Политическая социализация — понятие, концепции, типы

Политическая социализация- Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к форми­рованию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции

Типы политической социализации.

В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважит отнош личности и полит системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический тип политической социализации отлич-ся опосредован хар-ром взаимодейств личности с политсистемой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.

37. Политический процесс: понятие, структура, циклы.

Полит процесс – одна из центральных категорий полит науки. Правда, не все ученые отождествляют ее с понятием науки в целом. Например, Парсонс видел специфику полит процессов в результатах функционирования полит системы. ПП показывает, как индивиды, группы, институты власти со своими целями , предрассудками и тд взаимодействуют друг с другом и гос-вом. Тк стимулы, мотивы человеческого поведения меняются, ПП исключает к-л заданность, предопределенность. Раскрывает поверхностные и глубинные изменения полит системы. Обладает краткосрочностью или продолжительностью временных переходов изменений в формах отправления власти, соотношения сил и тд.

Политический процесс – совокупность действий институциализированных и неинституацилизированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.

Применительно к обществу в целом показывает, как общество формирует свою государственность, а гос-во – завоевывает общество.

ПП можно разделить на :

· базовые (процессы политического участия и гос управления – принятие решений, законод процесс)

· периферийные (раскрывают динамику формирования отд полит ассоциация – партий, групп -, развитие местного самоуправления).

Они различаются по времени и характеру осуществления. Явный ПП – интересы групп систематически выставляются в их публичных притязаниях к гос власти, которая делает доступной для общ контроля фазу подготовки и принятия решений. Теневой ПП – базируется на деятельности публично не оформленных полит институтов и центров власти, на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к офиц органам.

Чаще всего различают три режима их протекания:

1. режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сло­жившихся взаимоотношений граждан и институтов государствен­ной власти. В этом случае политические процессы отражают про­стое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющих­ся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, поли­тическими партиями, органами местного самоуправления и т.д.

2. ре­жим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выво­дят политику государства на уровень, который позволяет адекват­но отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменени­ям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внут­ри страны и на международной арене.

3. режим упадка, распада полити­ческой целостности. В данном случае политические из­менения имеют негативный характер по отно­шению к нормам и условиям целостного существования полити­ческой системы.


Наши рекомендации