Социально-психологические игры
Целевой блок Содержательный блок Деятельностный блок
Целевой блок
Цели занятия
1. Выявить основу социально-игровых ситуаций.
2. Классифицировать социальные игры.
3. Выявить основу психологических игр.
4. Дать характеристику основным психологическим играм.
5. Выявить мотивационную основу социальных и психологических игр.
6. Выявить теоретические основы поведения в игровых структурах.
Содержательный блок
1. Социализация личности.
2. Значение психологических игр.
Социализация личности
Социализация – процесс и результат освоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Процесс социализации может быть стихийным, имеющий характер разнонаправленных факторов. Целенаправленное воспитание личности как ведущий компонент социализации было введено в социальную психологию в 50-х гг. ХХ века. В различных научных школах понятие социализация получило различную интерпретацию. Необихевиористы трактовали социализацию как социальное научение, индивидуальная психология – как результат социального взаимодействия, гуманистическая психология – как самоактуализацию Я-концепции. В современном мире социализацию личности изучает социальная психология. Ее задача – выявить закономерности поведения и деятельности людей в социальных группах.
Социальная ситуация – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности. Каждая ситуация отражается в переживаниях личности и реализуется в совместной деятельности с другими людьми. Понятие социальной ситуации было ведено Л.С.Выготским в качестве единицы анализа динамики развития ребенка, в процессе которого он получает психические новообразования. В дальнейшем это понятие разрабатывалось Б.Г. Ананьевым и Л.И. Божович, которые описывали социальные роли как условия социогенеза. Французские исследователи в 70-е гг. ХХ века предложили концепцию социальных представлений, выявляющую тенденции функционирования структур обыденного сознания в современном обществе.
Социальная роль – ожидаемое поведение человека, занимающего данное общественное положение, обязывающее его вести себя определенным образом. Социальные роли в обществе человек начинает осваивать очень рано. В кругу взрослых он знает, что он ребенок. Ребенок, наблюдая за поведением взрослых, «примеряет» эти роли на себя. В кругу сверстников ребенок с трех до семи лет познает сюжетно-ролевые игры, сценарий которых создается по опыту и наблюдению. Часто в среде детей дошкольного возраста встречаются игры, формирующие точное поведение и социальную роль. Такие игры, как «дочки-матери», «домик», «гости», «школа», «больница», «машинки» и мн. др., точно регламентируют поведение и деятельность участника игры (хозяйки, гостя, пассажира, водителя, посетителя, пациента, учителя, ученика, воспитателя, родителя и т.д.). Взрослый человек, получивший уровень социальной толерантности (устойчивости, адаптивности), каждый день выполняет множество социальных ролей, не задумываясь о их замене. Находясь в магазине, он – покупатель, в больнице – пациент, в автобусе – пассажир, на рабочем месте – специалист, у родителей в гостях – ребенок и т.д. Замена одной социальной роли на другую происходит в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к личности общество. По правилам общества и выстраиваются социальные роли, и диктуемые обществом обязанности выполняются личностью охотно. Чем выше уровень социальной толерантности, тем большее количество социальных ролей усвоено человеком в процессе накопления жизненного опыта.
2. Значение психологических игр
Попытку систематического изучения игры предпринял в конце ХIХ века К. Гросс – автор «теории предупреждения». Он считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Немецкий психолог К. Бюлер видел в игре деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты выдели игре выражение подсознательных проявлений потребностей (неосознаваемых мотиваций). Отечественный психолог
Д.Б. Эльконин определил игру как деятельность, в которой совершенствуется управление поведением человека (быстрое приспособление действий к новой ситуации). Единицей игры является роль, а при всех условностях игры дети испытывают реальные отношения между играющими. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Из периода детских игр мы формируем взрослое социальное поведение – социальную игру, но эта игра иногда приобретает психологический акцент и становится психологической игрой.
Психологическая игра – вид деятельности взрослого человека, который при помощи моделирования образа и ситуации пытается достичь своих индивидуальных целей. Психологическая игра зарождается в детском возрасте. Ребенок начинает манипулировать своими родителями и сверстниками в дошкольном детстве, добиваясь своих целей. Игра «мое лучше, чем твое» или «а что мне за это будет» известна каждому ребенку. Варианты этих игр можно встретить и в школьном, подростковом, юношеском и взрослом возрасте.
Современная литература в области практической психологии описывает множество видов психологических игр:
· «клоун» – доказывает окружающим, что он чудак, науки и работа ему не нужны, н и без них хорош, ведь он никому не приносит зла;
· «кавалеры и поклонницы» – юноши и девушки чаще не имеют сексуальных
намерений, изощряясь в произнесении комплиментов и оказании внимания;
· «доходы и расходы» – игра пенсионеров и их упражнения в подсчете расходов пенсии в прошлом и сегодня;
· «святая простота» – в этой игре человек демонстрирует окружающим свою наивность, близорукость, неспособность довести начатое дело до конца и вызвать у окружающих желание оказать помощь, перекладывая свои обязанности на других;
· «казанская сирота» – человек притворяется слабосильным, немощным, демонстрируя окружающим мнение, что если не любите, так хоть пожалейте, формируя комплекс «вины» перед собой;
· «Золушка» – имеет множество вариантов, цель игры – вызвать сочувствие и жалость, постоянная обида на всех и на обстоятельства жизни;
· «меня рвут на части» – участники этой игры стремятся получить множество нагрузок, а потом, прикрываясь этим обстоятельством, не выполняют своих прямых обязанностей и отказываться от трудной работы;
· «до тех пор, пока», «после того, как» – имеет множество вариантов, родители ставят ограничения по возрасту, а потом сам человек учится находить эти ограничения в социуме и каждый раз ищет оправдания своим бездействиям;
· «ах, какой я хороший» – игра имеет несколько вариантов, в одном из них человек проговаривает свои успехи, в другом перечисляет своих влиятельных знакомых, делая это пренебрежительно и мимоходом, подчеркивая свою значимость.
Поскольку существование психологических игр доказано, то и является доказанным существование определенных сценариев к ним. Сценарии – это своеобразные шоры, ограничивающие спонтанные желания и характеризующиеся особым отношением к различным видам деятельности и поступкам человека. Психологические игры мешают установлению добрых отношений между людьми, тормозят продуктивную деятельность, снижают эффективность коллективных усилий. Понимание психологических игр позволяет разобраться в отдельных аспектах человеческого общения, увеличивает его эффективность. Анализ сценария игры помогает находить скрытый смысл межличностного взаимодействия, легко ориентироваться в мотивах собственных поступков и в поведении окружающих. Чтобы организовать устойчивое противостояние личности вовлечению ее в различные виды психологических игр, личность должна не только разбираться в качественных составляющих игровых отношений между людьми, но и, защищая себя от манипуляций, разрабатывать антисценарии этим играм, поступать нестандартно.
Литература по теме
1. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности /
А.Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 17–27.
2. Волкова, Т.Н. Специальные и психологические проблемы старости / Т.Н. Волкова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 118–127.
3. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Станкин. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. – 296 с.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии в 2 т. / Л.Д.Столяренко. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1997.
5. Тюменева, Ю.А. Нормативная регуляция подростками социальных отношений /
Ю.А. Тюменева // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 23–33.
Деятельностный блок
Вопросы и задания
1. Приведите примеры распространенных бытовых социальных игр.
2. Какие социальные игры вызывают у вас тревогу.
3. Какие психологические игры навязывают вам члены семьи и сотрудники.
4. Составьте комментарий психологическим мыслям, которые представлены различными философскими и литературными источниками:
· порой обманчива бывает седина (М.Ю.Лермонтов);
· кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф. Ларошфуко);
· хочешь поссориться окончательно, начни выяснять отношения (современная пословица);
· когда между собакой и кошкой вдруг возникает дружба, то это не иначе, как союз против повара (С. Цвейг);
· весь мир – театр, а люди в нем – в нем актеры (В. Шекспир);
· люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают (Г. Лихтенберг);
· у кого нет своего дела, тому дело до всего (К.Д. Ушинский);
· если осел орет на тебя, ты не ори на осла (английская пословица);
· у страха глаза велики (русская пословица)
Психология личности
Целевой блок Содержательный блок Деятельностный блок
Целевой блок
Цели занятия
1. Определить понятийный словарь по теме.
2. Дать характеристику каждому компоненту структуры личности.
3. Детерминировать основные направленности личности.
4. Выявить основы задержки личностного развития.
5. Уяснить законы причинно-следственных связей в теории каузальной атрибуции.
Содержательный блок
1. Понятие личности в психологии.
2. Структура личности: системные компоненты