Характеристика методов диагностики дошкольников

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. На мой взгляд, наиболее приемлемы, являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение.

Древняя, неизменная, простая и одновременно сложная, лёгкая, но не надёжная диагностика – это диагностика осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдением он делает вывод. Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; в другом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагог увидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на занятии когда обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из детей, они протянули со всех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Повседневные наблюдения за детьми обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот что важно:

o Наблюдают отношения – не действия;

o Наблюдают в ситуации свободного проявления – без давления со стороны;

o Наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение;

o Наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляется возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный детьми поведенческий выбор в его количественных показателях и наглядной, удобной для анализа форме;

o Наблюдают не только за тем, что проявляется, но и за тем в какой мере под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры.

Беседа.

Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно провести с группой, когда воспитатель задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведётся по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Существуют такие промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Чёткая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развёртывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задавать ещё раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задавать несколько мелких вопросов, чем один крупный

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребёнка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределённость.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинством беседы следует отнести:

o Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задавать дополнительные вопросы, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику.

o На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

o Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы ( по сравнению с письменными методиками).

o Дети более серьёзнее относятся к вопросам

В то же время следует учитывать, что в беседе я получаю не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или не произвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опросник.

Опросник принадлежит к самым поверяемым, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Её эксплуатируют , когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребёнка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребёнку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Анкетирование.

Анкетирование – Опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой – либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует чёткого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общипывать и выводить общее количественные результаты именно по тому, что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце, какого – то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидны, но нуждающиеся в подтверждении.

Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения личности ребёнка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки её результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявления уровня знаний, навыков, умений, определённых качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих её компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Наши рекомендации