Понятие и функции семьи

Содержание

Введение. 2

1 Теоретические основы социальной работы с приемной семьей. 4

1.1 Понятие и функции семьи. 4

1.2 Понятие и признаки приемной семьи. 8

1.3 Приемная семья как предмет социально – педагогического исследования: современный подход. 13

2 Генезис становления института приемной семьи в России как предмет социально-педагогического изучения. 20

2.1 Ранние формы социальной работы с детьми-сиротами и приемными семьями 20

2.2 Преобразования Петра Первого в отрасли опеки и попечительства. 24

2.3 История социальной работы с приемной семьей в 18 - 19 веке. 27

2.4 Советский период развития института приемной семьи. 30

Заключение. 37

Список литературы.. 40

Введение

К сожалению, в настоящее время проблема сиротства остается как никогда актуальной. Причин тому несколько: материнское отказничество, смерть родителей, нищета родителей, вынужденных отказаться от ребенка, лишение родительских прав. Для того, чтобы ребенок обрел новый дом, и существует институт приемной семьи. Роль его трудно переоценить. Данная работа посвящена рассмотрению генезиса становления института приемной семьи в России как предмет социально-психологического исследования.

Актуальность темы вызвана тем, что в современном социально-педагогической науке существует комплекс проблем в работе с приемными семьями. Зачастую родители оказываются неподготовленными к ответственности за ребенка, реальность расходится с ожиданиями, страдают дети, подвергаются физическим наказаниям или унижениям.

Для того, чтобы избежать подобных ошибок, следует учесть опыт прошлого, вот почему особую значимость приобретает исторический аспект проблемы. Учет положительных и отрицательных сторон социальной работы с приемными семьями прошлого поможет внести улучшения в современную социальную работу с семьей данного типа.

Состояние научной разработанности проблемы. Ряд исходных методологических вопросов, связанных с изучением истории педагогики, поставлен в работах Е.Н. Медынского, З.И. Равкина, Ф.А. Фрадкина, М.Ф. Шабаевой и др. Пониманию эволюции системы учреждений и форм социального призрения детей-сирот в России до 1917 г. способствовали педагогические труды И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, П.Ф. Каптерева, А.П. Пятковского и др. В XX в. историко-педагогические исследования, посвященные развитию воспитательно-благотворительных учреждений для детей в царской России, осуществляли С.В. Агулина, Е.Ю. Алферова, С.П. Бабинская, Е.А. Горшкова, И.Е. Зимин, Е.В. Турчина и др. Развитие в дореволюционный период педагогической мысли о воспитании детей в семье изучали Р.Л. Доватор, И.И. Троян и др. В начале XX в. вопросы попечения о беспризорных и покинутых детях исследовались В.Ф. Залеским, М. Ошаниным, М.Д. ван Путереном и др. Исторический аспект этой проблемы анализировался в работах С.В. Бахрушина, Е.Д. Максимова, Н.В. Яблокова и др.

Основные методологические аспекты изучения семейных правоотношений поставлены в работах М.В. Антокольской, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова и др. Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю.Ф. Беспалов, З.И. Воронина, И.В. Гессен, Н.М. Ершова, A.M. Нечаева и др.

Целью работы является изучение генезиса становления института приемной семьи в России как предмет социально-психологического исследования.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1)Рассмотреть понятие семьи и приемной семьи;

2)Проанализировать основные аспекты социальной работы с приемной семьей на современном этапе;

3)Изучить начальный этап развития приемных семей в России;

4)Рассмотреть специфику петровских преобразований в области опеки и попечительства;

5)Рассмотреть становление института приемной семьи в 18-19 веках;

6)Выявить положительные и отрицательные стороны советского периода в отношении работы с приемной семьей.

Предметом исследования выступает приемная семья, объектом – генезис развития данного понятия.

Теоретические основы социальной работы с приемной семьей

Понятие и функции семьи

Рассмотрение темы считаем целесообразным начать с изучения понятия семьи, а также ее роли в современном обществе. Семья представляет собой важнейший социальный институт. Семья — это естественная среда жизни и развития ребенка. Семья является «промежуточным звеном» между обществом и растущим человеком, она не только опосредует влияния общества на ребенка (защищает, закаляет, объясняет, приучает к нормам общежития, дает нравственные ориентиры поведения), но и сама оказывает формирующее влияние на социальное поведение и деятельность ребенка. Именно в семье он получает первый опыт межличностных отношений, в семье закладываются основы его жизненной позиции[1].

Сeмья - это мaлaя гpyппа, основанная на браке, или на кровном родстве, или на общности жилья и бюджета (без регистpации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной морaльной ответ ственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокyпность норм, санкций и образцов поведения, регламентирyющих взаимодействие междy сyпрyгами, родителями и детьми, детей междy собой. Семья - важнейший инститyт социализации как подрастающих поколений, так и взрослых . Она являет собой персонaльную среду жизни и развития, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

демографический - структура семьи (большая, включает других родственников, или нуклеарная, включает лишь родителей и детей; полнaя или неполнaя; однодетная, мaло- или многодетная);

социально-культурный - образовательный ypовень членов сeмьи, их yчастие в жизни общества;

социально-экономический - имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе;

техника-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни[2].

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

Функции семьи — это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, восстановительная, коммуникативной. Функции семьи представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные функции семьи

Функция Сущность функции
Репродуктивная функция Состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Хозяйственно-бытовая функция Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи. Хозяйственно-бытовая функция охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда.
Экономическая функция Получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Коммуникативная функция семьи Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья — это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития[3].

Семья является источником и определяющим звеном передачи социально-исторического опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это,можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим инструментом воспитания, социализации ребенка[4].

Итак, в качестве итога отметим, что понятие семьи является одним из наиболее важных понятий современного общества. Выполняя вышеперечисленные важнейшие функции, семья олицетворяет собой некие вечные устои, возврат к древним традициям.

Наши рекомендации