История России с Древнейших времен до XIX века (43 ч.)

Рабочая программа

По истории

10-11 класс

Автор: Елисеева Валентина Павловна

Новосибирск

2016/2017 учебный год

I. Пояснительная записка

Программа по истории предназначена для 10–11 классов общеобразовательных учреждений.

Программа реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089.

Рабочие программы по истории России 6-9 классы составлены на основе:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 279-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №196;

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

7. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 № 1312;

8. Устав школы и локальные акты ОУ;

9. Учебный план МБОУ СОШ №36 на 2015-2016 учебный год.

10. История. 5-11 кл.; Примерные программы для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

11. Авторских программ:

Ковригина Т.А. История. 10-11 классы. Рабочие программы к учебникам Н. С. Борисова и А. А. Левандовского. Базовый уровень.– В.: Учитель, 2009.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у учащихся имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной и зарубежной истории, получе­ние ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России. Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и др. помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.

Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы рабо­ты учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познаватель­ных и созидательных способностей.

Задачи курса:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  • способствование социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира;

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

– развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

– освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

– овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

– формированиеисторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

II. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

· периодизацию всемирной и отечественной истории;

· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· историческую обусловленность современных общественных процессов;

· особенности исторического пути развития России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, проекта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

· критического восприятия получаемой извне социальной информации;

· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Важнейшими задачами курса истории России является формирование у учащихся граждан­ской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.

III. Учебно-тематическое планирование

Класс

Наименование разделов Количество часов
История России с Древнейших времен до XIX века (43 ч.)
Введение.
Древнерусское государство в IX-XIII вв.
Образование единого Русского государства в XIV- XV
Россия в XVI-XVII вв.
Россия в Эпоху Петра Великого
Россия в середине и во второй половине XVIII в.
Россия в первой половине XIX в.
Россия во второй половине XIX в.
Итоговое повторение по курсу «История России с Древнейших времен до XIX века»
Всеобщая история (29 ч.)
Первобытность
Древний мир
Средневековье
Возрождение
Новое время
Итоговое повторение по курсу «Всеобщая история»
  ИТОГО за курс:

Класс

Наименование разделов Количество часов
История России XIX-начало XXI века (45 ч.)
Раздел 1. Российская империя (9ч.)
Тема 1. Россия в начале XX века
Тема 2. Россия в годы первой революции
Тема 3. Монархия накануне крушения
Раздел 2. Великая российская революция. Советская эпоха (30ч.)
Тема 4. Россия в революционном вихре 1917г.
Тема 5. Становление новой России (октябрь 1917 г.- 1920г.)
Тема 6. Россия, СССР: годы нэпа
Тема 7. СССР: годы форсифицированной модернизации
Тема 8. Великая Отечественная война
Тема 9. Последние годы сталинского правления
Тема 10. СССР в 1953 – 1964 гг.: попытки реформирования советской системы
Тема 11. Советский союз в последние десятилетия своего существования.
Раздел 3. Российская Федерация (5ч.)
Тема 12. На новом переломе истории: Россия в 90е гг XX- начале XXI в.
Итоговое повторение по курсу «История России XIX-начало XXI века»
Всеобщая история (23 ч.)
Раздел 1. Мировые войны и революции. 1914-1945 гг. Исторические проблемы первой половины XX (13ч.)
Введение. Мир в начале XX в.
Глава 1. Первая мировая война
Глава 2. Образование национальных государств и послевоенная система договоров.
Глава 3. Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-30е гг.
Глава 4. Международные отношения в 1920-30е гг.
Глава 5. Вторая мировая война
Раздел 2. Мир во второй половине XX- начале XXI в. Исторические проблемы второй половины XX (10ч.)
Глава 6. Международные отношения во второй половине XX в.
Глава 7. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-начале 2000х гг.
Глава 8. Страны Восточной Европы с середины 1940х до начала 2000х гг.
Глава 9. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX- начале XXI в.
Глава 10. Наука и культура во второй половине XX в.
Итоговое повторение по курсу «Всеобщая история»
ИТОГО:

IV. Содержание тем учебного курса

Класс

Введение.

Историческая наука. Проблемы истории. Ремесло историка. Русский мир. История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

Восточные славяне в VI-IX вв. Образование Древнерусского государства. .

Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Восточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян. Язычество древних славян. Предпосылки образования Древнерусского государства.

Основные понятия: союз племён, соседская община, язычество, полюдье, дань.

Киевская Русь.

Призвание варягов. Рюрик. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под властью Олега. Деятельность первых русских князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управление, роль князей и веча. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии.

Восстановление относительного единства Руси при Владимире Мономахе. Основные направления внешней политики Киевской Руси. Причины распада Киевской Руси.

Основные понятия: раннефеодальное государство, раннефеодальная монархия, феодальная рента, вотчина, бояре, внеэкономическое принуждение, «лествичная система», вече, дружина.

3. Культура Киевской Руси.

Особенности древнерусской культуры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы.

Фольклор и былины. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Распространение письменности на Руси. Первые русские книги. Летописи. Жития первых русских святых. Архитектура. Живопись.

Основные понятия: культура, фольклор, былины, изборник, летописи, житие, крестово-купольный храм, икона, иконопись, мозаика, фреска.

4. Русские земли в XII-XIII вв.

Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные последствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель.

Северо-Восточная Русь. Развитие Владимиро-Суздальской земли при Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо.

Новгородская земля. Новгородская боярская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей.

Галицко-Волынское княжество. Борьба князей с боярством. Деятельность князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, Даниила Галицкого.

Основные понятия: феодальная раздробленность, княжеский домен, вотчинное земледелие, удел, боярская республика, аристократия, корпоративные интересы.

5. Культура Руси XII - начала XIII вв.

Расцвет летописания, появление летописей в различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве». «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской земли». Каменное зодчество в различных землях. Иконопись. Фрески.

Основные понятия: летописный свод, «слово», башнеобразный храм.

Основные понятия: монгольское завоевание, кочевой феодализм, ордынское иго.

Тема II. Образование единого Русского государства в XIV-XV вв. (3 часа)

Основные понятия: религиозный центр, национальное самосознание, общежительный устав, феодальная война, уния, автокефалия.

Образование единого Русского государства - России. Иван III.

Начало правления Ивана III. Завершение присоединения к Москве русских земель. Покорение Новгорода. Присоединение Твери. Продвижение на Урал и в Западную Сибирь. Ереси.

Судебник 1497 г. Начало формирования системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поместного землевладения и его роль в укреплении государства.

Внешняя политика Ивана III. Походы на Казань. Стояние на Угре. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литовским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибалтике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.

Основные понятия: единое Русское государство, централизация, поместье, помещик, дворянин, Боярская дума, Судебник, крепостное право, самодержавие, ересь.

Русская культура XIV-XV вв.

Литература: повести о борьбе с монгольскими завоевателями, памятники Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), жития святых, «хождения», летописи. Деревянное зодчество. Московская архитектура. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зодчества. Перестройка Московского Кремля. Особенности архитектуры Новгорода и Пскова. Живопись. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия.

Основные понятия: повесть, Куликовский цикл, «хождение».

Тема III. Россия в XVI-XVII вв. (6 часов)

  1. Россия в XVI веке

Территория и население. Факторы, оказывавшие положительное и отрицательное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Изменения в положении различных сословий России. Правление Василия III. Формирование московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей, теория «Москва – Третий Рим».

Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и её особенности в России. Земские соборы. Приказы. Опричнина и её смысл. Опричный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозного. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоение Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: её ход и результаты. Итоги правления Ивана Грозного.

Царствование Фёдора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-ти летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царём Бориса Годунова.

Основные понятия: реформы, сословия, сословно-представительная монархия, Земский собор, царь, приказы, кормления, стрельцы, Избранная рада, иосифляне, нестяжатели, опричнина, террор, патриаршество, засечная черта, казачество.

  1. Русская культура в XVI в.

Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти. Создание обобщающих трудов: Великие Четьи минеи, Степенная книга, Стоглав, Домострой, Лицевой летописный свод. Публицистика: Максим Грек, Иван Пересветов, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Подъём архитектуры. Рождение шатрового стиля (церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного и др.). Архитектура Соловецкого монастыря. Живопись. Годуновская и строгановская школы иконописи. Миниатюры. Художественное ремесло.

Основные понятия: Великие Четьи минеи, Домострой, публицистика, книгопечатание, шатровая архитектура, школы иконописи.

  1. Смутное время

Причины Смуты: ухудшение положения крестьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихийные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бориса Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лжедмитрия I и причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание под предводительством Ивана Болотникова: причины, ход, итоги. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервенция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семибоярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъём. Первое ополчение. Второе ополчение. К. Минин и Дм. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царём Михаила Романова. Окончание Смутного времени.

Основные понятия: Смута, династический кризис, междуцарствие, самозванец, «крестоцеловальная запись», Семибоярщина, Совет всей земли, интервенция, национальный подъём, ополчение.

  1. Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых

Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Романове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановление и укрепление армии. Дворянская конница и полки «иноземного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение налогов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Освоение Сибири, русские землепроходцы. Соборное Уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания, их причины и последствия. Восстание под предводительством С.Т. Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. Дело патриарха Никона. Усиление самодержавия.

Основные понятия: консолидация общества, полки «иноземного (нового) строя», «белая слобода», тягло, ясак, мануфактура, всероссийский (внутренний) рынок, протекционизм, Соляной бунт, Медный бунт, Соборное уложение, раскол, старообрядчество.

  1. Внешняя политика России в XVII веке

Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского народов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. Левобережная Украина в составе России. Русско-польская война 1654-1667 гг. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1661 гг. и её результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII веке: успехи и нерешённые задачи.

Основные понятия: Запорожская Сечь, уния, реестр, гетман, воссоединение.

  1. Русская культура XVII века

Новые идеи в русской культуре: изменение отношения к властям, обмирщение культуры, усиление светских элементов, интерес к достижениям западноевропейской культуры. Развитие образования. Школы. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Издание учебников, других книг. Новые жанры в литературе – сочинения о Смутном времени (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев), сатирические повести, автобиографии («Житие» Аввакума). Новое в архитектуре: московская, ярославская, строгановская школы зодчества, московское (нарышкинское) барокко. Усиление светских мотивов в живописи. Симон Ушаков.

Основные понятия: академия, автобиография, сатирическая повесть, обмирщение культуры, светскость, нарышкинское барокко.

Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого (4 часа)

  1. Начало правления и реформы Петра I

Причины борьбы за престол в 70-80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, её внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В.В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра за границу в составе Великого посольства.

Первые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система её комплектования – рекрутские наборы. Перемены в положении дворянства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма.

Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учреждение Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управления. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший Синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. Табель о рангах и уё значение для социального развития России.

Основные понятия: «потешные полки», рекрутский набор, регулярная армия, единонаследиеп, подушная подать, перепись населения, приписные и поссесионные крестьяне, меркантилизм, бюрократизация, Сенат, коллегия, Синод, фискал, прокурор, обер-прокурор, губерния, империя, Табель о рангах.

  1. Внешняя политика Петра I

Необходимость для России получения выхода к морям. Азовские походы и их результаты. Рождение российского военно-морского флота. Константинопольский мир.

Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Карла XII на Россию. Полтавская битва и её значение. Пётр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота.

Прутский поход, причины его неудачи.

Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания. Астраханское восстание под руководством К.Ф. Булавина.

Основные понятия: военно-морской флот, Северный союз, морская держава.

  1. «Культурная революция» в России в начале XVIII в.

Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новшества в быту: введение западноевропейской одежды, бритьё бород. Переход на новое летоисчесление. Новые формы досуга высших слоёв общества: ассамблеи. Необходимость развития образования. Учёба дворян за границей. Создание новых учебных заведений. Введение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Первая русская печатная газета «Ведомости». Меры Петра I по развитию науки. Создание первых публичных библиотек и музея (Кунсткамеры).

Учреждение академии наук, её задачи. Общественная мысль петровского времени. Идеология. Публицистический характер указов Петра I. Обоснование необходимости реформ в публицистике Феофана Прокоповича. «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова. Противники Петра. Дело царевича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитектуре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (И. Никитин, А. Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.

Основные понятия: европеизация, гражданская азбука, Кунсткамера, Академия наук.

Тема 5. Россия в середине и второй половине XVIII в. (6 часов)

  1. Эпоха дворцовых переворотов

Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Пётр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III и приход к власти Екатерины II.

Основные понятия: дворцовый переворот, фаворит, Верховный тайный совет, кондиции, олигархия, бироновщина, шляхетский корпус, таможенные пошлины, манифест.

  1. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм

Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветители. Приближённые Екатерины. Влияние идей просвещённого абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины II. Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва: причины, ход, особенности, результаты.

Основные понятия: просвещённый абсолютизм, эпоха Просвещения, просветители, Уложенная комиссия, генерал-губернатор, монополия, жалованная грамота, корпоративная организация, дворянское собрание, гильдия, мещанство, городская дума, крестьянская война.

  1. Внешняя политика России в 1725 – 1796 годы

Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Чёрному морю, присоединение земель Речи Посполитой, участие в «большой» европейской политике. Русско-турецкая война 135-1739 гг.: основные события, результаты. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.: причины войны, победы русской армии и флота . Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П.А. Румянцева. Освоение Новороссии. Деятельность Г.А. Потёмкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.: причины, ход, условия Ясского мира. Полководческое искусство А.В. Суворова. Флотоводческое искусство Ф.Ф. Ушакова. Значение получения Россией выхода к Чёрному морю и возможности освоения Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы, участники. Восстание в Польше 1794 года и его подавление. Значение присоединения к России Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Участие России в семилетней войне: действия русской армии, её победы, выход России из войны. Начало борьбы России с последствиями Великой Французской революции конца XVIII века. Итоги внешней политики России в XVIII веке.

Основные понятия: Новороссия, разделы Речи Посполитой, коалиция.

  1. Царствование Павла I

Личность Павла I, его взгляды, стремление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла I. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя политика Павла I. Участие во II антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Победы флота Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества, заговор против императора. Переворот 11 марта 1801 г. и убийство Павла I.
Основные понятия: престолонаследие, деспотизм.

  1. Русская культура XVIII века

Развитие образования после Петра I. Сословный характер образования (шляхетские корпуса, Смольный институт). Основание Московского университета, его роль в развитии образования, науки и культуры России. Попытки Екатерины II создать стабильную систему народного просвещения. Открытие новых школ, училищ. Успехи книгоиздания. Просветительская и издательская деятельность Н. И. Новикова. Развитие науки. М. В. Ломоносов и его вклад в науку и культуру России. Становление исторической науки (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, И. Н. Болтин). Успехи в изучении географии России. Русские изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Общественная мысль. Идеология просвещенного абсолютизма. Журнальная полемика Н. И. Новикова и Екатерины II. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Взгляды М. М. Щербатова на положение России. Развитие русской литературы. Классицизм в литературе (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин). Сентиментализм в литературе (Н. М. Карамзин). Начало русского театра. Ф. Г. Волков. Становление русской композиторской школы. Успехи в живописи. Портретная живопись (А. П. Антропов, Дм. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский). Русская скульптура. Ф. И. Шубин. Архитектура: стиль барокко (В. В. Растрелли), классицизм (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов). Итоги развития русской культуры XVIII в.
Основные понятия: система народного просвещения, сословное образование, университет, гимназии, идеология, классицизм, сентиментализм, барокко.

Тема 6. Россия в первой половине XIX века (8 часов)

  1. Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Новое в экономике России. Рост внутренней и внешней торговли. Развитие промышленности. Крепостная мануфактура и мануфактура с вольнонаемным трудом. Начало промышленного переворота в России: причины, основные достижения и их влияние на экономику. Состояние сельского хозяйства. Крепостное хозяйство и влияние на него рыночных отношений. Взаимоотношения между сословиями, влияние развития рыночных отношений на социальные слои.
Основные понятия: рыночные отношения, товарная продукция, промыслы, отходничество, конкуренция, предприниматели, промышленный переворот, фабрика, капиталистические отношени

Наши рекомендации