Пояснительная записка. Контингент детских домов в значительной мере составляют дети
Контингент детских домов в значительной мере составляют дети, в чем-то очень обделенные, так как с раннего детства, когда закладываются основы личности, они находились в условиях депривации. Отсутствие полноценных взаимоотношений с родителями на ранних стадиях развития ребенка порождают проблемы психической неустойчивости, внутренней нестабильности, агрессивности. Дети чаще всего имеют отрицательный опыт поведения в семье, смутно представляют, какой должна быть настоящая семья. Организация жизни детей в учреждении является далекой от той модели, которой живут все люди: она не дает опыта жизни как в семье, тем более далека от модели организации самостоятельной индивидуальной жизни. Даже при условии желания самого ребенка жить и воспитываться в новой семье, ожидания и представления его о жизнеустройстве далеки от реальности. Обычно после первой стадии, когда каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой, наступает кризис: привязанность ребенка к старой сохраняется, а к новой пока не сформировалась, приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий – в результате возникают конфликты. Именно на этом этапе возникает напряжение, чувство вины.
Таким образом , одним из необходимых условий успешной адаптации ребенка- сироты к новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей, знание и понимание изменений в условиях проживания, прав и обязанностей каждой из сторон.
Цель: расширение знания детей, представления о семье, ее функциях и значении в жизни каждого человека, формирование образа будущей семьи.
Задачи:
· Развить навыки конструктивного взаимодействия.
· Познакомить с правами и обязанностями членов семьи.
· Выстраивание представления ребенка о своем прошлом, причинах перемещения и перспективах на будущее.
· Сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства (проигрывание ситуаций, возникающих в семье)
· Отработать актуальные проблемы и особенности эмоционального реагирования, направленные на самопринятие (формирование навыков рефлексии и самоконтроля )
Перспективный план.
Раздел | Тематика занятий | Количество чесов | ||
4-7 лет | 8-10 лет | 11-15 лет | ||
1.Нравственные основы семьи. | 1. Этап групповой работы , в процессе которого происходит формирование умений и навыков общения, развитие самосознания, расширение представлений о функции и задачах семьи. Включает следующие темы: Тема 1. Что такое «семья», её функции: Нравственные основы в семье. Тема 2. Роль отца и матери в семье. Семейный долг. Поло-ролевая идентификация Тема 3. Психологический климат в семье, совместимость. Физическое и психическое здоровье членов семьи. | |||
2. Экономические знания. | Тема 1. Бюджет и хозяйство семьи: а) деньги и их функции; б) экономика семейного бюджета; в) планирование бюджета. Доходы и расходы. рациональные способы ведения домашнего хозяйства (экономическая игра) | |||
3. Навыки ведения домашнего хозяйства. | Тема 1. Роль домашней работы в жизни семьи. Домашний труд, распределение обязанностей в семье Тема 2. Эстетика быта: создание уюта в семье, красота и самобытность дома. Тема 3 . Роль вещей в жизни человека: | |||
4. Основы конструктивного общения. | Тема 1. Основы конструктивного общения: а) общение (виды) ; б) умение говорить и принимать комплименты; в) выражение просьбы и отказа несогласие; г) правила активного слушания. (тренинг) Тема 2. Саморегуляция и рефлексия. (аутогенная тренировка) Тема 3.«Я- высказывания». Вербализация чувств. Тема 3. Конфликты: конструктивные и деструктивные. Способы разрешения конфликтов. (тренинг) | |||
5. Самодиагностика | Тема 1. Я о себе, другие обо мне. (самодиагностика). Тема 2. Мое прошлое и настоящее. Проектирование будущего. Тема 3. Есть проблема. Где ресурс. (заключительное занятие). 2.Индивидуальные консультации воспитанников. | |||
Всего |
Тематический план.
Тема | Программное содержание |
Нравственные основы семьи. | |
Что такое «семья», её функции: Нравственные основы в семье. | · введение участников в контекст работы; · расширение представлений детей о роли и месте семьи в жизни человека; · знакомство с нормативно-правовой основой создания и функционирования семьи. |
Роль отца и матери в семье. Семейный долг. | · формирование представлений о стереотипах поведения мужчины и женщины: · создание условий для поло-ролевой примерки; · формирование позитивного образа «Я»; · знакомство с этическими и нравственными составляющими семейных отношений; · осознание и принятие своего семейного опыта. |
Психологический климат в семье, совместимость. | · расширение представлений о здоровом образе жизни; · формирование понимания значимости здоровья для семьи, продолжения рода; · овладение социально-психологическими знаниями; · развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей |
Экономические знания | |
Бюджет и хозяйство семьи: | · формирование рачительного отношения к результатам чужого и собственного труда; · знакомство с составляющими доходной и расходной части бюджета семьи; · Закрепить навык планирования своих доходов и расходов · Формирование умения рационального ведения хозяйства |
Навыки ведения домашнего хозяйства. | |
Роль домашней работы в жизни семьи. | · Формирование навыка ведения домашнего хозяйства · Осознание необходимости домашнего труда – как средства для достижения семейного благополучия, создания благоприятного климата в семье · Уход от иждивенческих настроений и позиций в обыденной жизни |
Эстетика быта: создание уюта в семье, красота и самобытность дома | · Расширение представлений о быте и уюте домашнего очага. · Формирование навыка содержания жилых комнат · Закрепление навыков ухода за вещами · Знакомство с особенностями оформления дома. |
Роль вещей в жизни человека. | · расширение кругозора и словарного запаса воспитанников · Формирование адекватного и бережного отношения к миру вещей · Закрепления навыка планирования приобретения личных вещей и предметов домашнего хозяйства. |
Основы конструктивного общения. | |
Основы конструктивного общения | · формирование навыков конструктивного общения; · отработка навыков активного слушания; · развитие психологической наблюдательности. |
Саморегуляция и рефлексия. | · знакомство с методами и приемами релаксации; · овладение навыками регуляции своего психического состояния; · освобождение от излишнего психического и физического напряжения; · психическое и физическое оздоровление организма с помощью самовнушения в состоянии релаксации. |
«Я - высказывания». Вербализация чувств. | · Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации) · Формирование у детей навыка распознавания эмоций другого человека · Создание условий для закрепления навыков формулирования «Я - высказываний». |
Конфликты: конструктивные и деструктивные. | · Формирование представлений о конфликтах; · Выработка навыков конструктивного общения; · Закрепление умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию; · Формирование навыка конструктивного решения конфликта путем принятия коллективного решения. |
Самодиагностика | |
Я о себе, другие обо мне. | · стимулирование осознания собственных сильных сторон и своей уникальности |
Мое прошлое и настоящее. | · Формирование навыка построения будущей взрослой жизни · Профессиональное и жизненное самоопределение |
Есть проблема. Где ресурс. (заключительное занятие). | · Анализ и интеграция полученного в ходе занятий опыта |
Индивидуальные консультации воспитанников. | · Расширение, уточнения представлений , знаний, полученных на занятиях. |
Раздел 3.
Гостевой.