Индивидуальное сопровождение в процессе социализации и инкультурации воспитанников сиротских образовательных учреждений

Нагавкина Людмила Серафимовна, к.п.н., доцент кафедры психологии семьи и детства СПб ГИК

Признать приоритет прав и интересов ребёнка над интересами общества – значит, проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального и культурного потенциала общества. Защита интересов детей, лишенных родительского попечительства, стало одной из самых острых социальных проблем в жизни современного общества и в социальной политике Российского государства. Как показали исследования, особенно актуальными становятся проблемы: самоопределения, адаптации и успешной интеграции в культурной и социальной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При решении подобных проблем ребёнком ведущим методом работы специалистов становится индивидуальное сопровождение его на протяжении всего процесса пребывания в сиротском учреждении и при выходе в самостоятельную жизнь.

Как показывает опыт, рассматривая цели и результат личностного развития данной категории детей, необходимо одновременно применить и социальный, и педагогический, и культурный анализ условий развития человека, то есть рассматривать назначение и смысл профессионально – педагогической деятельности:

· в воспитании духовно-нравственных личностных отношений к себе, к окружающему миру, к людям, к жизни, в развитии социального интеллекта, потребности и способности к социальному творчеству, готовности к проявлению заботы об улучшении своей жизни и жизни окружающих людей;

· в социализации личности, как развитии социальной компетентности относительно норм и правил, прав и ответственности в социальной жизни;

· в инкультурации личности, то есть ориентации на культурные ценности, освоение традиций, обычаев и форм родной культуры, усвоение деятельностной, поведенческой стороны культуры, а также различных аспектов духовной культуры. (М. Херсковиц)

При этом, очевидно, что индивидуальное сопровождение ребёнка связано, прежде всего, с процессами социализации и инкультурации.Как утверждают учёные, данные процессы могут протекать однонаправленно, синхронно, одинаково насыщенно, но могут и расходиться по всем этим параметрам. При индивидуальном сопровождении ребёнка в ходе решения проблем социальной и культурной жизни надо добиваться единства этих процессов.

Поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь, каждому человеку приходится осваивать множество социальных ролей и решать множество жизненно важных задач, при этом каждая социальная роль направлена на реализацию в жизни культурных ценностей, освоение обычаев и традиций, стереотипов поведения, включает исполнение правил и норм, прав и обязанностей. Она связывает человека отношениями с другими людьми. Освоение социальных ролей и решение задач в конкретных жизненных ситуациях способствуют воспитанию культуры отношений и культуры жизнедеятельности, то есть социализации и инкультурации человека. Так проявляются особенности и единство этих процессов. В основе их лежит освоение информации и обретение реального опыта отношений, жизни и деятельности.

Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи социально - культурной информации, необходимой человеку для освоения:

• вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;

• горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций идет в общении со сверстниками;

• непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как в жизненной практике, так и в образовательных учреждениях (школах, вузах, учреждениях культуры).

Таким образом, в передаче социально – культурной информации ребёнку задействовано довольно большое количество людей, социальных групп и специальных институтов, ответственных за освоение им культурных ценностей и норм социальной жизни.

Исследования же детей, лишенных родительской любви, тесного контакта с матерью и другими родственниками, показали, что они демонстрируют более низкие показатели интеллектуального развития, у них формируется менее устойчивая психика (вплоть до развития психических заболеваний). Также известно явление госпитализма, как вредного последствия пребывания детей в казенных детских учреждениях, где с ними занимались, но они были лишены родительской ласки и любви. По сравнению с обычными детьми они демонстрировали более высокий уровень заболеваемости и смертности, отставание в физическом и умственном развитии. Одновременно, устойчиво проявляются такие последствия, как социальная дезадаптивность и культурная дезинтегрированость ребёнка - сироты в окружающей его среде.

Таким образом, становится очевидным, что решение проблем личностного становления ребёнка – сироты зависит не столько от полученной информации, сколько от обретения им необходимого и достаточного опыта в решении жизненно важных задач и освоения соответствующих социальных ролей. При этом, роль педагогов сиротских учреждений заключается в создании условий для самовоспитания и воспитания культуры отношений к себе, к окружающим людям и к жизни. Индивидуальное сопровождение процесса социализации строится на субъект – субъектном подходе, когда ребёнок признаётся субъектом права и обретает реальный опыт ответственного исполнения жизненно важных социальных ролей. Индивидуальное сопровождение процесса инкультурации ребёнка – сироты направлено на развитие деятельностной, поведенческой стороны культуры, а также различных аспектов духовной культуры и культуры здорового образа жизни.

По многочисленным наблюдениям социологов и политологов, решение проблем сиротства в российском обществе во многом определяется патерналистскими настроениями. Надо заметить, что взрослые, проявляя заботу о социальных условиях для осуществления прав ребёнка, чаще всего забывают, что ребёнок по Закону признан субъектом права, что государство гарантирует ему правомерную самостоятельность в решении жизненно важных задач, и что Закон гарантирует приоритет интересов ребёнка в процессе осуществления им своих прав. В законодательно – правовой базе закреплены социальные стандарты, которые рассчитаны на государственные нормы обеспечения детей-сирот. Но в этих стандартах не определена мера ответственности самого ребёнка за неиспользование или нецелевое использование жизненно необходимых средств, даже в совершеннолетнем возрасте и даже когда это становится угрозой для его жизни и здоровья. Разумное отношение к жизни, жизнеспособность ребёнка зависит от готовности к адекватным решениям и действиям, что воспитывается в определённых социальных, культурных и педагогических условиях.

По мнению антропологов, процесс инкультурации составляет обретение знаний, потребностей и способностей, необходимых для личной и общественной жизни молодого человека. Ребёнок, выросший в государственном сиротском учреждении, приобретает знания, потребности и способности, направленные на потребительский уклад жизни. Выпускники страдают от недостатка культуры созидательного образа жизни. Это положение усугубляется ещё и тем, что в обществе не существует единых устойчивых нравственных норм взаимодействия между людьми, помощи другим и принятия помощи от других. Неткультуры личностной автономии,свободы творчества, ощущается недостаток культуры в отношениях семьи, общества и государства. На этом фоне возникают трудности в определении педагогических условий для успешной инкультурации детей-сирот. Хочется согласиться с теми, кто утверждает, что одна из главных позитивных идей, которая способствует преодолению всех этих трудностей – это идея сотворчества взрослых и детей в общей заботе об улучшении собственной и окружающей жизни. Уклад жизни сиротского учреждения, построенный не на идеях опеки во имя выживании, а на реализации воспитательной идеи единства уважения и требовательности к воспитаннику во имя его жизнеспособности, обретения опыта свободы выбора, культуры потребления и созидания.

Характеристика педагогической работы специалиста в сиротском учреждении может быть отражена в разнообразных формах и методах. На практике для решения задач социализации и инкультурации, наиболее часто встречаются методы: индивидуальное сопровождение, педагогическая поддержка и педагогическая помощь как отражающие суть педагогического обеспечения гарантий прав ребёнка. Наиболее продуктивными формами организации сопровождения при решении проблем являются: психолого – медико - педагогический консилиум, педагогический совет, социально-педагогический мониторинг по выявлению причин совершенного поступка, совет по профилактике безнадзорности и правонарушений. Выбор того или иного метода должен опираться на оценку его потребности и способности к решению жизненно важных задач. В зависимости от степени его готовности к действиям избираются те или иные способы соучастия педагога в выборе варианта решения, прогнозирования результатов и осуществления действий. При возникновении препятствий используются формы организации, объединяющие усилия разных специалистов.

Психолого-педагогическое сопровождение на индивидуальном жизненном пути ребенка – сироты целесообразно применять в случае его вхождения в новое учреждение, при решении задач, которые он сам не в состоянии решить из-за возникших непреодолимых препятствий в какой-либо деятельности, в общении, при адаптации к новым условиям или в ходе реабилитации после кризисных жизненных ситуаций. В данном случае происходит непосредственное постоянное педагогическое руководство через общение и соучастие взрослого в процессе деятельности: начиная с диагностики, обучения до получения результата действий самого ребёнка.

Педагогическая помощькак действие специалиста предпринимается в момент, когда ребёнок хочет, но не может проявить адекватное отношение или снять ненужную реакцию, принять решение, выбрать и совершить нужное действие. Педагогическая помощь либо предлагается, либо оказывается в ответ на просьбу о помощи самого ребёнка. Это уже означает, что ребёнок чувствует потребность осуществить действия, но не готов практически, пока не способен самостоятельно её осуществить, значит, роль взрослого лишь частично, эпизодически проявляется как непосредственное участие и контроль, а ребёнок большую часть действий совершает самостоятельно. Например, в диагностической беседе педагог вместе с ребёнком рассматривает возможные шаги и их последствия, и ребёнок выбирает способ из рассмотренных вариантов, вместе же прорабатывается возможный план, а подчас и осуществляется он вместе или рядом с педагогом. После совершённых действий может происходить разбор текущего состояния дела и консультация о дальнейших решениях и шагах.

Педагогическая поддержка заключается в оказании “превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением” (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.). Педагогическая поддержка требуется тогда, когда воспитанник ощутил потребность, осознал способность к действиям. Он принял решение или уже начал действовать, но в какой-то момент ему не хватило опыта или уверенности. Вследствие того, что у ребёнка нет рядом родителей, педагог выступает в роли значимого взрослого, который бы поддержал и вовремя направил его по правильному пути, в общении с которым ребёнок хоть иногда мог бы сверять свои шаги. Педагогическая поддержка возможна там, где есть внутренняя готовность ребёнка к самостоятельным шагам и действиям, адекватным внешним условиям.

Специфика педагогической деятельности зависит от жизненной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Так интенсивность и характер психолого–педагогического сопровождения ребёнка в период освоения им статуса воспитанникаопределяется по степени его готовности к адаптации и социализации в условиях сиротского учреждения. При этом наиболее значимыми принципами социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях являются видение ребёнка одновременно как субъекта адаптации и как объекта реабилитации, как цель и как результат коррекционно-развивающей работы. Такой подход позволяет строить процесс непрерывного индивидуального сопровождения личности, как активно действующей, себя познающей и себя развивающей. (Л.М. Шипицына). Для решения этих задач сотрудникам сиротских учреждений особое внимание необходимо уделять индивидуальному подходу к педагогической работе с детьми – сиротам и детьми, оставшимся без попечения родителей. Он должен быть основан на глубоком знании истории жизни ребёнка, зоны его актуального психологического развития и потенциальных возможностей личностного становления. Это позволяет обеспечить оптимальные условия для эмоционального и соматического комфорта, личностного роста и последующей социально-профессиональной ориентации, и адаптации.

Известно, что человек развивается только в деятельности, социализация ребенка происходит по мере осознания им своего статуса, от которого зависит благополучие его в жизни. Для того, чтобы человек стал самостоятельным в социальной жизни, он должен обрести опыт своего обустройства в ней. Решение вопросов жизнеустройства воспитанников требует не только постоянного социального патронирования, но и обязательного психолого-педагогического сопровождения.

Оформление документов является подтверждением статуса человека в обществе и в государстве. Возможность участия самого ребенка в накоплении и знакомстве с документами его личного дела зависит от многих факторов. Так, условиями включения ребёнка в этот процесс являются его здоровье, психическое развитие, психологическое состояние. И главным нужно признать принцип «Не навреди». Даже, если существует срочная необходимость получения нужной информации от ребёнка о его истории жизни или включение его в какие-то действия для получения информации, надо предусмотреть его реакцию и последствия для здоровья. Показателем такой возможности может послужить только педагогическая целесообразность для личностного развития, а не жёсткий административный прагматизм. Для осознания воспитанником значения факта обретения документов, подтверждающих его гражданский статус, необходимо соучастие педагогов, действующих по принципу единства уважения и требовательности к ребёнку. Они призваны обеспечить условия, прежде всего, для реабилитации его в собственных глазах как полноценного члена общества, а затем уже, оказать ему помощь в адаптации к определённым нормам и административным требованиям, а не наоборот. При педагогическом сопровождении, помощи и поддержке ребёнка недопустимо унижение человеческого достоинства, проявление неуважения к ребёнку и его близким людям, независимо от их социального статуса. Педагогически целесообразно оградить ребёнка от участия в таких ситуациях. Так же, как и в случае неспособности его, в данный возрастной период или в данной жизненной ситуации, осознать своё положение.

Во всех других случаях специалисты осуществляют дозирование информации и подключения ребёнка к участию в оформлении документов, которое должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям развития ребёнка. Решение о педагогической целесообразности тех или иных действий может быть принято на педагогическом консилиуме, где происходит наиболее полный обмен информацией между всеми педагогами и специалистами, причастными к данной ситуации. Это позволяет построить систему индивидуального сопровождения ребёнка при знакомстве с документами личного дела и впоследствии оказать своевременную, необходимую и достаточную помощь в выработке определённого отношения к своему социальному положению.

Отражёние в документах изменений социального статуса является очень болезненным, а подчас и трагическим фактом в жизни ребёнка. Этот акт должен проходить в самых спокойных и щадящих для психики ребёнка формах. В старшем возрасте и при наличии определённых умственных способностей необходимо провести знакомство ребёнка с документами о зачислении на полное государственное обеспечение, об ограничении в родительских правах и лишении родительских прав, о признании родителей безвестно отсутствующими или умершими как средствами обеспечения гарантий прав ребенка со стороны государства. Надо разъяснять ребёнку значение документов, необходимость сбора и хранения их, формировать у него ответственное отношение к своему социальному положению и развивать чувство социальной защищённости. Ребёнок должен владеть знаниями о родственниках, обо всех происходящих с ними изменениях. Педагогам надо знакомить ребёнка со сведениями о родных людях и развивать у него родственные чувства к ним. Надо учить воспитанников устанавливать личные и деловые взаимоотношения с родными на основе обретённых знаний, побуждать их к переписке и обучать их этому. Все контакты нужно развивать только на основе оценки их педагогической целесообразности, не подвергая опасности ни психику, ни нравственность ребёнка.

Документы по установлению и оформлению гражданства, в том числе и указание на национальность воспитанника, имеют большое значение для определения судьбы ребёнка, надо помочь ему осознать это. Очень важно вести работу по осмыслению воспитанником значения его имени, фамилии, отчества не только в его собственной жизни, но и для будущего его семьи. Знакомство с документом об исключении отцовства и материнства должно происходить только в присутствии и при психологической поддержке специалиста, ибо травма, нанесённая этим фактом, может быть непоправимой. Оформление гражданства может стать весьма значимым актом для становления личности, осознания своих прав и меры ответственности перед государством и Законом за свою жизнь.

Гражданское воспитание при знакомстве со Свидетельством о рождении может стать для ребёнка очень ярким и значительным. Рассмотрев все символы и атрибуты документа, получив исчерпывающую информацию об их значении, ребёнок с интересом воспринимает и знания о гражданских правах, которые он обретает, имея такой документ. Легко воспринимаются и вопросы ответственности за сохранение чести и достоинства гражданина, носящего имя, фамилию и отчество (имярек), обозначенные в документе. Большую сложность для педагога имеет разговор о графах, свидетельствующих о наличии или отсутствии родителей. Они связаны с восприятием ребёнком своего положения в жизни, но если мы ведём разговор с ребёнком как субъектом, активно строящим свою жизнь, то вместе выстраиваем оптимистический прогноз на будущее отцовство и материнство, перенося акцент на будущие достижения в жизни. В зависимости от возраста и интеллектуальных способностей ребёнка надо обсуждать ситуации, в которых уже сегодня может быть применён этот документ.

Ответственным и торжественным моментом должен стать акт получения подростком гражданского паспорта. И, если есть возможность, то проводить вручение как событие государственного значения в административных помещениях с участием лиц, представляющих органы государственной власти.

Предваряя это событие, надо провести подготовку четырнадцатилетних подростков к осознанию значимости этого документа в жизни. В ходе индивидуальных бесед, групповых занятий, деловых игр и консультаций специалистов нужно не просто ознакомить детей с новыми для данного возраста нормами уголовной ответственности. Прежде всего, надо создать условия для понимания ими смысла основных понятий, означающих их новое положение в обществе и в жизни. Интересными могут быть занятия, встречи для тех, кто готовится к получению паспорта, включающие сообщения самих воспитанников об истории и множестве значений и типах паспортов, о расшифровке номера паспорта, о роли внутреннего паспорта гражданина Российской Федерации и Заграничного паспорта Российской Федерации. В случае необходимости надо разъяснить вопросы двойного гражданства, возможности проживания на территории одной страны, будучи по паспорту гражданином другой страны. Обязательно помочь в осознании значения и необходимости выполнения правил хранения и требований к правильному обращению с этим документом.

Педагог должен нести ответственность за своевременное оформление паспорта, а при наличии такой возможности, осуществить сопровождение ребёнка в учреждения, которые оформляют соответствующие документы для получения им паспорта, подготовить его и предоставить подростку возможность самому вести переговоры со специалистами. Специалисты могут разъяснить правила обращения и нормы работы государственных учреждений, связанных с оформлением паспортов и выездных виз, о правилах идентификации личности гражданина. Все эти действия сопряжены с воспитанием гражданского самосознания и ответственности, с воспитанием чувства чести и достоинства гражданина, с развитием чувства защищённости ребёнка.

Ребёнок не может повлиять на такой предписанный социальный статус, как пол и национальность, но надо помочь ему идентифицировать себя с представителями определённого пола и освоить ориентировочные ценности в личностном развитии, создать условия для обретения соответствующих умений и навыков в жизни. Смутное представление о будущей половой роли в семье, отсутствие знаний о различиях полов, равнодушное отношение к своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. С этой целью необходимо введение специальных видов деятельности, бытовых ситуаций. Можно практиковать проведение конкурсов женской и мужской красоты. Красоту мужчин и женщин необходимо представить не только в физической форме, но и в интеллектуальных, культурно-творческих способностях, духовных ценностях, выраженных в характерных для представителей женского и мужского пола, формах жизнедеятельности.

Надо попытаться разбудить у ребёнка интерес к ценностям и традициям народа той национальности, к которой он относится по происхождению. Поддержать его в стремлении познать и освоить опыт, представленный в народных обычаях, традициях и в прикладном творчестве. По возможности помочь ему в знакомстве с национальной литературой и языком.

Ребенок, утративший родителей - это особое, по-настоящему трагическое положение человека в мире. Ему предписано место депривилегированной части в социальной структуре общества и оформлены определённые льготы со стороны государства. Но это не главное отличие данных детей. Самым важным является то, что они постоянно или временно должны самостоятельно бороться за возможность утверждения своей самоценности как личности, не взирая на предписанный статус.

Сложной проблемой является и обретение воспитанниками позиции «Я» и «Мы», которая ложится в основу формирования социального статуса. Как показывает опыт, создание специализированных помещений, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей, облегчает проблемы стандартизации личности и неспособности к внутреннему сосредоточению.

Большое значение имеет интеграция воспитанников сиротских учреждений в среду сверстников. При этом надо учитывать, что в условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское "мы" - это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на "своих" и "чужих", на "мы" и "они". От "чужих" они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем "чужим" и своим детдомовцам.

Подобные и многие другие проблемы мало исследованы и педагогам приходится только на собственном опыте обретать ориентиры в воспитательной и реабилитационной работе по воссозданию личностного статуса ребёнка в условиях детского дома и за его пределами. Ребёнок не может изменить социальное положение, предписанное ему по Закону об основных гарантиях прав ребёнка в РФ, отнесённость к группе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Но требуется адекватная педагогическая поддержка, чтобы он мог обрести определённое социальное положение в сообществе сверстников, в отношениях со специалистами и педагогами образовательного учреждения, приложить усилия и занять определённое место в профессиональном сообществе и в окружающей социальной среде. Не взирая на его первичное положение, надо по возможности добиваться, чтобы он становился всё более активным устроителем своей жизни, а не пассивным потребителем, иждивенцем или жертвой маргинальных элементов общества.

Практика показывает, что усилия государственных учреждений в области воспитания и обучения детей-сирот в значительной степени не достигают своего результата, так как выпускники этих учреждений с трудом адаптируются к самостоятельной жизни. Эти трудности обусловлены инфантилизмом, искаженным представлением о своих жизненных перспективах, профессиональном пути, незнанием и неприятием себя как личности. Особые трудности они испытывают в общении с незнакомыми людьми, не умеют строить личностные отношения. Многим выпускникам интернатов и детских домов свойственны черты иждивенчества, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности.

В повседневной жизни воспитанникам необходимы практические умения: забота о собственном здоровье, расчёт финансов, способность вести хозяйство и заботиться о своём внешнем виде, готовность к общению с представителями государственных и общественных организаций. За всеми этими действиями стоит возможность осуществления имущественного права.

По данным социологического опроса, 35,4% выпускников испытывают трудности в решении бытовых проблем и более 60% выпускников испытывают проблемы, связанные с материальным самообеспечением. Сложности заключаются в том, что у молодых людей отсутствует умение рационально планировать свои расходы, экономно вести хозяйство, рассчитывать бюджет. Зачастую желания красивой роскошной жизни, не сочетающиеся с доходами выпускников, приводят их к криминальным структурам, толкающим на путь преступлений (Л.А.Запорожец). Гарантией грамотного осуществления своих имущественных прав является знание воспитанниками законов, традиций и правил морали.

Обеспечение педагогических условий для осуществления имущественного права ребёнка – сироты может происходить через

организацию форм не вербального, а практического, активного взаимодействия воспитанника с окружающей его средой, организации жизнедеятельности воспитанников в реальной ситуации, которые способствуют освоению опыта самообслуживания и самообеспечения.

Вопросы жилищного права являются составной частью вопросов имущественного права, их осуществление также связано с трудностями адаптации воспитанников детских домов к самостоятельной жизни, проблемами в общении с незнакомыми людьми, с представителями государственных и общественных организаций, неумением строить личностные отношения. Решение проблем связано с тем, как сумели специалисты оказать педагогическую поддержку и направить самостоятельные действия воспитанника. Только грамотное, в правовом плане, отношение может обеспечить безопасность воспитанника и оградить его от потери жилья. Твёрдое убеждение воспитанника, что только Закон может быть регулирующим средством в решении насущных жизненных вопросов, обеспечит и правопослушное поведение воспитанника и его критическое отношение к деятельности соответствующих государственных органов.

Важным фактом может стать знакомство воспитанника с решением о сдаче его жилой площади в найм, с вопросами оплаты занимаемой площади жилых помещений, задолженности по оплате жилплощади и коммунальных услуг и с последствиями неисполнения необходимых оплат. Кроме знания о льготах для детей – сирот по этим вопросам, надо научить воспитанника ответственно исполнять решения и своевременно совершать необходимые действия. Только в единстве соответствующих знаний, чувств и действий формируется устойчивое, ответственное личностное отношение к жилью как гарантии благополучия и стабильности жизни человека.

Участвуя в подписании документов под руководством педагога, воспитанники могут ощутить ответственность опекающих лиц за действия, связанные с жилой площадью или жильём, а впоследствии понять и собственную ответственность. Принятие ответственности на себя происходит у человека постепенно при накоплении определённой суммы знаний, осознании причин и закономерных следствий в подобных действиях, через усвоение алгоритмов действий при оформлении операций. Ответственность появляется при рождении определённых положительных эмоций и чувств, связанных с приобретением и сохранением жилья. Это должно иметь не меньшее значение в сознании ребёнка, чем значимость контактов и связей с людьми, среди которых, увы, могут оказаться недобросовестные личности, готовые обмануть его. Наличие жилья должно ассоциироваться у воспитанника с определяющей, насущной ценностью для жизни.

При выпуске воспитанника из детского дома возникает необходимость поддержки его в особом процессе приобщения к реальной самостоятельной жизни, то есть вторичной социализации. Для обеспечения эффективной педагогической поддержки нужно предварительно выявить проблемы выпускника современного сиротского учреждения. Они каждый раз имеют совершенно индивидуальную картину, зависят от внешних социальных условий, которые, в какой – то степени, можно предусмотреть и оказать стандартизированную помощь, обеспечив социальные гарантии через государственные структуры. Как показывают исследования и повседневный опыт, большей частью трудности становятся непреодолимыми, когда выпускник личностно не готов к их решению. Во-первых, потому, что среди выпускников многие имеют инвалидность в связи с дефектами в развитии. Во-вторых, потому, что выпускникам не хватает в самостоятельной жизни наставника, того значимого взрослого, к которому можно обратиться за советом, прийти с раскаянием и просто выговориться. И только, в-третьих, можно назвать пороки, которые не сумели преодолеть они вместе с воспитателями в детском доме. Физическое, умственное и личностное развитие детей-сирот деформировано и осложнено современными социально – экономическими проблемами. Это обуславливает необходимость активного поиска новых форм педагогической и психологической работы с ними. Педагогическая поддержка уже в период вторичной социализации выпускника заключается как в предупреждении непродуктивных решений, так и при ответе на возникающие вопросы. Если нет серьёзной угрозы для жизни и здоровья выпускника, не надо опережать его любые действия своим активным вмешательством, надо давать право на ошибку, создавать условия для свободы выбора. Если предполагается какая-то угроза в новой среде, надо вместе разработать варианты и построить прогноз возможных событий, чтобы не растерялся выпускник и смог принять решение, нужное для его дальнейшей жизни.

Когда педагогическая поддержка может оказаться действенной? В первую очередь, если в детском доме была система педагогической работы, воспитательные отношения были гуманными и демократичными.

Необходимо также понимать, что структура, которую представляет собой система детского дома, должна иметь достаточно открытые внешние границы и быть достаточно восприимчивой к внешним воздействиям. Если детский дом представляет собой закрытую и ригидную систему, то она не даст возможности в дальнейшем интегрироваться ребенку в общество. Так как сама является депривирующей средой, по сути.

Вторая и очень важная составляющая – «событийная» сущность самой среды. «Со - бытийная» позиция взрослых в детском доме отличается от педагогической позиции взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения. Если, как отмечают Е.О. Смирнова, А.Е. Лагутина, самые хорошие воспитатели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, то есть значений, но не становятся источником жизненного смысла самого ребенка, не порождают его собственных стремлений и осознанных переживаний, переданные воспитанникам детского дома знания и образцы поведения, остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения. В результате собственный опыт детей не наполнен личностным смыслом, а поэтому не используется в самостоятельной жизни.

Получение собственного опыта для этих детей возможно только при «индивидуальной обращенности взрослого к ребенку». Тогда ребёнок рассматривается во всех случаях и событиях жизни не как объект педагогического воздействия, а как субъект жизнедеятельности, воспитатели выступают не как передатчики знаний, правил и требований, а как соучастники этих событий, оказывающие педагогически целесообразную поддержку, не подменяя его собственных решений и действий. Тогда и рождается потребность, вырабатывается способность к самостоятельной жизни. Среда, в которой развиваются дети, должна предоставлять возможность для развития позитивных социальных установок. Важным моментом является и то, что эта среда должна быть реабилитирующей. В детский дом в основном попадают дети, имеющие негативный опыт непринятия собственной семьей, опыт насилия, пренебрежения их нуждами, поэтому такая среда для них целительна. Терапевтическая среда дает возможность детям восстановиться, приобрести здоровье, в том числе психологическое.

Детский дом как достаточно открытая система, позволяет формировать и реконструировать потерянные социальные связи ребенка. Социальные контакты, играют важную роль при адаптации в самостоятельной жизни любого человека. Обычно социальные контакты человека представляют собой поддерживающие связи с близкими, знакомыми, друзьями. Чем больше социальных и культурных контактов у человека, тем легче человеку адаптироваться к новым условиям.

В данной статье мы рассмотрели некоторые проблемы, условия и средства повышения результативности единого процесса воспитания, социализации и инкультурации воспитанников сиротских учреждений при освоении ими необходимых социальных ролей в конкретных жизненных ситуациях. Далеко не полно отразив методы и формы индивидуального сопровождения ребёнка – сироты в его жизненном самоопределении, социальной адаптации и культурной интеграции, попытались доказать справедливость субъект – субъектного и гуманно - демократичного подходов как основы педагогической деятельности специалистов сиротских учреждений.

Наши рекомендации