Организация подвижных игр в младших отрядах

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями, повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность. Эти виды физических упражнений хороши еще и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу.

Кроме того, во время подвижных и спортивных игр на природе к благоприятному воздействию на организм физических упражнений добавляется закаливающее влияние естественных сил природы (солнца, воздуха и воды). А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Отметим также, что подвижные и упрощенные спортивные игры хороши тем, что не требуют дорогостоящего инвентаря и оборудования. Прежде чем приступить к описанию игр, хотелось бы дать несколько общих практических советов по их организации.

При объяснении новой игры следует расставить играющих в том порядке, при котором начинается игра. Если играющие встали в круг, то объясняющему следует встать в этот же круг или на 2—3 шага внутрь круга, но не на середину, чтобы не стоять ни к кому спиной. При построении в две шеренги объясняющий должен разместиться на фланге. Если игроки построились в колонны, то объясняющий стоит сбоку.

Нельзя ставить игроков против света. Объясняющий игру должен стоять боком или лицом к свету. Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила. После объяснения игры ее один раз можно опробовать без выявления победителей.

Важнейший момент подготовки к игре — выбор водящего. Водящего может назначить организатор, но он должен объяснить играющим свой выбор. Водящий может определяться и по жребию. Детям очень нравится выбирать водящего с помощью считалки. При этом играющие становятся в круг, а один из будущих игроков начинает считалку. Произнося каждое слово считалки, он указывает по очереди на игроков. Тот, на кого придется последнее слово считалки, будет водящим. Приведем для примера несколько считалок.

«Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает зайчик мой!.. Принесли его домой, Оказался он живой». «Заяц белый, куда бегал? В лес, дубраву. Что там делал? Лыко драл, Под колоду убирал». А эту песенку-считалку сочинил С. Я. Маршак:

«Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут. Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!»

Другой старинный способ — выбор водящего с помощью палки (биты)— особенно хорош, если она в дальнейшем используется в игре. Выбирают водящего следующим образом. Палку держат вертикально. Любой из участников берет ее за нижний конец так, чтобы конец палки был вровень с нижним краем ладони. Затем за палку, вплотную к руке первого игрока, берется другой игрок, третий и т. д. Если все взялись за палку одной рукой, а есть еще место, то тот, чья рука была самой нижней, переносит ее наверх. И так до тех пор, пока палка не кончится. Кому по очереди не хватает места на палке, чтобы удержать ее верхний конец, тот и становится водящим.

В играх, где водить престижно, определить водящего можно с помощью метания. Кто дальше или точнее метнет предмет, тот и водит.

Можно водить по результатам предыдущей игры. В этом случае водящим становится наиболее (наименее) ловкий. Если вы хотите, чтобы все дети были в равных условиях и могли бы продемонстрировать свои способности, можно водить по очереди, тогда каждый побывает в роли водящего.

Другим важным моментом в, организации игры является разделение на команды. Равные по силам команды могут быть созданы по усмотрению организатора игры или делением играющих путем расчета, Для этого все играющие встают по росту в шеренгу и рассчитываются на «первый—второй», если требуется две команды, или на «первый—второй—третий» при необходимости трех команд и т. д. Способ «по сговору» очень нравится маленьким детям, так как сам по сути является игрой. Для этого способа выбирают двух капитанов. Остальные игроки разбиваются на равные по силам пары и придумывают себе новые «имена», договариваются друг с другом, кто как будет называться. Затем подходят к капитанам и называют придуманные «имена». Капитаны, не зная кто за этими «именами» скрывается, по очереди выбирают игроков. «Именами» могут быть названия различных предметов, цветов, деревьев, машин и т. п.

Способ выбора капитанов заключается в следующем. Выбирают двух-трех капитанов (в зависимости от того, сколько требуется команд), и те по очереди выбирают себе в команду по одному игроку. Этот способ часто используется в практике, но он не очень хорош из-за того, что слабых игроков капитаны выбирают неохотно и этим их слабость как бы умышленно подчеркивается, что, конечно, непедагогично.

Готовимся играть

При выборе подвижной игры учителю или тренеру следует отдавать предпочтение тем играм, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества, укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных умений и навыков.

В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются культурные привычки. Однако игра приносит пользу только в том случае, если учитель хорошо понимает свои задачи – воспитательные, оздоровительные и образовательные, которые решаются во время игры, знает анатомо-физиологические и психические особенности учеников, владеет методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Выбор игры

Прежде чем выбрать игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, учитывая состав участников, их возрастные особенности, уровень их физического развития и подготовленности. При этом надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также придерживаться известного в педагогике правила: от простого к сложному.

Для того чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывают множество элементов, входящих в нее: бег, прыжки, метания и т.п. Игры, состоящие из небольшого количества элементов, в которых не предусмотрено разделение на команды, считаются более легкими.

Выбор игры зависит и от места ее проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колонны и шеренги, а также такие, в которых игроки принимают участие поочередно; в большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр и т.п.

При выборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки долго стоят в очереди за ним, они теряют интерес к игре, а это, в свою очередь, приводит к нарушению дисциплины.

Эффективность проведения игры зависит от:

ñумения доходчиво и интересно объяснить игру;

ñрасположения игроков во время ее проведения;

ñопределения ведущих;

ñраспределения на команды;

ñопределения помощников и судей;

ñруководства процессом игры;

ñдозирования нагрузки;

ñокончания игры.

Объяснение правил

Ученики занимают исходное положение. Учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока и его месте. При этом учитель должен стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Чтобы дети лучше поняли условия игры, учитель демонстрирует им, как выполняются отдельные сложные движения. Если игра проводится впервые, необходимо убедиться в том, что все игроки поняли ее правила.

Выбор ведущего

Существует несколько способов определения ведущего в зависимости от условий проведения занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.

Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде считалочки. Нужно помнить, что роль ведущего способствует формированию организаторских привычек и росту активности.

В командных играх и эстафетах, где соревнуются между собой несколько команд, распределение игроков можно провести одним из следующих способов:

ñс помощью расчетов;

ñфигурной маршировкой;

ñпо собственному усмотрению;

ñпо выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.

А судьи кто?

Разделение на команды нужно осуществлять в соответствии с характером и условиями проведения игры, а также составом игроков. В сложных играх с большим количеством участников необходимо привлекать судей-помощников, задача которых – считать очки, контролировать время, наблюдать за порядком и состоянием места для игры.

Судьи и их помощники назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности. Если таких учеников нет, то назначение производится из числа игроков.

Руководство игрой

Это, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только оно может обеспечить достижение запланированного педагогического результата, – включающий несколько обязательных элементов:

ñнаблюдение за действиями игроков;

ñустранение ошибок;

ñпоказ правильных коллективных приемов;

ñнедопущение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;

ñрегулирование нагрузок;

ñстимулирование необходимого уровня двигательной активности на протяжении всей игры.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и проявления творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в том или другом случае. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучше это делать во время специального перерыва. Игроки при этом остаются на своих местах. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, можно применять специальные упражнения, по отдельности анализируя ту или другую ситуацию.

Регулирование нагрузки

Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы:

ñуменьшать или увеличивать время, отведенное на игру;

ñизменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки;

ñкорректировать вес и количество предметов;

ñусложнять или упрощать правила игры и препятствия;

ñвводить кратковременные паузы для отдыха, уточнения отдельных моментов игры и анализа ошибок.

Окончание игры

Окончание игры должно быть своевременным (если игроки получили достаточную физическую и эмоциональную нагрузку). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет у учеников недовольство. Во избежание этого педагог должен уложиться в отведенное время. По окончании игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки, положительные и отрицательные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих, капитанов, судей.

Когда играть?

В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части урока (тренировки).

Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, способствующие сосредоточенности внимания. Характерными видами движений для этих игр являются ходьба, бег с выполнением несложных дополнительных упражнений.

Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, требующие большой подвижности и способствующие на данном этапе изучению и совершенствованию техники выполнения тех или других движений.

Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией, помогающие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части игры и позволяющие завершить ее в хорошем расположении духа. Всестороннего воспитания и гармоничного развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.

Где играть?

Игры на местности относятся к подвижным, но вместе с тем отличаются от них как содержанием, так и задачами, а также условиями и методикой проведения: в необычных условиях, на площадке, в лесу и т.д. Почти все игры на местности предусматривают наличие у детей определенной подготовки и знаний. Игры на местности пользуются большой популярностью у учащихся, благотворно влияют на их общее развитие, формируя инициативу, умение ловко передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в разнообразных игровых ситуациях, преодолевать определенные препятствия в зависимости от условий и задач игры. Игры на местности, как правило, командные. Дети активно участвуют в соревновании за овладение флагом или пакетом. Существуют и интеллектуальные игры: с ориентированием на местности, походами по определенному маршруту при помощи компаса и др.

Подготовка к игре

Каждую игру на местности надо готовить заранее, для чего детей необходимо ознакомить с местностью, показать запрещенные места в лесу, возле водохранилищ или в районе огородов, садов, пашни и т.п. С этой целью следует организовать несколько прогулок или походов. Накануне игры ее руководитель (тренер) должен подробно изучить местность, наметить пункты отправления групп (команд), предусмотреть места сбора. После этого надо наметить состав команд, проанализировать со всеми игроками правила и условия игры, т.е. способы передвижения, маскировку, ориентирования по карте, пользования компасом. Один или несколько тренеров должны подготовить судей-помощников, которые бы хорошо знали ход игры, ее задачи, умели всегда оценить ситуацию и найти выход из любого положения. Желательно, чтобы судьи-помощники сами не принимали участия в игре, а только следили за соблюдением правил и дисциплины игроками и вместе с тренером определяли победу той или другой команды. Судьи-помощники носят нарукавную повязку или другой знак, который будет выделять их среди игроков.

Каждая игра на местности начинается и заканчивается по заранее определенным сигналам. После окончания игры тренер вместе со всеми игроками должен проанализировать ее ход, определить победителей (группы или команды), отметить отдельных игроков, которые особенно успешно выполняли задания, и судей-помощников, которые успешно справились со своими обязанностями, а также сказать несколько слов о тех, кто получил замечания.

Классификация игр

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между участниками определяются, прежде всего, содержанием игры. Выделяются две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно разделить на игры с ведущими и без ведущих. Командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты); а также по форме поединка играющих: без вступления игроков в борьбу с соперником и, наоборот, предусматривающие активную борьбу с ним.

Более детальная классификация игр основана на выполнении двигательных действий:

ñимитационные (с выполнением подражательных действий);

ñс перебежками;

ñс преодолением препятствий;

ñс использованием мячей, палок и других предметов;

ñс сопротивлением;

ñс ориентированием по слуховым и зрительным сигналам.

Заключение

Что надо знать при подготовке и проведении подвижных игр:

1 этап.Подготовка к проведению игры.

ñвыбор игры. Это зависит от поставленной задачи; возраста, физических данных, количества детей, условия и места проведения.

ñподготовка места для игры. Для проведения игр на свежем воздухе необходимо подобрать ровную, с травяным покрытием площадку. Если игра проводится в помещении, то там не должно быть посторонних предметов, мешающих движениям играющих.

ñподготовка инвентаря к играм. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре. По размеру и весу должен соответствовать силам играющих.

ñразметка площадки. Если разметка площадки требует много времени, то это делается до начала игры. Несложную разметку можно провести одновременно с рассказом содержания игры. В спортивном зале в качестве разметки для игры можно использовать линии разметок площадок для спортивных игр.


2 этап.Организация играющих.

ñразмещение играющих и место руководителя при объяснении игры. Пред объяснением игры необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели и слышали руководителя. При этом играющие должны стоять спиной к источнику света.

ñобъяснение игры. Оно должно быть кратким и логичным:

а) название игры,

б) роль играющих и их места расположения,

в) ход игры,

г) цель,

д) правила.

ñвыделение водящих. Делать это можно разными способами:

а) по назначению руководителя,

б) по жребию,

в) по выбору играющих.

ñраспределение на команды, выбор капитанов команд.

ñвыделение помощников. Помощники, выбранные руководителем (это могут быть дети, по каким-либо причинам не участвующие в игре), наблюдают за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.


3 этап.Руководство процессом игры.

ñход игры и поведение играющих. Игра начинается по условному сигналу. Детям сложно сразу запомнить все правила игры (особенно если они играют в нее впервые), поэтому в процессе игры нужно напоминать им о них. Если большинство играющих допускает одинаковую ошибку, руководитель останавливает игру и вносит поправки.

ñсудейство. Судья должен найти удобное для наблюдения место, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. Заметив нарушения правила, судья своевременно и отчетливо подает сигнал. Он делает замечания, не вступая в споры с играющими. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

ñдозировка нагрузки в процессе игры. Интенсивные нагрузки необходимо чередовать с отдыхом. Надо также учитывать, что с повышением эмоционального состояния нагрузка на играющих в игре возрастает. Для регулирования нагрузки можно применять кратковременные перерывы, увеличивать или уменьшать размеры площадки, удлинять дистанции пробежек, разделять играющих на большее количество подгрупп, увеличивать количество инвентаря в игре.

ñокончание игры. Руководителю необходимо закончить игру, когда дети еще не переутомились и проявляют к ней интерес. Он формирует группы детей и организует уборку инвентаря.


4 этап.Подведение итогов игры.

ñопределение результатов. При определении результатов игры учитывается не только быстрота, но и качество выполнения того или иного задания.

ñразбор игры. При разборе уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю понять, насколько усвоена игра, что играющим понравилось и над чем надо еще работать в дальнейшем.

Список литературы

1.Гримоть А.А.и др. Педагогика летнего отдыха: Уч.-метод. Пособие. - Мн., 1998.

2.Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. – Казань: Изд-во ТГГИ, 2003. – 212 с.

3.Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.:ЦГЛ, 2006. – 152 с.

4.Календарь вожатого. Для тех, кто едет в лагерь первый раз, и не только…: учебно-практическое пособие по организации социально-педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере / А.В. Щербаков, В.Г. Швеммер, Е.А.Киселева и др. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2004. – 69 с.

5.Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И Организация и методика проведения игр с подростками М.: Владос, 2001. - 215с

6.Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М: НИИ Школьных технологий, 2008. - 356 с.
7. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

Наши рекомендации