Вопрос 18 Типы и виды воспитания. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый); функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передач общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич); подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов).
Социальная сущность воспитания. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.
Понятие «воспитание» имеет много значений. В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, и как решение воспитательных задач.
В процессе воспитания происходят социализация личности, развитие личности, ее самоопределение (формирование ответственности), формирование новых качеств личности, интеграция личности.
Воспитание в целостном образовательном процессе (А.И.Пинкевич, Ю.К.Бабанский, И.П.Раченко). Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.
Многообразие целей воспитания (Я.А.Коменский, Дж.Локк, К.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, Э.Кант, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, К.Д.Ушинский, Ф.Рабле, М.Монтень, Т.Мор, Т.Кампанелла, Р.Оуэн, К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье).
Цель воспитания у Мора и Кампанеллы - культ человека. Человек - личность деятельная, высоконравственная, обладающая чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью.
Цель воспитания, поКоменскому - познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни.
Цель воспитания у Локка - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.
Цель воспитанияГельвеция – врожденное равенство всех людей, личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей.
Цель воспитания Монтеня – обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.
Цельвоспитания у Кампанеллы - развитие сил и способностей детей.
Цель воспитания уПесталоцци – развитие всех природных сил и способностей человека.
Кантвидел цель воспитания в том, чтобы вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе человеческую природу. Педагогика Канта – педагогика воли.
Декарт провозгласил идеал воспитания – развитие ясного мышления, основанного на доказательстве и природном равенстве умов, допуская врожденные различия в интеллекте.
Цель воспитания у Добролюбова и Чернышевского – воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека.
Цель воспитанияМакаренко – формирование нормы, стиля жизни, отношений.
Сухомлинскийосновное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности.
Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях. Системный характер воспитания. Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой – многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности, такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.
Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. Постановка цели влечет за собой ее конкретизацию – определение стратегических и тактических задач воспитания. Педагог по собственному желанию не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы ученик сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Поэтому в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить – в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности. Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания.
Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цель воспитания распределяется на следующие задачи: умственную, физическую, трудовую, нравственную, эстетическую, патриотическую, экономическую, правовую, экологическую.
Генезис целей воспитания. Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества. Одной из важнейших целей воспитания является его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания.
Составные части воспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, политехническое, эстетическое и т.д.).
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.
Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.
Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.
Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.
Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.
Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.
Правовое воспитание предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.
Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.
Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками - уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и субъективными характеристиками: ценностными установками, стилем жизни, взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.
Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенного вероисповедания.
Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления. Целями социального воспитания являются:
относительно целенаправленное позитивное развитие;
духовно-ценностная ориентация;
выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме.
Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.