Дифференциация нарушений речи при дислалии, дизартрии, ринолалии
При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи актуальной проблемой является вопрос дифференциации речевых нарушений.
Дислалия-нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, их пропусках.
Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последнее время в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем:
- возросла ее распространенность;
-дислалия все реже встречается в виде самостоятельного речевого расстройства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей;
-преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения;
-дислалия часто проявляется в сочетании со стертой дизартрией, для которой характерно частичное нарушение иннервации артикуляторного аппарата;
-патологические формы нарушения звукопроизношения часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т.е. до 5 лет;
-усложнение симптоматики дислалии приводит в дальнейшем к развитию дисграфии.
Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых-наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц ( анартрия).
Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП.
Особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии:
- нарушения звукопроизношения и голоса сочетаются с нарушением артикуляционной моторики и речевого дыхания;
-в отличии от дислалии отмечается нарушение не только согласных, но и гласных звуков;
- отмечается «усредненное»(неотчетливое) произношение гласных звуков;
- преобладание межзубного и бокового произношение щелевых согласных;
- смягчение (палатализация) твердых согласных;
- общая смазанность звукопроизношения в спонтанной речи, нарастание общей смазанности речи при увеличении речевой нагрузки;
- трудности автоматизации в связанной речи;
- нередко рецидивы дефектного звукопроизношения при недостаточном закреплении
неправильных речевых навыков.
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на антропофонические ( искажение звуков ) и фонологические (отсутствие звуков, замены, смешения). Фонологические нарушения, как правило, отражаются на письменной речи.
На основе системного подхода к анализу речевых нарушений дизартрия бывает как фонетико-фонематическое недоразвитие или как общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
Ринолалия –нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
По симптоматике и механизмам ринолалия отличается от других нарушений произносительной стороны речи.
Дислалия проявляется только в нарушениях звукопроизношения. При ринолалии имеются не только дефекты звукопроизношения, но но и нарушения тембра голоса. При дислалии сохранна иннервация речевого аппарата. При ринолалии в большинстве случаев иннервация речевого аппарата сохранна , нарушается строение или функционирование периферического отдела речевого аппарата. Однако в ряде случаев ринолалия возникает вследствии недостаточности иннервации речевого аппарата.
При дизартрии, в отличии от дислалии и ринолалии, страдают все компоненты произносительной стороны речи ( звукопроизношение, звуковая структура слов, просодические компоненты речи). Дизартрия во всех ее проявлениях обусловлена нарушением иннервации речевого аппарата.
И дизартрия и ринолалия характеризуются слабой выраженностью гуления и лепета, поздним появлением речи.
Особенности звукопроизношения при ринолалии:
-опускание начального согласного( ак-так),
-нейтрализация зубных звуков по способу образования;
-замена взрывных звуков фрикативными;
-свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот;
-отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;
-наложение дополнительного шума на назализованные звуки;
-характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных ;
-в целом речь при ринолалии мало разборчива;
-особенности устной речи отражаются и на формировании других речевых процессов.
Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разбираться в особенностях каждого речевого нарушения.