Задания для самостоятельной работы. 1.Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими
1.Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. В физическом воспитании они позволяют:
1)______
2)______
3)______
4)______
5)______
6)______
2.Заполните таблицу «Методы обучения двигательным действиям и их характеристика».
Методы обучения | Характеристика методов | |
. |
3.Заполните таблицу «Методы воспитания физических качеств и их характеристика».
Методы воспитания | Характеристика методов |
4.Заполните таблицу «Методы использования слова (словесные методы) в физическом воспитании и их характеристика».
Словесные методы | Характеристика методов |
5. Заполните таблицу «Методы обеспечения наглядности (наглядные методы) в физическом воспитании и их характеристика».
Задания с проблемными ситуациями
Тема «Характеристика методов строго регламентированного упражнения»
Проблемная ситуация № 1.Каждое двигательное действие осваивается в три этапа. На каждом этапе выделяют методы, с помощью которых задачи этапа решаются с большей степенью эффективности.
На начальном этапе обучения двигательным действиям широко применяется метод расчлененно-конструктивного упражнения. Чаще всего на данном этапе возникают противоречия между знанием общего набора упражнений и незнанием состава конкретных упражнений, предназначенных для использования их на каком-либо этапе обучения.
Задание. Определите состав конкретных упражнений, которые будут использоваться при обучении школьников технике метания малого (теннисного) мяча на дальность с применением метода расчлененно-конструктивного упражнения (можно на примере избранного вида спорта).
проблемная ситуация № 2. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: 1) разучивание действия в расчлененном виде с последующим объединяем частей в целостное действие. Методы, соответствующие этому подходу, называют «методами расчлененно-конструктивного упражнения»; 2) разучивание действия по возможности в целостном виде с избирательным вычленением отдельных деталей Методы, типичные для этого подхода, называют кратко «методами целостного упражнения». Первый путь избирают, если разучиваемое действие (либо совокупность действий) поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы, без существенного искажения их характеристик. В тех случаях, когда расчленение целостного приводит к изменениям самой сути движения и резкому искажению их структуры, выбирают второй путь. Структура целого вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных, относительно самостоятельных деталей, которые по мере освоения основного механизма действия соединяются с ними и совершенствуются на фоне целостного выполнения.
Задание 1. Определите порядок расчленения целостного двигательного действия на примере избранного вида спорта (для первого пути).
Задание 2. Определите последовательность освоения того или иного элемента техники избранного вида спорта. При решении и предъявлении результата обоснуйте правильность вашего ответа. Проблемная ситуация №З.В физическом воспитании различают методы стандартного упражнения и методы переменного (вариативного) упражнения. Эти методы используются в режиме непрерывной и интервальной нагрузки. Каждый из этих методов позволяет решать те или иные задачи в процессе физического воспитания. Вашему вниманию предлагается следующая проблемная ситуация. В процессе проведения условных занятий физическими упражнениями необходимо поочередно под каждый метод сформулировать: 1) задачу, связанную с использованием метода стандартно-непрерывного упражнения; 2) задачу, которая может быть решена с помощью метода стандартно-интервального упражнения; 3) задачу, связанную с использованием метода переменно-непрерывного упражнения; 4) задачу, которая может быть решена с помощью метода переменно-интервального упражнения.
Задание. Дайте обоснование сформулированным вами задачам.
Тема «Методы использования слова и средств наглядного воздействия»
Проблемная задача. При обучении учащихся различным двигательным действиям учитель физической культуры, в силу различных обстоятельств, не всегда имеет возможность продемонстрировать на собственном примере выполнение этих действий или
отдельные его элементы. В данном случае возникает проблемная ситуация между требованиями методики по созданию наглядного представления об изучаемом действии и невозможностью преподавательского показа. Мы знаем, что существует группа методов! опосредованного создания наглядности.
Задание. Определите эти группы, а также конкретный состав методов, позволяющих решить данную проблемную ситуацию с наибольшей эффективностью.
Тема 5. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Контрольные тесты
1. Укажите, какие принципы используются в системе физического воспитания в качестве руководящих положений:
1) общесоциальные и общепедагогические принципы;
2) общеметодические принципы;
3) специфические принципы;
4) общесоциальные, общепедагогические, общеметодические и специфические принципы.
2. Укажите, какие из перечисленных принципов являются общеметодическими :
1) принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации;
2) принцип непрерывности, принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
3) принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, принцип циклического построения занятий;
4) принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.
3. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся?
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип доступности и индивидуализации;
3) принцип научности;
4) принцип связи теории с практикой.
4. Какой принцип предусматривает планомерное увеличение объема и интенсивности физической нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма?
1) принцип научности;
2) принцип доступности и индивидуализации;
3) принцип непрерывности;
4) принцип постепенного наращивания развивающе-тренируюших воздействий.
5.Укажите, какой принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т. е. применительно к Меняющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма:
1) принцип научности;
2) принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания;
3) принцип систематичности и последовательности;
4) принцип всестороннего развития личности.
Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таблицу (карточку ответов).