Природа формальных и неформальных групп

В любой организации существуют формальные и неформальные группы. Если формальная организация представляет собой скелет компании, то неформальная – ее центральную нервную систему, обеспечивающую процесс коллективного мышления.

Природа формальных и неформальных групп - student2.ru

Формальные группыобычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри компании, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Формальная группа имеет следующие особенности:

1. она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;

2. она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:.

Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.

Выделяются три типа формальных групп:

• команда менеджеров;

• рабочая группа;

• комитет.

Командная группа, прежде всего высшее звено, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (заместителей), которые, в свою очередь также могут быть руководителями.

Рабочая группа формируется и функционирует как обособленные структурные подразделения, создаваемые для выполнения специализированных функций, выделившихся в процессе разделения труда в производстве и управление.

Комитет – это формальная группа, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Разновидностями комитетов могут быть комиссии, советы.

Коллектив индивидуальных работников не обязательно автоматически превратится в рабочую группу. Для формирования и сплочения рабочей группы должны существовать определенные условия.

  • Сотрудники должны находиться в достаточно тесном контакте для того, чтобы межличностное общение было легкодоступным.
  • Выполняемые ими виды работы должны быть связанными, например, они могут представлять собой части сборочной цепи (как на конвейерной сборке) и выполнять аналогичные виды работ, или они должны иметь общую цель.
  • Сотрудники должны быть приблизительно одного уровня, без больших различий в статусе, квалификации или уровне образования.
  • Общая численность группы не должна превышать 12 человек.

Если рабочая группа создана для реализации проекта, то она решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.

Команда – это формальная группа, которая состоит из связанных между собой людей, которые совместно отвечают за достижение намеченной цели. Лишь формальные группы являются рабочими командами.

Единственного, универсального объяснения роста популярности команд в современных организациях не существует. Мы наведем здесь лишь некоторые причины.

1. Формирование корпоративного духа. Члены команды ожидают один от другого много чего и предъявляют друг к другу большие требования, чтобы способствовал формированию атмосферы сотрудничества и повышению морального духа работников. Командные нормы способствуют значительному повышению эффективности работы и степени удовлетворенности людей своей работой.

2. Создание условий для управленческого персонала мыслить стратегически. Использование команд, особенно самоуправляемых, освобождает менеджеров для выполнения заданий, связанных со стратегическим планированием. Когда работу выполняют отдельные люди, менеджеры часто тратят очень много времени на контроль за работниками и решение текущих вопросов. Таким образом, они слишком заняты другими делами для того, чтобы уделять надлежащее внимание проблемам стратегического характера. Благодаря рабочим командам менеджеры могут направить свою энергию, знание и опыт на решение более масштабных заданий, например составление долгосрочных планов работы своих подразделов.

3. Повышение гибкости. Передача полномочий по принятию решений на низший уровень, то есть рабочим командам, позволяет значительно повысить гибкость организации. Члены команд во многих случаях глубже информированные о сути проблемы, чем менеджеры. Более того, они намного более "близки" к проблеме. Если же для принятия решения необходимо учитывать мнения разных специалистов, наиболее гибким и действительно универсальным инструментом становятся команды с перекрестными функциями. К тому же они, как правило, работают очень быстро, поскольку все люди, которые владеют информацией, сосредоточены в одном месте, и к ним можно обратиться в любой момент.

4. Преимущества разнообразной рабочей силы. Группы, которые состоят из людей разной квалификации, с разным профессиональным уровнем и жизненным опытом часто видят то, которое не в состоянии заметить однородные группы. Поэтому использование команд, которые состоят из служащих с самыми разнообразными характеристиками, часто приводит к генерированию новаторских идей и более удачным решениям, чем если решения принимаются единолично.

5. Повышение производительности труда. И наконец, в совокупности все перечислены выше факторы, как правило, больше способствуют повышению производительности труда команды по сравнению с деятельностью отдельных людей.

Правила работы с неформальными группами:

1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации.

2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение.

3. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы.

4.Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений.

5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствуя тем самым распространению слухов.

Наши рекомендации