Военно-физическое воспитание господствующих классов России с древнейших времен до XVIII века

В Iтыс. до н.э. в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье образовались ранние государства с рабо­владельческой формой правления. Военно-физическое вос­питание рабовладельцев имело организованный характер. Воспитателем был опытный военноначальник. В государ­стве Великая Армения (II-I вв. до н.э.) для детей нахараров (рабовладельцев) создавали школы, в которых основное место отводилось военно-физическому воспитанию. Детей обучали стрельбе из лука, верховой езде, развивали силу и ловкость.

В городах северного Причерноморья (в V-VIвв. до н.э.) существовали палестры и гимнасии, в которых молодые рабовладельцы получали военно-физическое воспитание.

В Киевском феодальном государстве начиная с Xв. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были выходцы из народа, владевшие искусством воспитания. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народ­ные формы физического воспитания. В юном и зрелом воз­расте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дру­жине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (тур­нир, состязание), военных играх и потехах.

О наличии стройной системы воспитания феодальной знати Грузии можно судить по замечательному литератур­ному памятнику Шота Руставелли «Витязь в тигровой шку­ре» (Xв.). Поэт воспел образ грузинского витязя, преданно­го своему царю и в совершенстве владеющего оружием. Герой обладает мужеством и смелостью, любит свою роди­ну, наделен исключительной физической и духовной силой. В поисках славы он участвует в боях, охоте, в играх и раз­влечениях, проявляя доблесть, находчивость и справедли­вость.

Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма в России.

Рост и укрепление феодальной государственности, раз­витие земледелия, ремесел и торговли определили подъем культуры и просвещения во всех областях жизни. Появи­лась медицинская и педагогическая светская литература, в которой нашли отражение и вопросы физического воспита­ния.

Много внимания в труде «Канон врачебной науки» уде­лил вопросам физического воспитания ученый медик Сред­ней Азии Абу Али Ибн-Сина (980 - 1037) (Авиценна). Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения при­водящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает ре­жим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при заня­тиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о масса­же, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендация­ми Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII в. является сочинение Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских». В нем была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Вот что писал Славинецкий в своей книге об играх детей: «Что украшает играние: постоянство, честное веселие, бор-зость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти и пра­ведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати».

31. Влияние реформ начала XVIII века на развитие фи­зической культуры и спорта в России.

К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолю­тистское государство, нуждавшееся в развитии промыш­ленности, военного дела, науки и техники, просвещения, усовершенствовании государственного аппарата. На реше­ние этих задач были направлены преобразования Петра I .

Быстрыми темпами стали развиваться металлургия, ману­фактурное производство, кораблестроение, а также много внимания уделялось подъему русской национальной куль­туры. Большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела.

Однако следует оговориться, что значительные измене­ния, которые произошли в эту эпоху и в формах и в содер­жании физической культуры, относятся главным образом к тем из ее форм, которые обслуживали интересы господ­ствующих классов. Что же касается простого русского на­рода и других народов, входивших в состав Российской империи, то их физическое воспитание и в это время сохра­няло присущий ему издревле самобытный характер. Кулач­ные и палочные бои, борьба, плавание, хороводы, качели, катание на салазках с гор, игры, ярко окрашенные в различ­ные национальные окраски, и другие формы народных раз­влечений, осужденные в свое время указами светской вла­сти, на протяжении многих веков преследуемые церковью, теперь вновь получили право на жизнь.

В этом отношении реформы Петра I, хотя и косвенно, все же положительно сказались на развитии народного фи­зического воспитания, освободив его от преследований со стороны церкви и органов государственной власти.

Но не мешая физическим упражнениям, являвшимся со­ставной частью народных развлечений, правительство Пет­ра Iи не содействовало их распространению. А поскольку война, налоги и различного рода повинности тяжелым бре­менем ложились на плечи и без того разоренного крестьян­ства, ясно, что от этого страдала и сама основа его физиче­ского существования и развития.

Жизнь крестьянства была суровой и тяжелой. И все же, несмотря на это, русский народ в основном выгодно отли­чался своей физической силой, выносливостью, закалкой, мужеством и способностью к перенесению длительных военных походов.

32. Введение физического воспитания в учебные заве­дения России с XVIII века до первой половины XIX века.

В условиях больших преобразований в России со вре­мен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифи­цированных кадрах. В стране создаются светские учебные заведения. В 1701 г. в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет, а затем и в Морской ака­демии (1719) в С.-Петербурге, в гимназии Глюка в Москве (1703). Средствами физического воспитания были - фехто­вание, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеоб­разовательные школы, в учебном плане которых значи­тельное место было отведено и физическому воспитанию. Школы эти принадлежали, как правило, шведам, попавшим когда-то в плен. В этих школах учились дети не только шведов, но и русских. Шведские преподаватели учили «вверяемых им детей латинскому, французскому и другим языкам и также морали, математике и всякого рода телес­ным упражнениям».

Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие внешних манер поведения, а также фехтованию, танцам.

В учебные планы гражданских учебных заведений так­же были включены элементы физического воспитания. В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гим­назиями для подготовки учащихся в Университет - для дворян и разночинцев. Сословный характер гимназий обусловил и систему постановки физического воспитания в них. В то время как в гимназии для дворян преподавались «экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников», фех­тование и танцы, в учебном плане гимназии для разночин­цев эти предметы не предусматривались. Тот же учебный план сохранен для открытой в 1758 г. Казанской гимназии.

В правление Екатерины II большое внимание уделялось организации просвещения. Главное внимание обращалось на военно-учебные заведения, комплектовавшие своих вос­питанников из дворян.

В связи с учебно-воспитательными реформами И.И. Бец­кого, кадетский шляхетный корпус получил новый устав, утвержденный 11 сентября 1766 г. Значительно была рас­ширена программа по общеобразовательным предметам. Однако наибольшие изменения коснулись физического вос­питания. Учебный план предусматривал только преподава­ние «танцевания и фехтования», тем не менее, физическое развитие признавалось решающим в быту кадетского кор­пуса.

В детском возрасте кадеты получали общее физическое воспитание согласно правилам, изложенным в «настав­лении о воспитании детей». В возрасте от 15 до 18 лет главное внимание обращалось на верховую езду, вольти­жировку и фехтование. С 1772 г. по инициативе Бецкого в корпусе велось обучение «мячиковой игре», преподавате­лем который был приглашен «профессор мячиковой игры господин Корбин де Плеси из Парижа». Обязанности его заключались в обучении «во всем том, что до мячечной игры принадлежит, т.е. мортировать игру, сделать мячики и рапиры». Несмотря на то, что желающих обучаться не ока­залось, Плеси по заключенному с ним контракту получал в течение 6 лет по 1000 рублей в год, причем по истечении этого срока с ним был заключен контракт еще на три года. В 1796 г., упорно стремясь привить «благородному юношеству» вкусы французской дворянской молодежи, среди ко­торой игра в мяч пользовалась большой популярностью, Бецкой пригласил другого «профессора», некоего Бионна на этот раз с жалованием 500 рублей в год.

Этот пример свидетельствует о том, что если в первой половине XVIIIвека физическое развитие проводилось по методам, усвоенным из немецких кадетских корпусов, то при Екатерине II «решающее влияние оказала система фи­зического воспитания французской дворянской молодежи».

В 1804 г. создается Устав учебных заведений. Появляет­ся система в образовании - приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В училищах физическое воспи­тание не было предусмотрено, а в гимназиях и университе­тах - необязательный предмет.

Лучше всего физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях-лицеях. В Цар­скосельском лицее был специальный зал, где занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упраж­нениями и играми.

33. Физическое воспитание в быту народов нашей стра­ны с XVIII века до первой половины XIX века.

Наши рекомендации