Структура и методы изучения межличностных отношений в детской группе
Уже в дошкольном возрасте детские группы отличаются друг от друга рядом параметров своего развития. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка будет различным. К таким параметрам относятся особенности характера межличностных отношений, общения, содержания оценочных отношений, специфика «общественного мнения», уровень развития совместной деятельности.
А.В. Петровский в структуре межличностных отношений в детской группе выделяет:
§ функционально-ролевые отношения, которые выступают в совместной деятельности (учебной, игровой, трудовой, продуктивной) и проходят под непосредственным руководством взрослого. Основная их функция – усвоение норм и способов действий в группе. Методы изучения: опросники, беседы, наблюдение, стандартизированное интервью;
§ эмоционально-оценочные отношения. Основная их функция - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. Методы изучения: социометрический опрос;
§ личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. Методы изучения: методики изучения коллективистской идентификации, метод погруженной субъектности [7].
Я.Л. Коломинский за основу выделения структуры межличностных отношений в детской группе берет понятие «межличностное взаимодействие», которое включает в себя взаимоотношения, общение и взаимооценивание. Поэтому при социально-психологическом изучении группы дошкольников Я.Л. Коломинский предлагает использовать комплекс соответствующих диагностических процедур:
§ социометрическую методику (для изучения взаимоотношений детей);
§ методы наблюдения, нацеленные на процессы непосредственного взаимодействия (для изучения внутригруппового общения);
§ разные варианты оценочных методик (для изучения положения ребенка в системе взаимооценок).
Т.А. Репина за основу выделения структуры межличностных процессов в детской группе берет три основных понятия: «общение», «взаимодействие», «межличностные отношения». В соответствии с этим она выделяет три основные структуры в межличностных процессах дошкольной группы:
§ актометрическая структура – это объективные взаимосвязи детей, возникающие при взаимодействии в совместной деятельности и реальном (не регламентированном воспитателем) общении. Для изучения актометрической структуры группы Т.А. Репина предлагает использовать методику одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении;
§ социометрическая структура - круг желаемого общения ребенка со сверстниками, его избирательные отношения с детьми, которые характеризуются симпатией или антипатией по отношению к ним. Для изучения социометрической структуры группы Т.А. Репина предлагает социометрическую игру «Секрет»;
§ перцептивная структура, состоящая из существующих в группе взаимных оценок. Для изучения данной структуры предлагается использовать методику изучения оценочных отношений (оценочный эксперимент) [6].
Основные этапы диагностики межличностных отношений в дошкольной группе
Сфера межличностных отношений детей сложна, многогранна. Важный принцип диагностики детской группы – это комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи.
Я.Л. Коломинский выделяет в социально-психологическом исследовании дошкольной группы четыре этапа:
На первом этапе, когда «общество» детей еще представляет диффузную группу, основной метод изучения – наблюдение. Программа наблюдения включает в себя:
§ особенности проявления ребенком потребности в социальных контактах;
§ уровень развития коммуникативных, организаторских умений;
§ характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистический, эгоистический);
§ развитие эмпатии, рефлексии и т.д.
На втором этапе осуществляется социометрическое исследование: выявляются статусная структура группы, индивидуальные статусные категории, групповые социометрические индексы.
На третьем этапе проводятся аутосоциометрический, оценочный эксперимент и другие несоциометрические процедуры.
На четвертом этапе составляются социально-психо-логические характеристики группы, каждого ребенка в системе межличностных отношений; планируются коррекционные воздействия, направленные на оптимизацию межличностного общения [1].
По мнению Я.Л. Коломинского, только при таком подходе информация, содержащаяся в социометрических индексах, актометрических коэффициентах, оценочных шкалах, обретает психолого-педагогический смысл [1]. Аналогичную точку зрения высказывает и Т.А. Репина, по мнению которой, истинное положение ребенка в группе сверстников – это интегрированная характеристика, то есть совокупность его положения в актометрической, перцептивной, социометрической структурах детской группы [6].