Рыночной экономики наиболее распространенными являются сле-

дующие ценовые стратегии предприятия:

•сохранение стабильного положения на рынке при умеренной

рентабельности;

•получение сверхприбыли путем ≪снятия сливок≫ с рынка;

•вытеснение конкурентов;

•обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвра-

щение банкротства;

•внедрение на рынке новой продукции;

•завоевание лидерства по показателям качества и др.

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельно-

Сти предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупно-

Стью как положительных, так и отрицательных характеристик. По-

Этому, например, принятие одной из них ведет к отрицанию пре-

Имуществ другой. В результате реальная оценка действительности

Приводит к необходимости ориентации в деятельности предприя-

Тия на смешанные стратегии ценообразования.

Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную методику

Установления исходной цены на свою продукцию. Отсутствие чет-

Ко определенной ценовой политики вызывает неопределенность

В принятии решений в этой области различными службами пред-

Приятия, может привести к несогласованности этих решений. В ре-

Зультате позиции предприятия на рынке становятся более слабыми,

Предприятие несет потери в выручке и прибыли.

Процесс ценообразования на предприятии можно представить

следующими основными этапами:

•постановка цели (задачи) ценообразования;

•определение уровня спроса на данный вид продукции;

•оценка издержек производства и степени регулирования цен

на продукцию;

•анализ цен и товаров конкурентов;

•выбор метода ценообразования;

•расчет исходной цены изделия;

•учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;

•установление окончательной цены.

Выбор и оценка стратегии предприятия в области ценообразо-

Вания являются сложным, требующим большого внимания и кол-

Лективных усилий процессом. Делая выбор, предприятие тем са-

мым отдает предпочтение тому или иному варианту развития. Меж-

Ду тем каждое из направлений развития имеет свои плюсы и минусы.

Например, принятие предприятием стратегии на увеличение доли

Рынка в реализации продукции в основном связано со снижением

Цен против цен конкурентов. А это ведет к сокращению доходов, что

Нежелательно для предприятия. Ориентация на заказчиков с надеж-

Ной платежеспособностью также заставляет предприятие посту-

Питься уровнем цены. В отдельных случаях фирма может ставить

Перед собой одновременно несколько целей, например увеличение

Объема сбыта продукции при улучшении ее качественных парамет-

Ров и обеспечение определенного уровня дохода на вложенный ка-

Питал. В любом случае ценовая политика предприятия не является

Твердофиксированной, незыблемой. Она постоянно меняется с из-

Менением ситуации на рынке, поэтому нуждается в систематичес-

Кой оперативной корректировке.

Политика цен предприятия заключается в определении и под-

Держании оптимальных уровней, структуры цен, взаимосвязей цен

На товары в рамках ассортимента предприятия и конкретного рын-

Ка, в своевременном изменении цен по товарам и рынкам с целью

Достижения максимально возможного успеха в конкретной рыноч-

Ной ситуации. Ценовая политика является составной частью общей

Политики предприятия. Роль политики цен в деятельности пред-

Приятия постоянно изменяется. В том случае, если доходы покупа-

Телей достаточно низки, а возможности предприятия в продвиже-

Нии продукции на рынок ограничены, главная роль в достижении

Поставленной цели принадлежит цене. С повышением уровня дохо-

Дов потребителей, а также расширением возможностей профилиро-

Вать продукт посредством других инструментов маркетинга роль

Политики цен предприятия снижается. Ценовая политика тесно вза-

Имосвязана с общей политикой поведения предприятия на рынке.

Достаточно эффективное продвижение продукта на рынке не все-

Гда обеспечивает предприятию успех, если на низком уровне нахо-

Дится политика ценообразования. И напротив, высокий уровень це-

Новой политики не восполняет потери от недостаточной организа-

Ции продвижения продукта. Эти направления в деятельности пред-

Приятия должны быть тесно взаимосвязаны.

Для эффективной реализации политики ценообразования и обо-

Снования цен на товары необходимо определить рынки, на которых

Предприятие будет работать. Это позволит сопоставить возможно-

Сти различных рынков и возможности предприятия в удовлетворе-

Нии рыночного спроса.

При определении рынков сбыта необходимо учитывать:

•сферы деятельности предприятия на внутреннем рынке стра-

Ны и на внешнем рынке. Эти рынки существенно различаются по

условиям деятельности и нормам правового регулирования;

•территориальную географию рынков;

•особенности городского и сельского рынков;

•отличия рынков текущего спроса и рынка инвестиционного

Спроса. К рынкам текущего спроса относятся рынки, на которых

Реализуются товары, идущие на конечное потребление. Рынки ин-

Вестиционного спроса —рынки основных фондов и материальных

Наши рекомендации