Анализ педагогической технологии

Целью анализа является выяснение каких-либо качеств и сторон технологии, выявление причин тех или иных результатов, возможностей развития и т.п.

Прежде всего проводится идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой). Устанавливается вид педагогической технологии:

1) по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология);

2) по основной используемой философской позиции;

3) по основным используемым методологическим подходам;

4) по основному фактору развития личности, который используется в данной технологии;

5) по применяемой научной концепции освоения опыта в данной технологии;

6) по ориентации технологии на определенные сферы развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТВ, СПФР);

7) по принадлежности технологии к определенной содержательной области;

8) по преобладающему виду социально-педагогической деятельности;

9) по типу управления педагогическим процессом;

10) по преобладающим методам и средствам, применяемым в технологии;

11) по применяемым организационным формам педагогического процесса;

12) по преобладающим средствам обучения;

13) по воспитательной ориентации и подходу к человеку (ребенку, подростку, молодежи);

14) по направлению модернизации традиционной технологии;

15) по объекту (категории контингента), на который направлена технология.

Метод проблемно-резервного анализа (SPOT) заключается в вычленении приоритетных проблем, сопоставлении сильных и слабых сторон анализируемых технологий, трудностей и опасностей ,которые могут возникнуть при введении инноваций в деятельность школы, нахождению внешних и внутренних резервов.

  Сильные стороны (Satisfaction) Какие изменения, предлагаемые инновационной технологией, воспринимаются педагогическим сообществом? На что можно опереться? Какие предложения важны с педагогической точки зрения? Какие ориентированы на будущее? Положительная мотивация коллектива. (Этот аспект осуществляется удачно. На нем можно строить работу по развитию школы.) Слабые стороны (Problems) Какие качества инновационной технологии доставляют трудности? Чего не хватает в предложенных ею программах и условиях? Что выглядит привлекательным, однако является недостаточно эффективным? Что учителям не удается?     (Это нанесет ущерб будущему школы.)
  Шансы (Opportunities), резервы, пути решения проблем. Откуда можно взять инструментальные, методологические и личностные ресурсы. Предложения по привлечению материальных средств. Что остается не освоенным? Где имеются неиспользованные ресурсы? Что можно бы освоить заново?   (Это предпосылки успешной работы по развитию школы.) Опасности (Threats) Какие риски появляются в работе на перспективу? К чему нужно быть готовым? Отрицательная мотивация коллектива. Что произойдет, если сохранить технологии в том виде, в каком они существуют в настоящее время?   (Какие опасности могут появиться, если не будет ничего предприниматься.)


Экспертиза

Экспертиза – исследование и разрешение при помощи све­дущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных зна­ний (педагогическая, медицинская, бухгалтерская). Часто экспертиза проводится в пограничных областях (судебно-медицинская, психолого-педа­го­ги­ческая).

В педагогической практике экс­пертиза связана прежде всего с необходимо­стью компетентно оценить действующие или предлагаемые новые технологии, содержание и методы обучения и воспитания, учебники и учеб­ные пособия. Прежде чем они будут выбраны для применения, их целесообразность оценивают эксперты (рецензенты).

Цель экспертизы – оценить соответствие данных существующим технологическим критериям, требованиям.

Сущность научно-педагогической экспертизы состоит в следующем:

1) исследование педагогических явлений, процессов, проблем, результатов педагогической деятельности (от диагностики экспертиза отличается более глубоким изучением ситуации);

2) выяснение наличного состояния и потенциала данного образовательного учреждения;

3) оценка аль­тернативных вариантов, решений;

4) определение наиболее предпочтительных вариантов организации образовательного процесса в целях улучше­ния качества и обновления содержания образования;

5) прогно­зирование развития системы образования.

Содержание педагогической экспертизы делится на блоки:

• экс­пертиза концептуальной части, которая рассматривается с позиции критериев новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.

• экс­пертиза содержания образовательной деятельности (соответствие стандартам);

• экс­пертиза технологического процесса (критерии технологичности);

• экс­пертиза организации деятельности, руководства и управления учреждением (целесообразность и оптимальность отдельных элементов)

• экс­пертиза результатов деятельности;

• экс­пертиза условий деятельности;

• экспертиза связей со смежными областями (психологическим, медицинским, экономическим и др. требованиям).

Механизмом, позволяющим проводить объективную научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок.

Экспертный метод – это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ, обоб­щение и оценку с целью подготовки и принятия компетентного управленчес­кого решения.

Экспертная оценка – мотивированное экспертное суж­дение. Возможны индивидуальные и групповые экспертные оценки. Индивидуальная экспертная оценка исполь­зуется для изучения педагогической деятельности, оценки каче­ства знаний учащихся, определения уровня развития ребенка, го­товности к обучению в школе, рецензирования образовательных программ, учебной и методической литературы и т.д. Индивиду­альные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, балльной и парных оценок.

Метод групповых экспертных оценок (коллективная эксперт­ная оценка, метод Дельфи) применяется для принятия важных экспертных заключений (концепции развития учреждения, образовательные программы и пр.), для выбора оптимальной структуры учебного материала, для оценки качества преподавания, при аттестации образовательного учреждения и т.д.

Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.

Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, практическое значение (воспроизводимость). Она должна удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.

Соответствие критериям технологичности:

Основными критериями технологичности являются (см.п.2.4.):

– системность (комплексность, целостность),

– научность (концептуальность, развивающий характер),

– структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность),

– процессуальность (управляемость, инструментальность, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

Наши рекомендации