Художественно – педагогическая деятельность Серова
Родился в семье композитора. Рано начал увлекаться рисованием. Молодой Репин рекомендовал Серову поступить в АХ, считая необходимым для художника прохождения систематической школы. И особенно у такого педагога как Чистяков. С 1882 он посещает академические классы, но в академии он остается сравнительно недолго - 3 года, ровно столько, сколько потребовалось не прохождение системы Чистякова. Чистяков не шлифовал и не совершенствовал талант ученика, он его выявлял. Серов получает школу, которая раскрывает всё богатство изобразительных возможностей живописи и как художник он раскрывается в своих работах: «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», «портрет Микки Морозова», «портрет Ермоловой».
Долгое время Серов не проявляет интереса к преподаванию, это, в первую очередь, связано с его характером: он необщительный, замкнутый в себе человек, трудно сходится с людьми и не любит публичности. Всё же Серов вместе с Коровиным принимают предложение преподавать в частной школе Званцевой, а затем и в московском училище ЖВиЗ в качестве руководителя мастерской. Серов приходит в училище, окружённый ореолом славы и известности, в глазах большинства живописцев он представляет совершенно неповторимую творческую индивидуальность. Появление Серова в училище было воспринято как перелом, и все последующие изменения связывались с его именем. Отныне училище по своему значению не уступает академии, а в отдельных моментах становится более передовым. Серов, Коровин, Малявин, Архипов – сообщили новый толчок к развитию методики обучения в училище.
Серов сразу же провел ряд существенных реформ в учебном процессе. На занятиях рисунка Серов требует быстрой зарисовки и часто ставит модель на один сеанс или даже заставляет рисовать по памяти, показывая модель на пять минут. Этого ранее в училище не было. Он стремится уничтожить привычку копировать натуру – постоянно меняет продолжительность заданий, материал. Он хотел раскрепостить восприятие молодого художника, сообщить ему свободу видения формы, которая составляет необходимое условие активного его изображения. Часто и охотно меняет натурщиков, предпочитает использовать случайных людей, самых обычных и характерных. Серов не может формулировать свои мысли в словах – садится рисовать вместе с учеником. Результаты его работы самые противоположные – некоторые подражали учителю, другие не могли преодолеть старый метод работы, только немногие доходили до существа того, что хотел показать им Серов. Те же самые реформы Серов производит и в живописи. Основной акцент – на развитие у учеников непосредственное восприятия цвета, умения передавать форму в цвете. Серов предлагает специальную постановку – в полутемном углу мастерской, написать надо было тремя красками: белилами, жженой костью, охрой светлой – со всей цветовой и тональной полнотой, с какой её воспринимает глаз художника. Ученику предстояло практически разобраться в том, что важнее всего в цвете: его яркость, оттенок, локальная окраска или же его внутренняя сущность – те весовые отношения, которые он находит в натуре при том или ином световом состоянии. Серов требовал, чтобы материальное различие было выявлено до такой степени, которая характеризовала бы модель и окружающую ей обстановку. Ученик начинал подходить к освещенности как к важнейшему условию объективного изображения натуры, к весовым отношениям в цвете как к способу, позволяющему передавать материальные качества предметов, ученик обязательно учитывал в работе напряжение цвета. Серову училище обязано введением женской модели. Женское тело в значительной мере больше реагирует на свет, чем мужское, оно более цветоносно и сложно для живописного построения. Следующее задание написание обнаженной модели «полным цветом», надо добиться тех же результатов, что и в первом задании, но более глубоко и образно. Серов осуществляет своеобразную постановку глаза на более выразительный цвет и передачу характерных оттенков и отношений в натуре. Следующие задания определялись Серовым как некое подобие картины. Так он компоновал нечто вроде картины «русская девушка 16 века». Задача сводилось к тому, чтобы на известном сюжетном основании решить своего рода этюд к картине, добиться образности в решении постановки, молодой художник пытался усилить типичные черты модели. Серов тщательно изучал модель, особенности характера и душевного склада – просил ходить по мастерской, говорить, вставать, садиться, пока не находил наиболее характерное положение для нее. Серов подводил учеников к картинным постановкам. Он добивался, чтобы ученики соединяли человеческое отношение к конкретной модели с ее образной трактовкой. Подобное задание стояло уже на границе самостоятельной работы молодого живописца. Серов в ходе обучения сосредотачивает внимание на развитии композиционного мышления, он сильно расширяет понятие художественного образа. От обобщения характерных черт натуры он шёл к широкому пластическому осмыслению всех её качеств, складывающихся в живописный образ. Серов требовал правды образа, пережитого и осмысленного художником. Так понималась им и последняя ступень подготовки молодого художника – работа над картиной.
Коровин уделил главное внимание в педагогике образному восприятию природы. Он руководствовался тем, что для передачи природы со всей достоверностью, необходимо обладать, определённым образом, воспитанным видением. Важны умения целостно видеть и целостно передавать кусок природы. Вопросы о целостности восприятия связаны тесно с целостностью композиции. Художник передаёт не только глазами, но и чувствами. Важно развитие у учеников точности восприятия цвета (постановки, на сближенных по цвету, вещей), вводил в постановки камертон (кусок чёрного бархата).