Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Таблица 3
№ п/п | Темы | Содержание заданий, выносимых на СРС | Кол-во часов, отводимых на выполнение заданий | Учебно- методическое обеспечение |
Педагогика как наука | 1.Напишите в объеме одной страницы эссе «Является ли педагогика искусством». Свою точку зрения подкрепите аргументами. 2.Составьте обобщающую таблицу « Задачи педагогики как науки», предусмотрев в таблице разделы: перечень задач, краткая характеристика задачи, в каких учебных пособиях указаны ( авторы). 3. Проанализируйте определения педагогических категорий ( по своему выбору) в 5-6 учебных пособиях и словарях. Найдите общее и особенное. 4. Дайте определения 5-6 категорий других наук, которые использует педагогика. 5.Составьте схему «Связь педагогики и других наук». 6.Опираясь на материал рекомендованных пособий, сформулируйте основные проблемы методологии педагогики. 7.Составьте таблицу «Основные методологические подходы в педагогических исследованиях», предусмотрев разделы: методологический подход, краткая характеристика подхода, значимость подхода для полноты педагогического исследования. 8.Предложите темы(1-2) различных видов педагогических исследований. 9.Составьте тезисы развернутого ответа на вопрос «Логика, критерии и этапы педагогического исследования». 10.Выполните аналитическую записку «Преимущества и недостатки одного из методов педагогического исследования» ( по своему выбору). Объем записки-1-1,5 страницы. | Список основных и дополнительных источников содержится в планах лекции и практического занятия | ||
Целостный педагогический процесс | 1.Опираясь на тексты рекомендованных учебных пособий , установите общее и особенное понятий «педагогический процесс», «целостный педагогический процесс», «образовательный процесс». Представьте результаты сравнительного анализа 2..Составьте «лист сжатия информации» темы «Целостный педагогический процесс», опираясь на тексты глав 10( параграфы 4 и 5) и 11пособия по педагогике В. А. Сластенина и др. .Лист сжатия информации-это краткое , схематизированное изложение дидактического материала по конкретной теме в объему е развернутой страницы формата А4. 3.Приведите примеры, демонстрирующие задачный характер педагогического процесса. 4. Известно, что воспитание и обучение являются подсистемами педагогического процесса. Докажите, что их связь носит не механический, а структурно-логический характер. Оформите доказательства в виде тезисов. 5.Пользуясь интернет-источниками, соберите и обобщите материал по вопросу «Целостный педагогический процесс как динамическая педагогическая система». Представьте вербально-графический вариант исследования. 6.Опираясь на тексты рекомендованных учебных пособий , раскройте понятия «закон педагогического процесса( педагогики), «закономерность ЦПП», «принцип ЦПП» Представьте результаты сравнительного анализа в виде трех обобщающих таблиц , предусмотрев в них разделы: содержание понятия, авторство понятия. 7.Составьте схему «Внешние и внутренние закономерности ЦПП». 8. Подготовьте компьютерные презентации «Принципы организации педагогического процесса» и «Принципы руководства деятельностью воспитанников» в составе учебных звеньев( два звена в подгруппе). 9.Опираясь на свой ученический и студенческий опыт, приведите примеры соблюдения/нарушения принципов ЦПП в педагогической практике. Свою позицию аргументируйте в виде тезисов. 10.Ответьте на проблемный вопрос «В чем заключается специфика применения принципа обучения и воспитания детей в коллективе в современном классе?» в виде педагогического эссе объемом 1 страница | Список основных и дополнительных источников содержится в планах лекции и практического занятия | ||
Дидактика как наука об обучении | 1.Составьте таблицу «Основные этапы развития дидактики», предусмотрев следующие разделы: этап развития дидактических знаний, хронологические рамки, краткая характеристика этапа. 2.Опираясь на тексты педагогической энциклопедии, педагогических словарей, основных учебных пособий, выполните сравнительно-сопоставительный анализ определений объекта, предмета, цели и задач дидактики, содержащихся в 3-4 источниках. Результаты исследования оформите в виде таблицы. Продумайте количество и названия колонок в Вашей таблице. 3.Составьте глоссарий основных дидактических понятий. В глоссарий включите те понятия, которые отнесены авторами пособий к дидактическим категориям. Не забудьте указать авторов определений и источник получения информации. 4.Предложите свой план характеристики дидактических систем, опираясь на предложенную П. И. Пидкасистым типологию систем. В соответствии с планом выполните характеристику дидактоцентристской, педоцентристской и современной систем. 5.Напишите в объеме 1 страницы аналитическую записку «В чем выражаются преимущества дидактоцентристской и педоцентристской систем?» 6.Для проведения лабораторного занятия целесообразно выполнять задания не индивидуально, а в составе учебных звеньев Первое звено гот овит компьютерную презентацию «Развитие теории ассоциативного обучения в 17-19 вв.». Для выполнения этой работы необходимо ознакомиться с теоретическим наследием Я. А. Коменского, Д. Локка, И. Ф. Гербарта. Затем необходимо отобрать материал по ТЕМЕ презентации. Презентацию необходимо сопроводить не только портретами педагогов и тестом, но и материалами обобщающего характера ( таблицами, схемами). Второе звено готовит деловую игру – пресс-конференцию «Идеи развивающего обучения Л. В. Занкова и В. В. Давыдова- Д. Б. Эльконина». Членам этого учебного звена необходимо прежде всего ознакомится с технологией проведения игры-пресс-конференции. Двум интервьюируемым предстоит в течении 4-5 минут изложить взгляды этих дидактов, а затем ответить на вопросы «журналистов» из своего учебного звена и всех «зрителей». Обязательно следует отразить обширный опыт применения этих идей в практике отечественной школы. Третье учебное звено готовит аналитический доклад «В чем преимущества идей опережающего обучения С. Н. Лысенковой». Им необходимо самостоятельно разыскать печатные и интернетисточники о деятельности этого педагога-исследователя. Форма представления доклада-на усмотрение учебного звена. Четвертое учебное звено готовит компьютерную презентацию «Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной и возможности ее использования в ходе изучении предмета( или математики, или физики, или информатики) | Список основных и дополнительных источников содержится в планах лекции и практического занятия | ||
Обучение как одна из подсистем целостного педагогического процесса | 1.Составьте лист «сжатия информации» по теме «Процесс обучения» предусмотрев краткое изложение материалов всех вопросов семинарского занятия. 1. 2.Составьте структурно-логическую схему процесса обучения ( на основании системного или иного подходов). 3.Напишите эссе «В чем выражается воспитывающая функция процесса обучения?» Свои аргументы подкрепите анализом школьного опыта . 4.Подготовьте тезисы сообщения «Идеи воспитывающего обучения И. Ф. Гербарта». 5.На материале своего учебного предмета (математика, физика, информатика) предложите примеры дедуктивного и индуктивного изложения дидактического материала. Аргументируйте свою позицию. 6.Опираясь на тексты учебных пособий выполните аналитическую записку «В чем различны позиции авторов пособий( укажите конкретно авторов по своему выбору) о законах дидактики?» 7.Подберите примеры из своего школьного( можно вузовского) опыта , ярко иллюстрирующие внешние и внутренние закономерности обучения. 8.Составьте обобщающую таблицу «ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ», включив в нее следующие разделы: перечень принципов, краткое их содержание, в каких учебных и научных источниках упоминаются( указываются) 9.Подробно проанализируйте сущность одного из принципов обучения. Какие правила обучения вытекают из этого принципа? Укажите их. | Список основных и дополнительных источников содержится в планах лекции и практического занятия | ||
Цели и содержание обучения как фундамент базовой культуры личности | 1.Составьте таблицу « Основные подходы к пониманию сущности содержания образования», включив в нее определения содержания образования из разных учебных и научных источников. Выделите общее и особенное в этих определениях. Попробуйте провести группировку основных подходов. 2.Выполните рисунок «Компоненты содержания образования» 3.Напишите эссе «Какие факторы отбора содержания образования мне представляются важными?» Аргументируйте! 4.Подготовьте «интервью» со сторонниками той или иной теории отбора содержания образования. В качестве интервьюируемых могут быть школьные учителя, выдающиеся дидакты. Продумайте вопросы и ответы на них таким образом, чтобы содержание теории было максимально понятно слушателям. Задание выполняется в составе учебных звеньев. 5.Первое учебное звено работает с текстами ГОС ООО. Задача : проанализировать структуру и содержание стандарта по своей предметной области, оценить содержание на предмет соответствия дидактическим принципам. Побеседуйте с учителем-предметником. Как оценивает учитель реальные возможности учеников по усвоению содержания стандарта? Результаты представить в виде отчета ( рукописного или компьютерной презентации) 6.Второе учебное звено встречается с директором( завучем) школы и берет у него интервью ( вопросы и ответы представить) об учебных планах школы. Задача: ознакомиться с различными видами учебных планов, проанализировать их структуру и содержание. Это звено готовит компьютерную презентацию своего проекта. 7.Третье и четвертое звенья посещают разные школы ( городскую или сельскую; основную или полную) Они готовят беседу с учителем –предметником( лучше всего, если он окажется руководителем методического объединения) об учебных программах и учебниках по предмету специальности. Результаты исследования представляют в виде отчета ( возможно, в форме воображаемой беседы с учителем). | Список основных и дополнительных источников содержится в планах лекции и практического занятия | ||
Методы и средства обучения | 1.Из различных учебных пособий выпишите и сравните определения метода обучения. Установите общее и особенное. 2.Выполните рисунок «Структура метода обучения». 3.Составьте «лист сжатия информации» «Классификации методов обучения». 4.Составьте план и тезисы ответа на последний вопрос семинара. Подумайте, какие средства обучения наиболее важны для познания вашего предмета? 5.Самостоятельная работа выполняется в составе учебных звеньев( пар). Каждое звено готовит свою группу методов, собирая информацию описывающего характера. Отчет о работе представляется в виде портфолио, отдельными файлами которого являются характеристики отдельных методов, входящих в группу. Желательно оценить целесообразность применения метода при изучении своего предмета. Во время посещения школы побеседуйте с учителем-предметником, какими методами пользуется он Почему? Рассказ на занятии целесообразно сопроводить использованием схем, рисунков, таблиц. | Список основных и дополнительных источников содержится в планах лекции и практического занятия | ||
Формы обучения | 1.Проведите сравнительно-сопоставительный анализ определения «форма обучения». В работах ( учебниках) известных дидактов. Установите синомимический ряд ( т. е. цепочку родственных определений). Подумайте, почему применительно к форме обучения существует такая терминологическая неопределенность? 2.Первое учебное звено выполняет портфолио в электронной или рукописной формах «Развитие форм обучения в истории дидактики». Особо выделите те формы обучения, которые применяются( или применялись ) в отечественной школе. 3.Учебное звено из четырех студентов готовит «устный журнал» «Формы учебной деятельности учащегося», страницы которого расскажут о парной, групповой, коллективной и индивидуально-обособленной формах. Журналисты расскажут и о возможностях применения этих форм для изучения своего предмета. 4.Выполните лист сжатия информации «Формы организации текущей учебной работы». 5.Проведите сравнительно-сопоставительный анализ определения «урок» в работах ( учебниках) известных дидактов. Установите общее и особенное. 6.Для подготовки 2-6 заданий студенты посещают уроки различных типов по своей специальности, ведут запись содержания урока, а затем его анализируют. Допускается совместный просмотр урока учебными парами. | Список основных и дополнительных источников содержится в планах лекции и практического занятия | ||
Образовательные технологии | 1.Выделите основные этапы истории изучения педагогических( образовательных )технологий опишите кратко содержание каждого этапа. Представьте итоги вашей работы в виде схемы или таблицы. 2.Проведите анализ содержания определений «технология обучения» «образовательная технология», «педагогическая технология» ( 5-6 определений каждого понятия). Установите подходы авторов, проведите группировку позиций исследователей. 3.Выполните, опираясь на собранный материал учебных пособий и научных источников, алгоритм создания педагогической технологии. 4.Побывайте в школе, проведите встречу с учителем –предметником и соберите материал о современном традиционном обучении по предмету своей специальности. Результаты можете представить в виде имитационной беседы с учителем. 5.Каждое учебное звено выполняет учебно-исследовательский проект , название которого соответствует технологии, указанной в вопросах, выносимых на обсуждение. Для выполнения этого проекта студентам необходимо подробно ознакомиться со схемой анализа технологии, выяснить непонятные места, обратившись к учебной и справочной литературе. Затем необходимо собрать материал о технологиях, структурироватиь этот материал с учетом содержания схемы анализа. После этого выполняется непосредственно анализ технологии..Результаты анализа технологии можно представить в двух вариантах: все учебные звенья проводят деловую игру –заседание ученого совета. Содержание и ход игры разрабатывается самостоятельно; второй вариант - компьютерная презентация результатов проекта. | Список основных и дополнительных источников содержится в планах лекции и практического занятия |