этом рассказе свелись воедино две основные темы творчества Платонова. Он показал силу народного характера и свою веру в возможность преобразования природы человеческими руками.


  1. Полонский Г.И. Ключ без права передачи: три киноповести о школе. - М.: Дет. лит., 1980. – 208 с.

Книга объединяет три киноповести Георгия Полонского, посвятившего эти произведения теме нравственных исканий в школьные годы: «Доживем до понедельника», «Перевод с английского» и «Ключ без права передачи». Автор книги сам был школьным учителем прежде, чем профессионально занялся драматургией кино и театра. По всем тем повестям поставлены удачные кинофильмы. Секрет удачи их, наверное, в том, что явилось предметом внимания автора. Подростки и взрослые. Юные и пожилые. Учителя и ученики. Каковы их взаимоотношения. Как они влияют друг на друга. Тема труднейшая. Сложен духовный мир взрослых, но еще более таинствен мир детей. В киносценариях Полонского нет умных детей и глупых взрослых и нет умных взрослых и глупых детей. Всё смешано. Как в жизни. И те и другие учатся друг у друга. Сфера отношений у Полонского чаще всего – школа. И это еще больше осложняет каждую проблему. Учитель и ученик. Сколько песен, стихов, рассказов и фильмов посвящено учителям! И как мало рассказано об их мучениях. Невозможно отделить процесс учения в школе от воспитания хотя бы потому, что в школе, кроме прямой конструкции учитель-ученик, возникают куда более сложные межчеловеческие отношения. В сценариях Полонского есть любовь и к учителям и к детям. Может быть, именно это доброе и непредвзятое отношение к людям, без различия их возраста и положения, самое драгоценное. Полонский любит школу, знает ее, чувствует. Он знает, что в школе, казалось бы, незначительный факт может стать поводом для самых неожиданных событий, даже с драматическими последствиями! Содержания не пересказываю намеренно, подразумевается, что они уже прочитаны. А если нет – читайте книгу, смотрите фильмы. Это классика. Киноповести Полонского делают замечательное дело – объединяют учеников и учителей и как бы говорят: «Пожалуйста, уважайте, понимайте, любите друг друга!


  1. Поляков, Ю. М. Работа над ошибками : повесть / Ю. Поляков. – М. : Современник, 1989. – 174 с. – (Б-ка “В начале жизни”).


"Работа над ошибками" - одно из прославивших Юрия Полякова произведений. Герой повести, журналист, случайно становится учителем, и отныне ему доступна та изнанка школьной жизни, о которой не принято было говорить.

Повесть посвящена болезненной теме — школе, проблеме взаимоотношений учителей и учеников. Автор показывает, как в условиях кризиса советской идеологии нарушается нравственная преемственность и углубляется отчуждение между поколениями. В ней также затрагивается ряд проблем, касающихся системы образования. Автор в прошлом - педагог, поэтому знаком не понаслышке с проблемами нынешнего воспитания молодого поколения, подготовки педагогических кадров и со многими другими вопросами школьного воспитания.


  1. Распутин, В. Г. Уроки французского / В. Г. Распутин // Роман-газета для юношества. – 1989. – № 1. – 288 с.


"Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после".
С такого нравоучительного суждения начинается блестящий рассказ Валентина Распутина "Уроки французского".
С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его все же незаметно захватывает читателя. «В нем высшие человеческие ценности, взвешенные с ювелирной точностью. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности».


  1. Северина, Г. И. Легенда об учителе : повесть / Г. И. Северина. – М. : Дет. лит., 1989. – 189 с. : ил.


Повесть о школе 30-х годов, о старшеклассниках, о любви, о молодой семье. В центре повести - учитель, мужественный, благородный человек, оказавший огромное влияние на своих учеников и жизнью своей подтвердивший высоту своих нравственных принципов. Прообразом его был учитель московской школы, ушедший в первые дни Великой Отечественной войны на фронт вместе со своими учениками.

Думаю этого короткого описания вполне достаточно, чтобы понять, что это произведение действительно стоит прочитать. Книга "Легенда об учителе" - идеально подойдет как для раннего подросткового, так и для более зрелого возраста, и гораздо старшего тоже. Эта книга цепляет совей искренностью и простотой.


  1. Соломко Н.З. «Если бы я был учителем…»: Повести и рассказы. –М.: Дет. лит., 1987. – 207 с., ил.

В книгу входят повести «Белая лошадь – горе не мое», «Если бы я был учителем…» и рассказы «Любовь октябренка Овечкина» и др. о жизни современной школы 80-х годов, об учителях, молодых и опытных; о школьниках, их заботах и радостях.

Особое внимание стоит уделить рассказу «Белая лошадь – горе не мое», где мы, наконец-то, видим, что же думают сами учителя о своей профессии, в чем видят свое назначение. Об этом и размышляет Александр Арсеньевич – молодой учитель, увлеченный своей работой. Ребят привлекает его необычная манера преподавания: в классе он, учитель географии, расстилает на полу географическую карту, чтобы вместе с учениками отправиться в путешествие по следам географических открытий. А по субботам он отправляется с ними в поход. Неформальное общение, ночевки в лесу, память о своих, не таких уж далеких школьных годах сближает его с ребятами, помогает понять их, дает возможность оценить ту или иную ситуацию с их позиции. Многие поступки молодого учителя, воспринимаемые окружающими, в первую очередь завучем, как «возмутительные», а директором школы (его отцом) как непонятные, объясняются как раз умением Сан Сенича взглянуть на события глазами ребят.


  1. Цессарский А.В. Испытание: Повесть об учителе и ученике. – М.: Дет. лит., 1991. –191 с., ил. – (Диалог).

Сухомлинский когда-то сказал, что ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Мысль эту следует продолжить: школа – зеркало нравственной жизни общества. Кризис школы – это кризис всего нашего общества. Духовной основой в школе должна быть нравственность в отношениях учителя и ученика. Иначе разрушается самая основа обучения – они друг другу не доверяют. Как же подступиться сегодня нашей школе к выполнению великой воспитательной задачи? Каким ключом открыть душу таких, как герой книги Саша Шубин, для восприятия высоких идей? Как завоевать и удержать его доверие? Только одним путем – искренностью! Об этом повествует эта книга: о становлении личности подростка, об отношениях с родителями и учителями, о проблемах школьной жизни.
^

Наши рекомендации