Ознакомление с трудом взрослых как психолого-педагогическая проблема
РЕФЕРАТ
на тему ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ
Студент(ка) Е.А.Поротникова ___________________
(И. О. Фамилия)(личная подпись)
Научный
руководитель О.В.Дыбина ___________________
(И. О. Фамилия)(личная подпись)
Руководитель магистерской
программы д.п.н., профессор О.В. Дыбина __________
(ученая степень, звание, И. О. Фамилия) (личная подпись)
«____» _________________ 2014 г.
Тольятти 2015
Содержание
1.1 Ознакомление с трудом взрослых как психолого-педагогическая проблема ……………………………………………………………………….. 3
1.2 Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, обеспечивающие положительное отношение к труду взрослых …….………………………………………………………………………….……6
Список используемой литературы ……………………………………………. 10
Ознакомление с трудом взрослых как психолого-педагогическая проблема
В данном параграфе мы рассмотрим такие понятия как «трудовая деятельность», «труд взрослых», «ознакомление с трудом взрослых».
Важной и актуальной стороной подрастающего поколения является трудовое воспитание. В трудовом воспитании главным является ознакомление с трудом взрослых, в присоединении детей к посильной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. В трудовой деятельности активизируется физическая сила и умственная способность детей, формируются такие нравственные качества как старательность, инициативность, ответственность за порученное дело и так далее.
Важным моментом в формировании положительного отношения к труду, а так же стремление у ребенка к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Это должно отражаться в первоначальных представлениях о труде людей, которые являются ближайшим окружением ребенка, типах и инструментах труда, и конечно о труде людей работающих на производствах, в сельском хозяйстве и фабриках. Понятия о трудовой деятельности взрослых являются главным составляющим системы познания о социальной действительности. Данные представления имеют определенную значимость в становлении личности ребенка в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества.
Кроме того современные дошкольные образовательные организации не всегда пытаются сконструировать оптимизированную систему развития представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Представления, в том числе представления дошкольников о труде взрослых, относятся к тем психолого-педагогическим понятиям, которые формируются в рамках чувственного познания. Они относятся к функциям отражения основных свойств объективного мира и организации умственной и познавательной области дошкольников в целом. Несмотря на то, что представления характеризуются самостоятельным достоинством как зрительное и наглядное отображение мира, носят осмысленный характер, интерпретируются словом и определяют менее глубокое знание, чем понятие.
В современной дошкольной педагогике определились многовариантные аспекты процесса формирования положительного отношения к труду взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова и М.В. Крухлет, которые считают, что детей следует знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В итоге у детей будут развиваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых [24] . Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова, О.В. Дыбина), полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в них. Ознакомление с процессом труда должно являться фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека [18].
В работах В.И. Логиновой, Г.Г. Саморуковой ознакомление с трудом взрослых строится на причинно-следственных связях: преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт [25].
Так же не стоит забывать о том, что формирование положительного отношения к труду взрослых в детском саду не должно реализовываться в отрыве от семейного воспитания. Необходимо донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом является значимым фактором трудового воспитания, если ребенок знает, чем занимаются его родные и близкие, он будет испытывать к ним уважение, и в связи с этим повышается авторитет к человеку-труженику в глазах подрастающего поколения.
В программе «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» тема труда раскрывается в разных областях и связана с разными понятиями. В связи с этим ознакомление с трудом взрослых реализуется в течение года на недостаточно широком материале [42]. К формированию положительного отношения к труду взрослых и представлений о жизни и деятельности людей в программе отмечается то, что дети должны усвоить основной смысл труда в нашем обществе и его некоторые особенности.
В работах С.А. Козловой акцентируется внимание не на расширение сведений при ознакомлении с трудом взрослых. Подразумевается, что избыток впечатлений приводит к тому, что малыши обретают неполные, поверхностные знания, которые в малой степени оказывают влияние на развитие представлений о труде и ценностного отношения к нему [18].
В первую очередь следует учитывать, что внимание детей притягивает внешняя сторона труда, а именно то, что малыши наблюдают трудовые действия людей, их инструменты в работе, необходимые материалы. Само отношение человека-труженика к своей работе и взаимоотношения с другими людьми, как правило, ускользают от внимания детей.
Для того чтобы воспитывать у малышей правильное положительное отношение к труду, необходимо в процессе приобщения к труду взрослых обращать внимание детей на те стороны труда, которые владеют большим значением для развития их собственных трудовых действий.
Наблюдая за трудом взрослых, у детей должно проявляться чувство восхищения и раскрываться красота труда, для этого необходимо, чтобы познавательные сведения были эмоционально насыщены. Это укрепляет желание малышей сохранить результат труда взрослых как можно дольше и повышает уровень бережного отношения к вещам, об этом говорится в работах Л.А. Венгер, М.В. Крулехт [7] .
Интерес представляет исследование О.В. Дыбиной (Артамоновой), где впервые детей старшего дошкольного возраста знакомили с творческой личностью взрослого, с характеристиками творчества человека труда через раскрытие предметного мира как творения человеческой мысли. Предметы и их признаки открывают ребенку мир взрослых, роль предметов в их жизнедеятельности. Прослеживается взаимосвязь между познанием мира предметов и познанием человека-преобразователя этого мира [14].
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых является средством, которое расширяет представления ребенка о содержательной части трудовой деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении людей к труду. Освоение личностных качеств человека труда доступно младшим дошкольникам, более подробно остановимся во втором параграфе.