Субтест 1 «Нарисуй картинку»
Цель: Определить уровни творческого воображения у учащихся младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Оборудование: Фигура овальной формы из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри контура; чистый лист бумаги; клей; цветные карандаши.
Инструкция: «Вы получили фигуру из цветной бумаги и клей. Придумайте любую картину, частью которой являлась бы эта фигура. Это может быть любой предмет, явление или рассказ
С помощью клея поместите эту фигуру на чистом листе в любом месте, где вам больше нравится. А затем дорисуйте ее карандашами, чтобы получилась задуманная вами картина.
Постарайтесь придумать такую картину, которую никто не смог бы придумать. Дополняйте свой рисунок новыми деталями и идеями, чтобы сделать из нее как можно более интересную и увлекательную историю.
Когда вы закончите рисунок, придумайте к нему название и напишите внизу листа. Сделайте это название как можно более необычным. Используйте его для того, чтобы лучше рассказать придуманную вами историю.
Начинайте работу над рисунком, делая его непохожим на другие и сочиняя как можно более интересную историю».
На 9-й минуте следует напомнить детям, что нужно закончить и подписать название рисунка, а также свою фамилию и класс. По истечении 10- ти минут выключите секундомер и остановите работу над заданием 1.
Субтест 2. «Закончи рисунок».
Цель: определить уровень творческого воображения у детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Оборудование. Простой карандаш; тестовый бланк, состоящий из 10-ти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы
Инструкция: «На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии , получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересные названия для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки». Если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, следует сказать следующее: «Вы все работаете по- разному. Некоторые успевают нарисовать рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее». По истечении 10 минут следует выключить секундомер и остановить работу (бланк теста П. Торренса см. в Приложении 1)
Субтест 3. «Линии»
Цель: определить уровень творческого воображения у детей младшего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах.
Оборудование. Простой карандаш; тестовый бланк, состоящий из шести пар линий.
Инструкция: «Постройте как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий. Эти линии должны составлять основную часть вашей картины. Карандашом добавьте линии к каждой паре, чтобы картина была закончена. Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий - где угодно. Составьте как можно больше предметов или картинок. Постарайтесь сделать их как можно более интересными. Подпишите каждую картинку, придумав ей название».
По истечении 10 минут выполнение задания прекращается. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, необходимо выяснить у них названия сразу после тестирования.
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Результаты исследования по первой методике представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результат исследования по первой методике 4 «А»
|
Рисунок 1. Гистограмма уровня оригинальности решения задач на построение образа. |
КО=СТ/КД= 42/10=4,2. |
Результаты показали, что уровни в этих классах практически эквиваленты: в 4 «А» классе коэффициент оригинальности - 4,3 , а в 4 «Б» - 4,2.
По данным исследования видно, что уровни развития в экспериментальной и контрольной группах приблизительно одинаков и это позволит нам проводить дальнейшие констатирующие эксперименты.
Проанализируем полученные данные измерения детской креативности (Е.Е. Туник) в двух группах (приложение 2).
Таблица 5
Результаты изучения детской креативности в контрольной группе
№ п/п | Фамилия, имя | ||||||||||||||||
Б | О | Б | О | Б | О | Б | О | Б | О | Б | О | Б | О | Б | о | | ||
И | |||||||||||||||||
Д В. | - | ||||||||||||||||
С В. | - | ||||||||||||||||
Д Д. | - | ||||||||||||||||
О Е. | - | ||||||||||||||||
ИЕ. | - | ||||||||||||||||
ИК. | - | ||||||||||||||||
Д О. | - | ||||||||||||||||
Н Р. | - | ||||||||||||||||
АЧ. | ; | ||||||||||||||||
С Ш. | - |
Таблица 6
Результаты изучения детской креативности в экспериментальной группе.
|
тест креативности Туник Е. Е. Оценивает творческое воображение по двум критериям: оригинальность и беглость.
Таблица 7 Общие результаты изучения кретивности (среднее значение):
|
С помощью тестов креативности мы можем выявить креативов, но не можем точно определить некреативов. Причиной этого является спонтанность проявлений творческой деятельности и неподвластность их проявлений внешней и внутренней регуляции.