В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности
В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей. В.А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания. Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.
Сравните эти две точки зрения и сформулируйте свою позицию.
Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое вы-ражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответст-венно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.
Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар, и тот лопнул; полез в лужу за корабликом, упал, промок... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться.
В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.
Особо следует сказать о телесных наказаниях, от которых страдают многие современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заго-ворили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка» (1989)? Де-ло в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития ма-ленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали, отсюда жестокие побои и истязания маленьких детей. Отме-тим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспита-тельную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.
Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельно-сти («Ссоришься и споришь с детьми - посиди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»). В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало - вытри, на-сорил - убери. Старшие дети чувствительны к лишению доверия. («Не могу пустить тебя одно-го во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело пере-живают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, холодность. Так, пятилетний ребенок говорит: «Я не люблю, когда папа называет меня Александром: значит, он на меня сердится».
Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения ребенка. Значит, поощрение ориентирует на хорошее, доброе в развивающейся личности и закрепляет стремление и продвижение ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощрения, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами. Если же похвала, подарок (сладости, игрушка) становятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений с родными людьми («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.
Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожи-дать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возможностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность. Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.
Итак, основное средство поощрения - это слово взрослого, обращенное к ребенку, пох-вала. Педагогическая же ценность «материального» выражения поощрения, столь распростра-ненного в семье: пообедал - куплю мороженое, быстро оделся - получай конфеты и т.д. - весьма сомнительна, оно больше похоже на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка. Родители хотят сделать ребенка удобным (быстро поел, самостоятельно оделся), поэтому куль-тивируют стиль общения, основанный на личной выгоде, на принципе: «Ты - мне, я - тебе». Та-кой стиль Е.В. Субботский называет прагматическим. Подобное общение формирует и у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил лишь в условиях внешнего контроля.
Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении! Да, многие ученые, считают что взрослые должны овладеть искусством прощать (З. Матейчик, Е.В. Субботский, Б.Спок и др.). Прощение по сути значит примирение, а оно поднимает в сердце ребенка волну добрых чувств к маме и папе, которые умеют быть великодушными, способными прощать. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Ребенок совершил проступок, а папа говорит: «Ты поступил плохо, но я уверен, что ты так больше делать не будешь. Я верю, что ты хороший, а хорошие дети так не делают». Подобное отношение к проступкам маленьких детей Е.В. Субботский называет бескорыстным, оно благотворно сказывается на нравственном развитии «нарушителей» общественных норм.
Следует напомнить, что строгие, никогда не прощающие родители постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребенка чревата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.
Задания
1. Изучив книгу Ю.П. Азарова «Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы» (М., 1993), о) объясните смысл ее названия; 6) выпишите в копилку педагогического мастерства методы и приемы воспитания, специфичные для семьи.
2. Схематично охарактеризуйте компоненты семьи как фактора воспитания.
3. Подберите три-четыре колыбельные песни разных народов, проанализируйте заложенные в них цели воспитания, определите, выразителями каких общечеловеческих или национальных ценностей они являются.
4. Кок вы понимаете слова А.В. Петровского: «Сакраментальное всепрощающее: «Ничего, он еще маленький!» - ничем не оправданная подачка взрослого, которая способна только испортить малыша» [Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. - М.,1996. - С.164)? Приведите примеры из собственного опыта, когда таким заявлением родители оправдывали свои просчеты в воспитании.
5. Американский психотерапевт в области семьи и брака Сесила Р. Бенуа в книге «Когда одной любви недостаточно» излагает «Психологический билль о правах ребенка». Изучите ту часть книги, которая опубликована в журнале «Дошкольное воспитание» (1994, № 12), и выскажите свое мнение о том, учитывают ли современные родители эти права ребенка, почему возникают их нарушения, как можно избежать подобного в повседневной жизни семьи.
6. Изучите книгу Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. - М.,1990. Выпишите наиболее интересные, с вашей точки зрения, советы, рекомендации родителям о формировании у детей игровой деятельности.
7. Сформулируйте педагогические правила поощрения и наказания в семье.
Глава 7
ГЛАВА СЕДЬМАЯ