Потребность подростков в общении как основа формирования неформальных групп
Все исследователи психологии отрочества сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой – не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. За счет общения со сверстниками подростки и удовлетворяют как потребности в аффилиации (эмоциональное принятие группой), так и потребности в обособлении (от непонимающих их взрослых). У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.
Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация – искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание – открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они не всегда бывают хорошими. Такие факты достаточно известны по их печальным последствиям.
Сами по себе факты формирования групп подростков и юношей – процесс закономерный. Действительно, известно, что для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, к мнению сверстников подростки склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых, родителей и учителей. Это повышенное стремление к общению объясняется возрастными закономерностями психического развития в подростковом возрасте, основным психологическим новообразованием которого является самосознание, формирующееся в общении, во взаимодействии с себе подобными.
По мнению одного из ведущих исследователей подросткового неформального общения И. С. Полонского, около 85% подростков и юношей проходят через стихийное групповое общение. Таким образом, группирование со сверстниками – нормальное свойство подросткового возраста. Обобщая вышесказанное, выделим основные черты группы, привлекательные для подростка:
1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Общаясь в группе, подросток обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих подобное открытие само по себе оказывается очень мощным. И происходит избегание непродуктивного замыкания подростка в самом себе со своими трудностями.
2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. По сути дела в группе моделируется система взаимоотношении и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников. А поэтому является хорошей жизненной школой и привлекательна для подростка, так как в ней можно опробовать новые взрослые отношения.
3. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное экспериментирование со взрослыми всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то рефератная группа сверстников выступает в качестве своеобразного «социально-психологического полигона, где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
4. В группе есть возможность получения обратной связи в виде поддержки или обоснованной критики от людей со сходными (подростковыми) проблемами. В реальной жизни далеко не каждый подросток имеет шанс получить от родителей или других близких взрослых эффективную обратную связь. Обратная связь в подростковой группе, как правило, позволяет увидеть свое отражение в глазах других людей, которые отлично понимают сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают то же самое.
5. Референтная группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.