Анализ педагогической технологии
Целью анализа является выяснение каких-либо качеств и сторон технологии, выявление причин тех или иных результатов, возможностей развития и т.п.
Прежде всего проводится идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой). Устанавливается вид педагогической технологии:
1) по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология);
2) по основной используемой философской позиции;
3) по основным используемым методологическим подходам;
4) по основному фактору развития личности, который используется в данной технологии;
5) по применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии;
6) по ориентации технологии на определенные сферы развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТВ, СПФР);
7) по принадлежности технологии к определенной содержательной области;
8) по преобладающему виду социально-педагогической деятельности;
9) по типу управления педагогическим процессом;
10) по преобладающим методам и средствам, применяемым в технологии;
11) по применяемым организационным формам педагогического процесса;
12) по преобладающим средствам обучения;
13) по воспитательной ориентации и подходу к человеку (ребенку, подростку, молодежи);
14) по направлению модернизации традиционной технологии;
15) по объекту (категории контингента), на который направлена технология.
Метод проблемно-резервного анализа (SPOT) заключается в вычленении приоритетных проблем, сопоставлении сильных и слабых сторон анализируемых технологий, трудностей и опасностей ,которые могут возникнуть при введении инноваций в деятельность школы, нахождению внешних и внутренних резервов.
Сильные стороны (Satisfaction) Какие изменения, предлагаемые инновационной технологией, воспринимаются педагогическим сообществом? На что можно опереться? Какие предложения важны с педагогической точки зрения? Какие ориентированы на будущее? Положительная мотивация коллектива. (Этот аспект осуществляется удачно. На нем можно строить работу по развитию школы.) | Слабые стороны (Problems) Какие качества инновационной технологии доставляют трудности? Чего не хватает в предложенных ею программах и условиях? Что выглядит привлекательным, однако является недостаточно эффективным? Что учителям не удается? (Это нанесет ущерб будущему школы.) | |
Шансы (Opportunities), резервы, пути решения проблем. Откуда можно взять инструментальные, методологические и личностные ресурсы. Предложения по привлечению материальных средств. Что остается не освоенным? Где имеются неиспользованные ресурсы? Что можно бы освоить заново? (Это предпосылки успешной работы по развитию школы.) | Опасности (Threats) Какие риски появляются в работе на перспективу? К чему нужно быть готовым? Отрицательная мотивация коллектива. Что произойдет, если сохранить технологии в том виде, в каком они существуют в настоящее время? (Какие опасности могут появиться, если не будет ничего предприниматься.) |
Экспертиза
Экспертиза – исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний (педагогическая, медицинская, бухгалтерская). Часто экспертиза проводится в пограничных областях (судебно-медицинская, психолого-педагогическая).
В педагогической практике экспертиза связана прежде всего с необходимостью компетентно оценить действующие или предлагаемые новые технологии, содержание и методы обучения и воспитания, учебники и учебные пособия. Прежде чем они будут выбраны для применения, их целесообразность оценивают эксперты (рецензенты).
Цель экспертизы – оценить соответствие данных существующим технологическим критериям, требованиям.
Сущность научно-педагогической экспертизы состоит в следующем:
1) исследование педагогических явлений, процессов, проблем, результатов педагогической деятельности (от диагностики экспертиза отличается более глубоким изучением ситуации);
2) выяснение наличного состояния и потенциала данного образовательного учреждения;
3) оценка альтернативных вариантов, решений;
4) определение наиболее предпочтительных вариантов организации образовательного процесса в целях улучшения качества и обновления содержания образования;
5) прогнозирование развития системы образования.
Содержание педагогической экспертизы делится на блоки:
• экспертиза концептуальной части, которая рассматривается с позиции критериев новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
• экспертиза содержания образовательной деятельности (соответствие стандартам);
• экспертиза технологического процесса (критерии технологичности);
• экспертиза организации деятельности, руководства и управления учреждением (целесообразность и оптимальность отдельных элементов)
• экспертиза результатов деятельности;
• экспертиза условий деятельности;
• экспертиза связей со смежными областями (психологическим, медицинским, экономическим и др. требованиям).
Механизмом, позволяющим проводить объективную научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок.
Экспертный метод – это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ, обобщение и оценку с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения.
Экспертная оценка – мотивированное экспертное суждение. Возможны индивидуальные и групповые экспертные оценки. Индивидуальная экспертная оценка используется для изучения педагогической деятельности, оценки качества знаний учащихся, определения уровня развития ребенка, готовности к обучению в школе, рецензирования образовательных программ, учебной и методической литературы и т.д. Индивидуальные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, балльной и парных оценок.
Метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка, метод Дельфи) применяется для принятия важных экспертных заключений (концепции развития учреждения, образовательные программы и пр.), для выбора оптимальной структуры учебного материала, для оценки качества преподавания, при аттестации образовательного учреждения и т.д.
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, практическое значение (воспроизводимость). Она должна удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.
Соответствие критериям технологичности:
Основными критериями технологичности являются (см.п.2.4.):
– системность (комплексность, целостность),
– научность (концептуальность, развивающий характер),
– структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность),
– процессуальность (управляемость, инструментальность, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).