Тема 3. Понятие «социализация»

Человек – существо социальное, и его индивидуальное развитие происходит в процессе разнообразных взаимодействий с социальной средой и социального общения с себе подобными.

Рассмотрим основные теоретические понятия, которые непосредственно связаны с процессом социального становления ребенка.

Социальная среда – это многоплановое понятие, которое используется в социологической, социально-психологической и педагогической литературе. Под социальной средой, как указывает Л.П. Буева, следует понимать все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сферу общения, условия места и времени, всю материальную и духовную культуру общества. «Среда, по выражению Л.П. Буевой, представляет собой то конкретное поле социальной деятельности и отношений личности, где формируются и реализуются ее способности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества. Формирующая человека социальная среда – это общество в целом, во всех сферах его и проявлениях» [6, с. 10].

Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится его неотъемлемой частью. Данный опыт человек накапливает в процессе социализации.

Социализация – понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке. Она имеет междисциплинарный статус и в связи с этим ее содержание не является однозначным. Социализация понимается как:

§ развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (А.В. Мудрик);

§ вхождение в мир конкретных социальных связей и освоение социального как всеобщей характеристики человечества (Д.И. Фельдштейн);

§ сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности [2, с. 67].

Важное место в разработке отечественной концепции социализации занимают работы И.С. Кона, в которых представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «многозначный термин "социализация" обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности» [1].

Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе индивид формируется как член того общества, которому он принадлежит. Естественно, что любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей степени соответствующий его социальным, культурным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов зависит и от исторических традиций, и от социально-экономического и культурного развития общества.

Каждый исторический период определяет также и свои особенности социализации в зависимости от условий, в которых она реализуется. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушением человеком природы, возможностью самоуничтожения человечества, распространением эпидемий, компьютеризацией всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

К одним из наиболее явных особенностей современной социализации подрастающего поколения можно отнести ее длительность, гуманистическую направленность в отношении общества к детству, появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества, стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравните различные определения социализации. Выделите то общее, что их объединяет.

2. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние социализации?

3. Проанализируйте влияние современных средств массовой коммуникации на социализацию подрастающего поколения. Покажите позитивные и негативные аспекты этого влияния.

4. Подумайте, какие новые особенности социализации подрастающего поколения могут появиться в XXI веке?

Литература

Основная литература

1. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. – С. 133-166.

2. Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. – С. 8-17.

4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001. – С. 65-76.

5. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко, Е.Н. Шиянов. – М.,1998. – С. 123-131.

6. Буева Л.П. Личность и среда // Ребенок в системе внутри-коллективных отношений: Сборник. – М., 1972.

Дополнительная литература

1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1989.

2. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб., 1997.

3. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

4. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1991.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Наши рекомендации