Сравнительная характеристика ГОС и ФГОС СПО
по специальности … (вписать)
Параметры для срав-нения | ГОС (указать год) | ФГОС |
Структура документа (сравнить покомпо-нентно) | ||
Содержание подго- товки | ||
Требования к услови- ям реализации | ||
Требования к оце- ниванию качества освоения |
► Задание 16. Выберите из профессионального цикла ФГОС СПО междисциплинарный курс, содержащий экономико-управленческие компоненты. Проанализируйте структуру и содержание курса, требования к его усвоению; определите его объем (примерно, в за- четных единицах и часах) и виды учебно-профессиональной работы по усвоению МДК. Заполните табл. 7.
Таблица 7
Анализ междисциплинарного курса … (указать)
Вид/виды профессиональ-ной деятельности, которую(ые) закрывает МДК | Требования к усвоению МДК | Объем МДК | Дисциплины, входящие в состав МДК | Формируе-мые в рамках МДК компе-тенции |
► Задание 17. Опираясь па представленную выше информацию и на выполненные задания 15–16, разработайте элементы учебной программы выбранной дисциплины.
Порядок выполнения задания:
– определите цели и задачи дисциплины, ее место в МДК и учебном процессе;
– рассчитайте объем дисциплины и определите виды учебной работы обучающихся;
– составьте тематический план занятий;
– определите содержание практических занятий и виды само- стоятельной работы;
– составьте перечень литературы, средств обучения и пред- ставьте материально-техническое обеспечение к изучению раздела дисциплины.
Заполните табл. 8 и 9. Подготовьтесь представить выполнен- ное задание для обсуждения в группе.
Таблица 8
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (указать дисциплину)
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
Таблица 8 (окончание)
Вид учебной работы | Объем часов |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
……………… ……………… Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно- графическая работа, домашняя работа и т.п.) | |
Итоговая аттестация в форме (указать) в этой строке часы не указываются |
Таблица 9
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 | |||
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | ||
1 …………. |
Таблица 9 (окончание)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Лабораторные работы | |||
Практические занятия | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Раздел 2 | |||
Тема 2.1. | Содержание учебного материала | ||
1 …………. | |||
Лабораторные работы | |||
Практические занятия | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены) | |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) | |||
Всего: |
Инструкция по заполнению табл. 9
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного ма- териала (в дидактических единицах), наименования необходи-мых лабораторных работ, а также примерная темати-ка самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые ра- боты (проекты) по дисциплине, описывается примерная тема- тика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических еди-ниц в столбце 4.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объек- тов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное вы- полнение деятельности, решение проблемных задач).
Формы организации теоретического
И практического обучения в образовательных
Учреждениях среднего профессионального
Образования
Основные дидактические единицы. Классические и инно- вационные формы теоретического и практического обучения в образовательном учреждении начального и среднего професси- онального образования. Основания для выбора формы органи- зации теоретического и практического обучения. Перспективы развития форм организации теоретического и практического обучения в образовательном учреждении начального и средне- го профессионального образования. Специфика, структура, основные особенности и этапы проектирования учебного за- нятия теоретического / практического обучения по экономике, менеджменту, маркетингу.
!!! 1. В профессиональной педагогике выделяют три группы организации образовательного процесса: теоретическую и прак-тическую подготовку, контроль [13]. Основной формой органи- зации процесса обучения является урок (учебное занятие).
Урок (учебное занятие) – это вариативная форма opгани- зации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систе- матически применяемая (в установленные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обуче- ния, развития и воспитания [13]. Сущность и назначение уро- ка (учебного занятия) как целостной динамической системы сводится к взаимодействию педагога и обучающихся, целью которого является усвоение обучающимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, приобретение опыта дея- тельности и общения.
Эффективность и результативность урока (учебного заня- тия) во многом определяются его структурой. Структура тради- ционного урока (учебного занятия) включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание [13]. Такой урок (учебное занятие) формирует знания, но не способствует общему развитию обучающихся, поскольку эле- менты традиционной структуры не отражают процесса их само- стоятельной учебной деятельности.
Традиционный урок (учебное занятие) обладает лишь внеш- ними признаками учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сто- рону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.). j
2. Структура урока (учебного занятия) теоретического обу- чения – дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядо- ченность и взаимодействие [13]. Различают дидактическую (основную) структуру и три подструктуры: логико-психологи-ческую, мотивационную и методическую.
Дидактическая структура состоит из трех этапов: 1) актуа- лизация опорных знаний и способов действий; 2) формирова- ние новых понятий и способов действий; 3) применение зна- ний, формирование навыков и умений [13].
Логико-психологическая подструктура урока (учебного за-нятия включает создание проблемной ситуации и постановку проблемы; выдвижение предположений, гипотез и их обоснова-ние; доказательство гипотез; проверку правильности решения проблемы; формулирование выводов; применение знаний в не-знакомой (нестандартной) ситуации [13].
Мотивационная подструктура урока (учебного занятия) содержит организацию и управление вниманием обучающихся; разъяснение смысла деятельности; актуализацию мотивацион- ных состояний; совместную с обучающимися постановку целей занятия; обеспечение ситуаций успеха в достижении цели; под-держание положительных эмоций и состояния уверенности у обучающихся в своих действиях; оценивание действий, процес- са и результатов обучения [13].
3. В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие основные типы [15]:
– урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);
– урок формирования умений и навыков (основная часть учебного времени приходится на самостоятельную работу обу- чающихся);
– урок применения знаний на практике (чаще всего на заня- тиях по проектированию, расчетам, моделированию и констру- ированию);
– урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока (учебного занятия) – повторение материала, на- правленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);
- комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);
- совмещенный (так называемый бинарный) урок – это урок, педагогическая сущность которого заключается в совме- щении изучения взаимосвязи материала специального предме- та (специальной технологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной дисциплины. I
В настоящее время урок (учебное занятие) часто рассматри- вается не столько с точки зрения формального сочетания и по- следовательности его этапов, сколько с позиции постановки и достижения целей и задач. Преподаватель в современной про- фессиональной школе свободен в выборе структуры, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспи- тания.
4. В качестве разновидностей урока (учебного занятия) вы- деляются следующие формы организации теоретического и практического обучения [13]: лекции, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия, экскурсии, консультации, зачеты, самостоятельная работа и др.
Лекция – занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний обучающимся через монологическую форму общения [13]. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. Основная дидактическая цель лекции – сформировать у обучающихся систему знаний об изучаемом объекте. Выделяют вводные, обзорные, эпизо- дические лекции. По характеру деятельности различают ин- формационные и проблемные лекции. Выбор типа лекции зависит от цели, содержания учебного материала, применяе- мой системы обучения, особенностей обучающихся и т.п. Как правило, лекция завершается тем, что учащимся предлагают- ся вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы. Целью этого задания может быть как закрепле- ние полученных знаний, так и подготовка к предстоящему семинару.
Семинар – это относительно самостоятельная организаци- онная форма, предназначенная для подготовки обучающихся самообразованию и творческому труду, которая предусматри- вает самостоятельную предварительную работу и обсуждение обучающимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познаватель- ных умений и формирование опыта творческой деятельности [13].
Лабораторно-практические занятия – одна из форм ор- ганизации педагогом учебной деятельности обучающихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осу- ществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабине-та) [13].
Наиболее характерной их чертой является организация самостоятельной работы обучающихся, которая проводит- ся под руководством преподавателя. На этих занятиях ис- пользуются различные приборы, инструменты, установки, технические средства, материалы и т.д. При методически правильной организации лабораторные занятия способству- ют развитию мышления обучающихся, интеграции мысли- тельной и практической деятельности будущих рабочих, овладению обучающихся экспериментальным методом ис- следования (приобретение умений наблюдать, измерять и оформлять результаты, планировать, распределять обязан- ности между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль).
Консультация – это форма организации процесса обучения вне урока (учебного занятия) для одного или группы обучаю- щихся по выполнению непонятных или сложных вопросов, тем, рразделов программы в процессе изучения учебной дисциплины [13]. Различают следующие виды консультаций. Вводные, или предварительные, консультации предшествуют изучению мате-риала на уроках. Текущие консультации проводятся параллель- но с изучением на уроках учебной программы с целью коррек- ции отдельных учебных умений обучающихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемо- го материала. Заключительные консультации проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. Консульта- ции могут быть обзорными и тематическими. Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, те- матическими.
5. Самостоятельная работа. Сущность самостоятельной работы обучающпхся заключается в организации самостоятель- ной познавательной деятельности [15J. Она является одним из важных средств подготовки обучающихся к активной самооб- разовательной работе, и в этом состоит ее основная дидактиче- ская цель. Самостоятельная работа осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время. 1
В профессиональной школе распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы: работа с учеб- ной и справочной литературой (задачи – выделение главного, систематизация, анализ, обобщение, составление блок-схем, таблиц, алгоритмов и т.д.); выполнение сквозных и индивиду- альных заданий по циклам дисциплин; изучение темы с малой группой обучающихся, каждый из которых занимается затем с несколькими обучающимися (с последующей защитой у пре-подавателя); разработка учащимися методических материалов по предмету (схем, таблиц, опорных конспектов, программ для ЭВМ, задач и т.д.); подготовка к наиболее ответственным или интегративным лабораторным работам; конкурсное выпол-нение разных заданий; изучение новой техники, технологии на базовых предприятиях, в лабораториях; самостоятельное изучение дисциплин под опекой преподавателя; выполнение специально подготовленных заданий развивающего характера (цель – более глубокое и прочное усвоение важных положений предмета) [15].
Эффективность той или иной формы организации обу- чения зависит от многих факторов, среди которых одним из основных является педагогическая, психологическая и мето- дическая подготовленность преподавателей и обучающихся к ее реализации.
► Задание 18. Рассмотрите рабочие учебные программы по эко- номике, менеджменту, маркетингу, составленные в рамках ГОС (год на выбор) и ФГОС. Определите удельный вес теоретического и практического обучения. Заполните табл. 10. Обоснуйте, поче- му получается разница в часах, через специфику учебных дисци- плин.
Таблица 10