Современная система специальных образовательных услуг
- Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
- Дошкольное образование.
- Школьная система специального образования.
- Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.
Литература:
1. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой – М.: Изд.центр «Академия», 2001 –312с.
2. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
4. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.
Формы коррекционно-педагогической документации
- Содержание и формы коррекционно-педагогической работы.
- Формы коррекционно-педагогической документации.
Литература:
5. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой – М.: Изд.центр «Академия», 2001 –312с.
6. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 400 с.
7. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
8. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.
ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1
Содержание и организация фронтальных занятий. Отбор и структурирование речевого, дидактического, наглядного и другого материала. Разработка модели, фрагментов фронтальных занятий.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2
Принципы организации индивидуальной работы с детьми. Система планирования и проведения индивидуальных занятий. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений. Направления индивидуальной работы, планирование, разработка и проведение индивидуальных занятий.
3 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Дать определения понятиям: умственная отсталость, олигофрения, деменция, дошкольная олигофренопедагогика, задержка психического развития 2. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 3. Дать определения понятиям: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, сурдопедагогика. 4. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 5. Дать определения понятиям: тифлопедагогика, слепота, слабовидение, острота зрения. 6. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 7. Дать определения следующим терминам: нарушение речи, логопедия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, тахилалия, брадилалия, афония, дисграфия, алалия, афазия, дислексия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи. 8. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 9. Дать определения следующим терминам: детский церебральный паралич, моторика, паралич, тремор, атаксия, кинестезия, синкинезия. 10. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 11. Дать определения следующим терминам: аутизм, феномен тождества, синдром раннего детского аутизма. 12. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 13. Дать определения следующим терминам: сложное нарушение, множественное нарушение, слепоглухота. 14. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 15. Разработать презентации на темы: «Образование лиц с нарушением умственного развития»; «Специальное образование детей с трудностями в обучении»; «Педагогическая помощь детям с нарушениями речи»; «Педагогические системы образования лиц с нарушениями речи»; «Специальное образование лиц с нарушениями зрения»; «Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» 5 КИМ тест 1 1. Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей называется …… а) реабилитация б) компенсация в) коррекция г) адаптация 2. Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма называется … а) компенсация б) адаптация в) коррекция г) компенсация 3. Наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью называется ….. а) тифлопедагогика б) сурдопедагогика в) олигофренопедагогика 4. Соотнесите формы психического дизонтогенеза и их типичные примеры. 1) общее стойкое недоразвитие а) органическая деменция 2) задержанное развитие б) психопатия 3) поврежденное развитие в) олигофрения 4) дефицитарное развитие г) ранний детский аутизм 5) искаженное развитие д) задержка психического развития 6) дисгармоническое развитие е) грубые нарушения анализаторных систем 5. Цель коррекционного процесса – а) исправление, ослабление или предупреждение недостатков развития детей б) формирование знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения и воспитания в) приобретение опыта и социально значимых качеств 6. Педагогические приемы, применяемые в коррекционном процессе … а) направлены на овладение определенным объемом знаний и навыков б) направлены на организацию приобретения опыта и привитие социально значимых качеств в) стимулируют компенсаторные процессы развития и формирование новых положительных качеств 7. Результатом коррекционного процесса является …. а) овладение определенным объемом знаний и навыков б) формирование обобщенных учебных и трудовых умений, развитие самостоятельности 8. Носителями содержания специального образования являются…. а) учебные программы б) государственный стандарт в) учебники г) учебное расписание д) учебное оформление класса 9. Нормативы образовательных областей, определяемые регионами и образовательными учреждениями, содержит … а) федеральный компонент б) национально-региональный компонент в) школьный компонент 10. Содержание образования, отражающее специфику и направленность отдельного образовательного учреждения определяет … а) федеральный компонент б) национально-региональный компонент в) школьный компонент Тест 2 1. Документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в школе, последовательность их прохождения по годам обучения, количество времени, отводимого на каждый предмет, называется ….. а) учебный план б) учебная программа в) государственный стандарт 2. Базисный учебный план …. а) носит рекомендательный характер б) служит основой для разработки учебных планов в) разрабатывается с учетом текущих условий 3. Приобщение к общекультурным и национальным ценностям, формирование базовой культуры личности обеспечивает …. а) вариативная часть учебного плана б) инвариантная часть учебного плана в) базовая часть учебного плана 4. Нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения тем, вопросов и дозировку времени на их изучение называется … а) учебный план б) учебная программа в) государственный стандарт 5. Хрестоматии, сборники задач и упражнений, дневники наблюдений – это разновидности …… а) учебников б) учебных пособий в) методических пособий 6. Задачи осуществления обучения и воспитания, коррекции дефектов развития, трудовой и профессиональной подготовки воспитанников с проблемами в развитии решает Министерство ….. а) образования и науки РФ б) труда и социального развития РФ в) здравоохранения РФ 7. Детские дома для глубоко умственно отсталых детей относятся к Министерству ….. а) образования и науки РФ б) труда и социального развития РФ в) здравоохранения РФ 8. Использование многообразных методов, средств и форм организации учения и преподавания является сущностной характеристикой …. а) целевого компонента процесса обучения б) содержательного компонента процесса обучения в) стимулирующего компонента процесса обучения г) деятельностного компонента процесса обучения 9. Учебная программа может быть построена способами: а) рабочим б) линейным в) авторским г) концентрическим д) типовым 10. Современная гуманистическая педагогика пропагандирует к определению сущности содержания образования: а) знаниево-ориентированный подход б) личностно-ориентированный подход 6 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ | ||
Системно-информационный подход в обучении. | ||
Деятельностный подход в обучении. | ||
Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении. | ||
Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования. | ||
Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность. | ||
Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении. | ||
Технологии и методики обучения в специальном образовании. | ||
Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении. | ||
Роль педагога-дефектолога в системе специального образования. | ||
Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы«риска». | ||
Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная. | ||
Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ. | ||
Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ. | ||
Системно-информационный подход в обучении. | ||
7 ВОПРОСЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСУ |
Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специального образования. Предметные области специального образования. | |
Особые образовательные потребности, содержание, принципы, технологии и методы специального образования. | |
Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. | |
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. | |
Современная система специальных образовательных услуг. | |
Содержание и организация фронтальных занятий. | |
Отбор и структурирование речевого, дидактического, наглядного и другого материала. | |
Разработка модели, фрагментов фронтальных занятий. | |
Принципы организации индивидуальной работы с детьми. | |
Система планирования и проведения индивидуальных занятий. | |
Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений. | |
Направления индивидуальной работы, планирование, разработка и проведение индивидуальных занятий. | |
Системно-информационный подход в обучении. | |
Деятельностный подход в обучении. | |
Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении. | |
Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования. | |
Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность. | |
Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении. | |
Технологии и методики обучения в специальном образовании. | |
Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении. | |
Роль педагога-дефектолога в системе специального образования. | |
Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы«риска». | |
Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная. | |
Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ. | |
Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ. | |
Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специального образования. Предметные области специального образования. | |
Особые образовательные потребности, содержание, принципы, технологии и методы специального образования. | |
Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. | |
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. | |
Современная система специальных образовательных услуг. |
8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ |
Основная литература:
1 Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Щипицыной. – М., 2003…
2 Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
3 Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.
4 Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
Дополнительная литература:
1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.
2. Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых. – М., 1973.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.
4. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.
5. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. – №3.
6. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 1985.
7. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.
9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.
11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.
12. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. – 1993. – № 4.
13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
14. Дети с нарушением общения / Сост. К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. – М., 1989.
15. Дефектологический словарь. – М., 1970.
16. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
17. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.
18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1999. – № 6.
19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. – № 3.
20. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Щипицыной. – М., 2003.
21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993.
22. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995.
23. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с ДЦП в семье. – М., 1993.
24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998.
25. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.
26. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. – 1998. – № 2.
27. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.
28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
29. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.
30. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.
31. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1.
32. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. – М., 1988.
33. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.
34. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4.
35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1990.
37. Мишина Г.А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2000. – № 4.
38. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.
39. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Малачихина. – М., 1983.
40. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.
41. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.П. Плаксиной. – М., 1995.
42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.
43. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1.
44. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.
45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
46. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994.
47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990.
48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1990.
49. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 1999. – № 1, 2.