Методика « Нарисуй себя»

Цель проведения: диагностика эмоционально ценностного отношения к себе и эмоциональной сферы в целом.

Подготовка исследования.

Для проведения исследования необходимо приготовить стандартный лист бумаги, сложенный пополам (1 – данные ребёнка; 2 – рисунок плохого ребёнка; 3 – рисунок хорошего ребёнка; 4 – автопортрет). И 6 карандашей: красный, синий, желтый, зелёный, черный, коричневый.

Проведение исследования.

Инструкция 1: «Сейчас вы будите рисовать плохого ребёнка, выберите 3 карандаша которыми вы его нарисуете, а остальные уберите. Начнём рисовать».

Инструкция 2: «А теперь отложите карандаши которыми рисовали и возьмите оставшиеся. Этими карандашами нарисуйте хорошего ребёнка».

Инструкция 3: «Теперь нарисуйте себя всеми карандашами».

Анализ рисунка:

1. Анализ и сравнение плохого и хорошего ребенка.

Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребёнок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребёнок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший - большого размера, тщательно.

2. Анализ автопортрета.

I. Автопортрет выполнен карандашами, что и хороший ребенок - высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.

II. Автопортрет выполнен карандашами, что и плохой ребенок, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны - означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.

III. Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выпол­нен тщательно, в основном яркими карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены чёрным и коричневым цветом — означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нра­виться взрослым, получить их одобрение.

3. Анализ параметров эмоциональной сферы.

1) Сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон если: рисунок начинается с изображения ног или ступней; фигура человека очень маленькая; рисунок занимает почти всю страницу или даже не умещается на ней; в рисунке присутствуют облака симво­лизирующие тревожность, связанную с взаимоотношениями с окружающей реальностью; у нарисованного человека покатые плечи; штриховка; отсутствуют основные деталей; преобладают темные, грязные тона (черный, ко­ричневый, лиловый, фиолетовый, серый).

2) О положительном эмоциональном фоне свидетельствуют вы­бор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минималь­ная штриховка. Некоторые исследователи [57] считают, что разме­щение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмо­ций (соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций). Однако, необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя — скорее всего, он достоверен только для правшей, т.е. для детей с ведущим левым полушарием.

3) Об эмоциональной напряженности может свидетельствовать: штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштри­хованные части являются источником негативных переживаний); штриховка, выходящая за контуры фигуры.

Стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не при­водящие к улучшению результата, также могут свидетельство­вать об эмоциональном напряжении ребенка, внутренних кон­фликтах, противоречивости чувств, в той или иной сфере, с ко­торой соотносится исправляемая деталь. Предпочтение красных тонов также свидетельствует об эмо­циональной напряженности.

Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигу­ры — показатель чрезмерно нагрузочных негативных пережива­ний, связанных с ними. Испытуемый может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав ав­топортрет без рук и ступней. Если испытуемый рисует человека с очень длинными и муску­листыми руками (совершенно непропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет тем самым по­требность в компенсации физического несовершенства. Глаза, нос, рот и уши представляют собой органы, восприни­мающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего толь­ко глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней ос­торожности, отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежела­ние общаться.

4) Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка: выполнение изображения короткими штрихами признак агрессивности представляющей со­бой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира, в отношени­ях с людьми он подозрителен и недоверчив; наличие штриховки выходящей за контуры фигуры если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками ри­сования; изменчивый нажим карандаша указывает на не­уверенность, тревогу, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность; отсутствие изображения шеи; линия земли интер­претируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка).

Наши рекомендации