Подготовки воспитанников учреждений интернатного типа

К жизни в семье

( Чугунова Э.И. Программа подготовки воспитанников учреждений интернатного типа к жизни в семье /Под ред. Ж.А. Захаровой. – Кострома, 2006. – 55 с.)

Пояснительная записка

Нет в жизни человека ничего важнее, ничего нужнее

и полезнее, чем вынесенное из детства светлое и теплое

воспоминание , такое ясное и доброе. Оно закладывается

в семье и в тяжелые минуты помогает.

Ф.М. Достоевский

Дать каждому ребенку опыт жизни в семье – одна из принципиальных идей Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений в современных условиях, утвержденной решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г.№1/1 п.125. Жить и воспитываться в семье — неотъемлемое, приоритетнoe право любого ребенка, так как семья — это естествен­ная и необходимая среда для его индивидуального и социаль­ного развития. Психическое развитие и социализация детей, лишенных опыта семейной жизни, задерживаются и деформируются. К сожалению, для многих подрастающих россий­ских граждан такая угроза становится реальной. Повышают­ся темпы роста числа неблагополучных семей, в которых родители уклоняются от воспитания, жестоко обращаются с детьми, не заботятся об их здоровье. Неуклонно растет, число родителей, лишенных родительских прав, и детей, бегущих из кровных семей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей , переживают двойную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Вследствие родительской депривации у детей отмечается отставание в развитии и поведенческая дезадаптация, а в результате отрыва от семьи разрушаются не только глубокие социальные и эмоциональные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. Следовательно ,подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой. Необходимо сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства ,чтобы семейный быт не превращался в тяжкий крест, не отравлял жизнь, чтобы дети затем не повторяли их судьбу и не пополняли бы детские дома.

На сегодняшний день данной проблеме не уделяется должного внимания в педагогической науке, нет государственных программ подготовки семьянина для детских домов. Известно, что никакое учреждение интернатного типа не в состоянии заменить ребенку семью, создать условия для полной компенсации последствий травматического опыта, пережитого ребенком.

В этих условиях особенно острой становится проблема поиска более широких возможностей семейного устройства детей, лишенных родительского попечения; расширения круга семей, готовых взять на воспитание чужих детей.

В последние годы наметились положительные тенденции в решении вопроса о передаче ребенка в семью на воспитание. Появляются принципиально новые формы воспитания осиротевших детей.

В российской практике сложилось несколько форм семейного устройства сирот и детей, лишенных родительского попечения: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. В семье быстрее формируется мотивация к образованию, к профессиональной ориентации. Но для полноценного воспитания детей в замещающих семьях необходимо предварительно проводить подбор и обучение граждан, желающих воспитывать в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, а так же должна идти подготовка и самих детей к помещению в семью.

Цель: компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи.

Задачи программы:

1. Помочь стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и опыту других людей.

2. Создать условия для развития большей уверенности в себе, уверенности в роли приемного ребенка.

3. Обучить социально-психологическим навыкам взаимодействия для расширения ролевого репертуара.

4. Стимулировать к совместной работе и к решению возникающих проблем.

5. Развить необходимые социокультурные, правовые, валеологические, досуговые, правовые ориентации и навыки.

6. Помочь получить более полное представление о будущей семье, ее членах, соотнести представления и желания с реальностью.

7. Повысить уровень социально-психологической адаптированности в социуме.

Авторы стремились к тому, чтобы ребенок в процессе обучения по данной программе получил как теоретические, так и практические представления и навыки семейного проживания, представил образ будущей семьи. В программе уделено большое внимание воспитанию чувства ответственности и самостоятельности у воспитанников, а также конструктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы:

1. Принцип научности. Программа базируется на определенныхпсихологических и педагогических положениях, материалах передовой практики по воспитанию детей-сирот.

2. Принцип адресности. Программа ориентирует педагогов, психологов на работу с детьми дошкольного и школьного возраста. Перспективные планы работы с детьми предусматривают ознакомление детей с функциями и обязанностями семьи и ее членов, с целями и задачами ведения домашнего хозяйства.

3. Принцип интеграции. Данная программа может реализовываться как самостоятельная программа или выступать составной частью комплексной программы , по которой работают учреждения интернатного типа. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной программы. Особенно это относится к занятиям по развитию навыков конструктивного взаимодействия, самообслуживания, ведения хозяйственной деятельности, воспитанию полоролевой принадлежности. Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации педагогического процесса учреждения и наличия всех специалистов, обеспечивающих процесс сопровождения воспитательной деятельности.

Предлагаемая программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Реализация программного содержания возможна при организации различных форм деятельности: организованные занятия , совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей.

4. Принцип координации деятельности педагогов (специалистов). Данная программа должна быть скоординирована с планом работы специалистов таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно раскрывать определенные темы.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях образовательного учреждения и потенциальной семьи. Основные направления работы по данной программе должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжить беседы с ребенком на конкретные предложенные педагогом темы, но и выступать активным участником педагогического процесса.

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

§ наблюдений;

§ рассматривания иллюстраций, репродукций;

§ проведения дидактических игр;

§ моделирования ситуаций.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

§ бесед с элементами диалога;

§ ответов на вопросы;

§ проведения игр, тренинга;

§ сообщения дополнительного информационного материала;

§ рассматривания наглядного материала;

§ рассказов детей;

§ разборка житейских ситуаций.

Практический метод используется, когда необходимо:

§ организовать продуктивную деятельность;

§ провести игры( подвижные, малоподвижные, ролевые);

§ тренинги;

§ практические занятия (практикумы);

§ изготовить материалы;

§ выполнить задания по тетрадям.

Структура программы

Программа подготовки детей состоит из трех разделов:

I. Диагностический (включает знакомство с ребенком, оценку социальной и медицинской информации, определение проблемной области, диагностику особенностей актуального развития детей и представлений ребенка о семье.)

II. Обучающий (подготовительные занятия (развитие коммуникативных навыки, взаимодействия в семье с взрослыми и детьми, знакомство с правилами, традициями семейного проживания)

III. Гостевой (помещение детей на выходные и в каникулы в гостевые семьи (с последующей диагностикой на совместимость).

По итогам проводится диагностика результативности и принимается окончательное решение о передаче ребенка на воспитание в замещающую семью. Далее предполагается патронат за семьей каждую неделю в первые 3 месяца.

Программа предусматривает диагностику, ролевые игры, практические упражнения, групповые дискуссии, обсуждение реальных ситуаций.

Построение и содержание программы

Программа реализуется через специально организованные занятия, на которых дети получают как теорети­ческие знания, так же у них формируются и практические навыки в атмосфере доброжелательного отношения к ребенку, принятия его, внимания, чтобы дети думали, учились работать в семье, включались в семейные устои, традиции, учились вместе радоваться, переживать и переносить неприятности.

Для того чтобы иметь возможность определить результаты дея­тельности по программе, разработаны критерии эффективности программы .

Такими критериями могут служить:

- сформированность у детей представления о семье, которым они могут вос­пользоваться в будущем;

- знание, понимание и владение практическими навыками веде­ния домашнего хозяйства, совместного проживания.

- желание и готовность перейти в замещающую семью;

- сбор наиболее полной информация о родителях и детях.

Результативность программы

Результативность программы может быть оценена через:

1. Использование измеряемых параметров усвоения содержания

программы

Для этого разработаны различные позиции:

• теоретические знания детей о семье и ее функциях;

- сформированность представлений о ведении домашнего хозяйства;

• поведенческие навыки:

- умение выполнять различные роли, связанные с семейным взаимодействием;

- умение детей управлять своим поведением, ставить себя на место другого, проявлять чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни;

o умение устанавливать границы общения; проявление доброжелательности по отношению к взрослым и детям в семье;

o раскрытие в общении с друзьями, с знакомыми и незнакомыми взрослыми;

o умение реально оценивать действительность и характер жизненных проблем;

o практические навыки ведения домашнего хозяйства, планирования семейного бюджета;

• развитие адаптивных способностей.

2. Конкретные показатели:

· снижение эмоционального напряжения;

· уменьшение количества детей, допускающих отклонения в нравственном поведении;

· желание ребенка перейти в замещающую семью;

· отсутствие возвратов детей по причине неудовлетворенности или несовместимости.

Работа проводится по каждой позиции и с каждым ребенком, полу­ченные данные анализируются и делается вывод, на основании которого вносятся коррективы в содержание программы и деятельность специалистов и воспитателей.

Упражнения внутри каждой из тем разделов программы разделены на три уровня. К первому относятся упражнения, которые основаны на рисовании и простой ролевой игре. Эти упражнения могут быть доступны детям в возрасте от 4 до 7 лет. Второй уровень предназначен для детей в возрасте 8-10 лет. Эти упражнения построены на развитии коммуникативной компетентности. Третий – для подростков. Этот уровень предполагает вполне серьезные разговоры и элементы психосоциального просвещения и самодиагностики.

Структура раздела

§ название;

§ пояснительная записка;

§ задачи;

§ перспективный план, часовая нагрузка;

§ тематический план работы с детьми дошкольной группы;

§ тематический план с детьми начальной школы;

§ тематический план работы с подростками;

§ рекомендуемая литература для подготовки к деятельности с детьми.

Опыт целенаправленной работы по подготовке детей к передаче в замещающую семью , показал, что эта работа является одной из важнейших частей интернатного воспитания. Только познакомив детей с функционалом каждого члена семьи, с возможными проблемами взаимоотношений , можно предупредить возникновение конфликтов или снизить их остроту при переходе на семейное жизнеустройство детей-сирот.

Раздел 1.

Диагностический.

Наши рекомендации