Учёт способностей в профориентационной работе
Особую остроту проблема определения способностей имеет в связи с профориентацией и выбором профессии. Исторически сложились две концепции профориентации, которые французский психолог А. Леон назвал диагностической и воспитательной.
Первая – диагностическая сводит выбор индивидом профессии к определению его профессиональной пригодности. Консультант при помощи тестов измеряет способности человека и путем сопоставления их с требованиями профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии. А. Леон считает эту теорию механической. В её основе лежит взгляд на способности как на стабильные образования, мало подверженные влияниям среды и развитию. Субъекту отводилась пассивная роль, активным был консультант, делающий прогноз.
Вторая – воспитательная концепция направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни, на его самоопределение в соответствии с запланированными воспитательными воздействиями. Основное значение в ней придается изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности, гораздо меньшее место отводится тестовым испытаниям, признается необходимость учета изменений самой профессиональной деятельности. Однако и здесь недооценивается личностная активность субъекта, возможности его самоопределения, саморазвития и самовоспитания.
Одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика. Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы.
Основным механизмом деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (внутренним, в виде психических процессов), сложным и многообразным отражением объективного мира. Психика – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Своеобразие психического состоит в том, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражением.
Психика проявляется у человека в трех видах психических явлений. Психические свойства личности – ее темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов, а также склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки. Все эти свойства присущи человеку в течение если не всей его жизни, то достаточно длительного ее периода. Психические состояния менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней или недель. К ним относятся состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и т.п.
Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны – от доли секунды до десятков минут. К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображение, чувства, воля. Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выделяются только для целей изучения, в действительности же они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, свойства темперамента и психические процессы, например, предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать склонностью, привычкой, или чертой характера.
Решение проблемы возможно только при комплексном рассмотрении проблемы, где оба подхода представляют собой звенья одной цепи: определение способностей индивида и помощь ему в подготовке к будущей профессии.
При оценке профессиональных способностей следует учитывать психологическую структуру данной профессии, ее профессиограмму. При определении соответствия человека данной профессии необходимо не только разностороннее изучение данной личности научными методами, но и знание компенсаторных возможностей личности. Для людей, работающих в сфере сервиса, наиболее существенное значение имеют следующие свойства:
- способность устанавливать психологические контакты в общении;
- личная организованность и способность к организации деятельности других людей;
- эмоциональная устойчивость;
- умение творчески подходить к решению проблем.
Важно, чтобы профессиональные способности студентов, выбравших себе деятельность в сфере сервиса, формировались всей системой учебно-воспитательной работы с первых дней обучения. Готовя студента к будущей деятельности, необходимо учитывать требования, предъявляемые к нему в условиях не только ученья, но и практической работы. Только понимая психологические требования, которые предъявляет определенная профессия к студенту, можно верно оценить его профессиональные способности и способствовать их развитию.
Вопросы для самопроверки:
1. Что называется способностями? В чём они проявляются?
2. Охарактеризуйте основные виды способностей человека, установите связь между ними.
3. Какое значение для развития способностей имеют задатки?
4. Что такое талант? Чем характеризуется гениальность человека?
5. Каковы условия и предпосылки формирования человеческих способностей?
Глава 11. Темперамент