V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
Либо я найду путь, либо проложу его!
Ф. Сидней
Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно-значимых связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс).
Активность выступает во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т.п. и характеризуется способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире.
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т. п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:
– готовность выполнять учебные задания;
– стремление к самостоятельной деятельности;
– осознание выполняемых действий;
– устойчивость внимания к предмету активности;
– стремление повысить свой личный уровень и др.
Различают два уровня активности. Первый, низший уровень активности обеспечивает достаточно продуктивную исполнительскую, воспроизводящую деятельность человека, совершаемую в системе, где он является преимущественно управляемым объектом. Это - активность объекта, или объектная активность, имеющая адаптивный, исполнительский характер. Она обеспечивает процесс социальной адаптации. Пример: человек получил задание покрасить стену. Он выполнил это задание досрочно. Это - исполнительская активность.
На втором, высшем уровне активность является первопричиной, источником деятельности ребенка, имеющей творческий, преобразующий характер. Это – активность, идущая от воли субъекта, или субъектная активность, которая отличается:
– спецификой внутренних качеств и состояний субъекта непосредственно в момент действования - наличием внутренней мотивации деятельности целеполагания, планирования, предвидения (в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией);
– произвольностью, т.е. обусловленностью собственной целью и волей субъекта (в отличие от ролевого, конформного поведения);
– надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей (в отличие от ограничения действий в узких рамках заданного);
– автономизацией - устойчивостью и самостоятельностью деятельности в отношении принятой цели (в отличие от адаптации - пассивного приспособления к той обстановке, в которой приходится действовать объекту).
В субъектно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большой степенью самостоятельности и собственного выбора. Пример: этот же человек не только покрасил стену, но и расписал ее - сделал на ней рисунок, орнамент. Это - творческая субъектная активность.
Через субъектную активность выступают такие важнейшие качества личности, как индивидуальность личности, трудоспособность, творчество, инициативность, лидерство, конкурентоспособность и т.п.
Любая педагогическая технология ставит целью и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффектна уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
– самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;
– отстаивать свое мнение;
– принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
– ставить вопросы своим товарищам и учителям;
– рецензировать ответы товарищей;
– оценивать ответы и письменные работы товарищей;
– заниматься обучением отстающих;
– объяснять более слабым ученикам непонятные места;
– самостоятельно выбирать посильное задание;
– находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
– проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;
– решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести:
– игровые технологии,
– технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие, продуктивные; в них ребенок выводится в ситуации, требующие от него самостоятельного поиска выхода;
– интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.);
– технологии формирования субъектной активности человека (лидерства, субъектной социальной активности, самозащитных качеств личности).
Активные методы обучения. В педагогической литературе 70-90 гг. ХХ века широко использовался термин «активные методы обучения»(АМО). Им обозначались методы и формы организации обучения, побуждавшие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, к которым относились проблемные, поисковые методы, деловые игры, тренинги, групповые дискуссии и другие, выделяющиеся активностью обучаемых. В данном пособии АМО названы технологиями и отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
К классу технологий, в той или иной мере использующих познавательную субъектную активность, относятся и технологии свободного воспитания, развивающего обученияи некоторые другие.
В данной главе рассматриваются
Игровые технологии
● Игровые технологии в дошкольном периоде
● Игровые технологии в младшем школьном возрасте
● Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
& Организационно-деятельностныеигры
& Школа-театр
& Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В.)
& Внеклассные ролевые игры
& Финансово-экономические деловые игры
& Игровые автоматы
Проблемное обучение
& Частично-поисковый метод
& Технология учебного исследования
& Эвристическое обучение