Метод социального проектирования
В последние годы в педагогическую реальность вошел метод социального проектирования. Как известно, проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В современном ОУ метод социального проектирования используется при разработки программ развития ОУ, программ по конкретным направлениям деятельности, в том числе и по социально-педагогической. Проектирование социальных процессов направлено на изменение социокультурной среды жизнедеятельности человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые затем будут осуществлены при реализации проекта.
Методика исследования
Итак, мы рассмотрели некоторые методы исследования. Остается уточнить как из отдельных методов составить корректную, обоснованную в соответствии с задачами научного поиска, методику исследования. Методика исследования – это совокупность методов, приемов, специальных заданий целесообразной организации научного исследования.
Разрабатывая методику исследования, педагог отбирает такое сочетание методов и приемов, в рамках которого они дополняли бы друг друга, полнее и глубже раскрывали предмет исследования и перепроверяли полученные данные с помощью одного метода другими. Кроме того, следует помнить, что любой метод, включенный в методику, нуждается в адаптации и конкретизации применительно к предмету и условиям исследования.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Под социальным обучением принято понимать процесс усвоения личностью социальных знаний, умений, навыков в результате целенаправленного взаимодействия с окружающей средой. А социальное воспитание предполагает процесс целенаправленного становления социально-значимых качеств личности, способствующих ее результативному взаимодействию с социумом. В процессе социального обучения и воспитания формируется готовность личности к социальному самовоспитанию, саморазвитию, самореализации.
Социальное обучение и воспитание осуществляет семья, соседи, ОУ, специализированные учреждения, общественные организации, средства массовой коммуникации, религиозные организации, административные органы, общество, в целом.
Ведущими методами формирования нравственных привычек, социальных знаний и умений являются методы убеждения и упражнения.
Метод убеждения
Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности определенного поведения или поступка. В процессе убеждения социальный педагог пытается воздействовать на сознание, чувства, волю ребенка, учитывая его интересы, склонности, личный опыт. Особенностью использования метода убеждения в социально-педагогической деятельности заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или в их сознании укоренились искаженные представления об этих нормах и правилах и выработаны в соответствии с этим асоциальные формы поведения. В свое время А. С. Макаренко отмечал «внутреннее сопротивление личности воспитательным процессам».
Эффективность использования метода убеждения в социально-педагогической деятельности зависит от профессионализма и убежденности социального педагога, а так же от индивидуальных особенностей развития ребенка. Чаще всего, социальный педагог пытается убедить словом, но в интонации, мимике, жестах ребенок безошибочно прочитывает наличие или отсутствие подлинной убежденности взрослого. Очень важное для социального педагога умение, в этой связи, – умение говорить глубоко по содержанию и ярко по форме, но особенно важно для него поступать в соответствии со сделанным заявлением.
Кроме того, специалисту нельзя смешивать понятие «убеждение» и «морализирование». Как известно, в процессе морализирования декларируются хорошо известные ребенку истины и как следствие этого, формируется стойкий эмоциональный барьер между социальным педагогом и ребенком, имеющим проблему социальной жизни. Органической частью метода убеждения является требование, без которого невозможно переубедить ребенка. Причем, требования должны быть разумными, основанными на уважении и понимании ребенка, его нравственного состояния, заинтересованности в судьбе. Чаще всего, метод убеждения реализуется в форме беседы, совета, рекомендации, примера реже в форме диспута или лекции.
Метод упражнения
Под упражнением понимают повторное (многократное) выполнение того или иного действия с целью овладения им или повышения его качества.
Для эффективной реализации метода упражнения необходимо постоянство условий, точность, последовательность, постепенное усложнение практических действий, осознанного восприятия необходимости упражняемого действия, эмоционального подкрепления наметившихся успехов ребенка.
Нравственное упражнение предполагает многократное повторение действий и поступков детей для формирования у них необходимых в жизни навыков и привычек. Реализация метода упражнения предполагает использование определенных приемов работы: постановка задачи, разъяснения правил ее выполнения, формирование стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), практическая тренировка, требование и контроль выполнения (М. А. Галагузова).
Сложность работы социального педагога состоит в том, что нравственных привычек у большинства детей, попавших в сферу его профессиональных интересов, не сформировано или он имеет дело с укоренившимися вредными привычками. Поэтому методы убеждения и упражнения в практической деятельности социального педагога является одними из основных.
Метод игры
Как показывает опыт, социальное обучение и воспитание осуществляется более эффективно, если социальный педагог использует метод игры.
Отечественная педагогика (Ушинский К. Д., Лесгафт П. Ф., Макаренко А. С., Шмаков С. А., Газман О. С. и др.) признает игру важнейшим средством воспитания ребенка. В игровой деятельности детей сочетаются два основных фактора с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваясь и привыкая самостоятельно действовать, с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды. По мнению П. П. Блонского, «…в играх развиваются органы движения и ощущения ребенка, его внимание и воображение, сметливость и догадливость, подражание и творчество, социальные чувства, подчинение законам и др. Играть для ребенка – значит, накапливать социальный опыт, притом опыт, соединенный с активностью».
Игра выступает в самых разных проявлениях: она деятельность и познание, развлечение и творчество, подражание и общение, отдых и тренинг, игротерапия и коррекция развития. В профессиональной деятельности социального педагога метод игры позволяет уйти от прямого назидания, сформировать у ребенка, имеющего ту или иную проблему в социальном развитии, опыт социального сотрудничества, эмоциональных переживаний, коллективной деятельности, поиска решений проблем и др. Причем, формы реализации метода могут быть самыми разнообразными – от игр-упражнений до сложных ролевых игр.
Среди методов, с помощью которых осуществляется социальное обучение и воспитание, особую группу составляют методы поощрения и наказания. Отношение к этой группе методов в отеческой педагогике было разным: от необходимости обязательного применения наказания (в том числе и физического) до полного их отрицания. Как показывает анализ, методы поощрения и наказания – сложные способы воздействия взрослых на личность ребенка. И поощрение, и наказание, направлены на формирование нравственных качеств ребенка и принятого в обществе поведения (социального поведения), только эта цель достигается различными приемами: поощрение ориентировано на одобрение поведения ребенка, а наказание – на его осуждение. Поощрение подкрепляет положительные действия ребенка, стимулирует новые, формирует чувство удовлетворения собственными действиями. Наказание сдерживает негативные действия ребенка. И наказание, и поощрение служат напоминанием ребенку очевидной связи между поступком и последствием этого поступка.
Следует отметить, что при всем многообразии жизненных коллизий, обусловивших негативное поведение ребенка, существуют некие правила успешного использования социальным педагогом методов поощрения и наказания. Поощрение и наказание должно быть направлено на поступок ребенка, а на его личность; они должны использоваться авторитетным для ребенка лицом, учитывающим его индивидуальность и уважающим его достоинство.