Дифференциация нарушений речи при дислалии, дизартрии, ринолалии

При выборе адекватной методики коррекции и для достижения максимального результата логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи актуальной проблемой является вопрос дифференциации речевых нарушений.

Дислалия-нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, их пропусках.

Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последнее время в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем:

- возросла ее распространенность;

-дислалия все реже встречается в виде самостоятельного речевого расстройства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей;

-преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения;

-дислалия часто проявляется в сочетании со стертой дизартрией, для которой характерно частичное нарушение иннервации артикуляторного аппарата;

-патологические формы нарушения звукопроизношения часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т.е. до 5 лет;

-усложнение симптоматики дислалии приводит в дальнейшем к развитию дисграфии.

Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых-наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц ( анартрия).

Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП.

Особенности нарушения звукопроизношения при дизартрии:

- нарушения звукопроизношения и голоса сочетаются с нарушением артикуляционной моторики и речевого дыхания;

-в отличии от дислалии отмечается нарушение не только согласных, но и гласных звуков;

- отмечается «усредненное»(неотчетливое) произношение гласных звуков;

- преобладание межзубного и бокового произношение щелевых согласных;

- смягчение (палатализация) твердых согласных;

- общая смазанность звукопроизношения в спонтанной речи, нарастание общей смазанности речи при увеличении речевой нагрузки;

- трудности автоматизации в связанной речи;

- нередко рецидивы дефектного звукопроизношения при недостаточном закреплении

неправильных речевых навыков.

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на антропофонические ( искажение звуков ) и фонологические (отсутствие звуков, замены, смешения). Фонологические нарушения, как правило, отражаются на письменной речи.

На основе системного подхода к анализу речевых нарушений дизартрия бывает как фонетико-фонематическое недоразвитие или как общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.

Ринолалия –нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

По симптоматике и механизмам ринолалия отличается от других нарушений произносительной стороны речи.

Дислалия проявляется только в нарушениях звукопроизношения. При ринолалии имеются не только дефекты звукопроизношения, но но и нарушения тембра голоса. При дислалии сохранна иннервация речевого аппарата. При ринолалии в большинстве случаев иннервация речевого аппарата сохранна , нарушается строение или функционирование периферического отдела речевого аппарата. Однако в ряде случаев ринолалия возникает вследствии недостаточности иннервации речевого аппарата.

При дизартрии, в отличии от дислалии и ринолалии, страдают все компоненты произносительной стороны речи ( звукопроизношение, звуковая структура слов, просодические компоненты речи). Дизартрия во всех ее проявлениях обусловлена нарушением иннервации речевого аппарата.

И дизартрия и ринолалия характеризуются слабой выраженностью гуления и лепета, поздним появлением речи.

Особенности звукопроизношения при ринолалии:

-опускание начального согласного( ак-так),

-нейтрализация зубных звуков по способу образования;

-замена взрывных звуков фрикативными;

-свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот;

-отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;

-наложение дополнительного шума на назализованные звуки;

-характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных ;

-в целом речь при ринолалии мало разборчива;

-особенности устной речи отражаются и на формировании других речевых процессов.

Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разбираться в особенностях каждого речевого нарушения.

Наши рекомендации