Билет 13. Система образования Республики Беларусь: цель, компоненты, принципы
Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:
• приоритетности образования;
• обязательности общего базового образования;
• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
• преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
• национально-культурной основы образования;
• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
• научности;
• экологической направленности образования;
• демократического характера управления образованием;
• светского характера образования.
Национальная система образования включает:
• участников образовательного процесса;
• образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
• учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
• государственные органы управления образованием
Билет 14. Тенденции реформирования системы образования в Республике Беларусь
Предпосылки реформирования:
1. Мировые тенденции
2. Новая социокультурная обстановка в стране
Новые подходы к образованию
• Демократизация
• Гуманизация
• Гуманитаризация
• Непрерывность
• Интеграция
• Индивидуализация и дифференциация
• Фундаментализм
• Прагматизм
Направления реформирования
1. Структурно-организационные:
· управление качеством образования
· деверсификация
· система дополнительного образования
· профилизация
2. Содержательно-технологические:
ü активные методы
ü самостоят. работы
ü проблемность изложения
ü интенсификация
ü информатизация
ü акцент с обучающей на познавательную деятельность
3. Создание ресурсного обеспечения
• нормативно-правовое
• кадровое
• материально-техническое
• финансовое
Уровни образования:
· дошкольное
· общее базовое
· общее среднее
· профессионально-техническое
· средне-специальное
· высшее
· послевузовское
+ внешкольное
+повышение квалификации
и переподготовка
Учреждения образования:
• Дошкольные учреждения
• Учреждения обеспечивающие получение базового, среднего, высшего образования, повышение квалификации и переподготовку
• Внешкольные учреждения воспитания и обучения
• Социально-педагогические учреждения
• Специальные педагогические учреждения
• Научно-исследовательские учреждения
• Учреждения управления
Билет 15. Основное и дополнительно образование. Уровни образования и образовательные учреждения.
Основное образование в республике имеет следующие уровни:
Дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское
Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности
Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:
• внешкольное воспитание и обучение;
• повышение квалификации и переподготовку кадров.
В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и(или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся:
• дошкольные учреждения;
• учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения — школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);
• учреждения внешкольного воспитания и обучения;
• социально-педагогические учреждения;
• специальные учебно-воспитательные учреждения;
• научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.