Охрана и защита детства. Права ребенка как ценность. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» об основных правах и обязанностях обучающихся
Детство – нач-я, особая стадия инд жизн цикла, в кот обеспеч-ся наиб интенс рост чел-го орг.
В детстве обычно выдел период младенчества (от рожд до 1 года), раннее детство (1-3года), дошк возр (3-6 лет), младший шк возраст (6-10лет),подростковый (11-14 лет) и юнош (15-18).
Ребенок — это физе лицо до достижения им возраста 18 лет (соверш-летия), если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме
Так, в архаических общ-вах уход за детьми и их восп были делом всей родовой общины, дефицит средств к сущ-нию, отсутствие надежной пищевой базы племен увеличивали вероятность инфантицида (детоубийства) физически неполноценных и слабых младенцев. Право отцов или старш в племени распоряжаться жизн и смерт детей, их убийство по физич призн, соц неполноценности или по прич жертвоприношений было ликвидир только в 5 веке.
Средневековая эпоха весьма противоречива в отношении к детству: от трогательной самоотверженной материнской любви, от внимательных воспитателей, учитывающих детскую природу в учении, до безропотного восприятия детской смерти («Бог дал — Бог и взял»), до рабской покорности детей, их страха физич избиений родителями и уч-ми, полного повиновдетей перед деспотической отцовской волей распоряжаться судьбой сына или дочери.
В европейской культуре XVIII—XIX вв. под вл просветителей постепенно складываются новые образы детства, мудрого отца, любящей матери (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.). В соотвс этим ребенок рассм-ся как маленький взрослый, кот надо обучить, приучить жить по правилам и обычаям взрослого мира, либо как гармоничное, доброе, нравственное, свободное создание божие, у кот есть чему поучиться испорченному взрослому обществу.
Международные акты в защиту детей (Женевская Декларация – 1924 г- Декларация прав ребёнка, разработанная Эглантин Джебб, была принята 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве. Она состояла из пяти основных принципов, направленных, в частности, против детского труда и рабства, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Ассамблея призвала своих членов руководствоваться положениями; декларации с целью защитить детей и улучшить их благосостояние. декларация о правах ребѐнка – 1959 г.- Ребёнок имеет право на получение бесплатного и обязат. образования, по крайней мере на нач. ступенях; он должен быть защищён от всех форм жестокости и эксплуатации; воспитываться в духе мира и дружбы между народами. Гуманные принципы, провозглашённые в ДПР, в значит. мере приняты под влиянием законодательства, действующего в СССР и др. социалистич. странах, где дети пользуются всеми правами, предусмотренными в ДПР; Конвенция о правах ребѐнка – 1989 г.- Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. ). 19 ноября 1993 года в РБ был принят закон «О правах ребенка». Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. В нем описаны ещё и права детей-инвалидов, детей-сирот, детей-беженцев.
Реализуя одно из своих фундаментальных прав, а именно, право на образование, ребенок большую часть своего детства проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе—— во многом зависит его успешность в социуме и степень самореализации.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, кот находит выражение во внешних проявлениях, в отношении чел-ка к окружающему миру, различным видам деят-ти. Деят-ть без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деят-ть, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций.
Условия формирования положительного отношения ребѐнка к школе: уважение личности ребѐнка, признание его достоинств и прав; предоставление свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели и др. -- если эта потребность ребенка будет удовлетворена, то он научится ценить и уважать себя и других
5 Педагогика как гуманитарная наука. Еѐ объект, предмет, функции. Основные категории педагогики.
Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний, ее развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций. Педагогическая мысль в рамках народной педагогики – это первый этап развития педагогики как науки. Второй этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и философских учений. Третий этап развития педагогического знания представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. Суть четвертого этапа заключается в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Для определения педагогики как науки необходимо осмыслить её объект и предмет исследования. Объектом педагогики является сфера образования, то есть те явления действительности, которые обуславливают развитие, обучение и воспитание человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах. Ф-и педагогики: научно-теоретическая и технологическая. Задачи пед.науки:анализ, изучение, обобщение и оценка передового, новаторского педагогического опыта; уточнение и дальнейшее развитие понятийно-категориального аппарата; разработка моделей педагогических систем, опережающих педагогическую практику; разработка содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, новых педагогических систем и технологий, основ инновационной педагогической деятельности; оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, последующая коррекция взаимодействия науки и практики; научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами и системами, реформирования системы образования. Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат. Понятия и категории педагогики выражаются в терминах. Большинство современных ученых-педагогов называют в качестве основных категорий педагогики следующие: образование, воспитание, обучение личности. К основным понятиям педагогики также относят понятия: педагогический процесс, социализация личности, формирование личности, педагогическое общение и другие. Педагогика оперирует такими понятиями, как развитие, индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания. Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы присуще и человеку. Термином «формирование» в педагогике обозначают процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности. Процесс развития человека под воздействием социальной среды обозначают термином «социализация». В ходе социализации происходит усвоение и воспроизводство индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения. Социализация, происходящая под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, есть воспитание.