Педагогическая технология как деятельность
Педагогическая технология(от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) – это точное инструментальное управление образовательным процессом и гарантированный успех в достижении поставленных педагогических целей
66. Критерии педагогической технологии.
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности:
l концептуальность;
l системность;
l управляемость;
l эффективность;
l воспроизводимость
Характеристика критериев технологичности
l Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижение образовательных целей.
l Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
l Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
l Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
l Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
67. Структура педагогической технологии.
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
1.Концептуальная часть - это научная база технологии, те психологопедагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
2.Содержательную часть составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала
3.Процессуальная часть (технологический процесс) представлена системной совокупностью следующих элементов:
l организация учебного процесса;
l методы и формы учебной деятельности учащихся;
l методы и формы работы преподавателя;
l деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
l диагностика учебного процесса.
l сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней.
68. Репродуктивные педагогические технологии.
Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский).
69. Технологии уровневой дифференциации
Дифференциация обучения(дифференцированный подход в обучении) – это:
l Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
l Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
70. Педагогическое проектирование.
Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат)
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.
71. Программированное обучение.
- учебный материал разделяется на отдельные порции;
- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
- каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
- при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
- каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
- результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируется, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
- педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
- в учебном процессе широкое применение находят специфические средства программированного обучения.