Понятие и функции семьи
Содержание
Введение. 2
1 Теоретические основы социальной работы с приемной семьей. 4
1.1 Понятие и функции семьи. 4
1.2 Понятие и признаки приемной семьи. 8
1.3 Приемная семья как предмет социально – педагогического исследования: современный подход. 13
2 Генезис становления института приемной семьи в России как предмет социально-педагогического изучения. 20
2.1 Ранние формы социальной работы с детьми-сиротами и приемными семьями 20
2.2 Преобразования Петра Первого в отрасли опеки и попечительства. 24
2.3 История социальной работы с приемной семьей в 18 - 19 веке. 27
2.4 Советский период развития института приемной семьи. 30
Заключение. 37
Список литературы.. 40
Введение
К сожалению, в настоящее время проблема сиротства остается как никогда актуальной. Причин тому несколько: материнское отказничество, смерть родителей, нищета родителей, вынужденных отказаться от ребенка, лишение родительских прав. Для того, чтобы ребенок обрел новый дом, и существует институт приемной семьи. Роль его трудно переоценить. Данная работа посвящена рассмотрению генезиса становления института приемной семьи в России как предмет социально-психологического исследования.
Актуальность темы вызвана тем, что в современном социально-педагогической науке существует комплекс проблем в работе с приемными семьями. Зачастую родители оказываются неподготовленными к ответственности за ребенка, реальность расходится с ожиданиями, страдают дети, подвергаются физическим наказаниям или унижениям.
Для того, чтобы избежать подобных ошибок, следует учесть опыт прошлого, вот почему особую значимость приобретает исторический аспект проблемы. Учет положительных и отрицательных сторон социальной работы с приемными семьями прошлого поможет внести улучшения в современную социальную работу с семьей данного типа.
Состояние научной разработанности проблемы. Ряд исходных методологических вопросов, связанных с изучением истории педагогики, поставлен в работах Е.Н. Медынского, З.И. Равкина, Ф.А. Фрадкина, М.Ф. Шабаевой и др. Пониманию эволюции системы учреждений и форм социального призрения детей-сирот в России до 1917 г. способствовали педагогические труды И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, П.Ф. Каптерева, А.П. Пятковского и др. В XX в. историко-педагогические исследования, посвященные развитию воспитательно-благотворительных учреждений для детей в царской России, осуществляли С.В. Агулина, Е.Ю. Алферова, С.П. Бабинская, Е.А. Горшкова, И.Е. Зимин, Е.В. Турчина и др. Развитие в дореволюционный период педагогической мысли о воспитании детей в семье изучали Р.Л. Доватор, И.И. Троян и др. В начале XX в. вопросы попечения о беспризорных и покинутых детях исследовались В.Ф. Залеским, М. Ошаниным, М.Д. ван Путереном и др. Исторический аспект этой проблемы анализировался в работах С.В. Бахрушина, Е.Д. Максимова, Н.В. Яблокова и др.
Основные методологические аспекты изучения семейных правоотношений поставлены в работах М.В. Антокольской, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова и др. Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю.Ф. Беспалов, З.И. Воронина, И.В. Гессен, Н.М. Ершова, A.M. Нечаева и др.
Целью работы является изучение генезиса становления института приемной семьи в России как предмет социально-психологического исследования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1)Рассмотреть понятие семьи и приемной семьи;
2)Проанализировать основные аспекты социальной работы с приемной семьей на современном этапе;
3)Изучить начальный этап развития приемных семей в России;
4)Рассмотреть специфику петровских преобразований в области опеки и попечительства;
5)Рассмотреть становление института приемной семьи в 18-19 веках;
6)Выявить положительные и отрицательные стороны советского периода в отношении работы с приемной семьей.
Предметом исследования выступает приемная семья, объектом – генезис развития данного понятия.
Теоретические основы социальной работы с приемной семьей
Понятие и функции семьи
Рассмотрение темы считаем целесообразным начать с изучения понятия семьи, а также ее роли в современном обществе. Семья представляет собой важнейший социальный институт. Семья — это естественная среда жизни и развития ребенка. Семья является «промежуточным звеном» между обществом и растущим человеком, она не только опосредует влияния общества на ребенка (защищает, закаляет, объясняет, приучает к нормам общежития, дает нравственные ориентиры поведения), но и сама оказывает формирующее влияние на социальное поведение и деятельность ребенка. Именно в семье он получает первый опыт межличностных отношений, в семье закладываются основы его жизненной позиции[1].
Сeмья - это мaлaя гpyппа, основанная на браке, или на кровном родстве, или на общности жилья и бюджета (без регистpации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной морaльной ответ ственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокyпность норм, санкций и образцов поведения, регламентирyющих взаимодействие междy сyпрyгами, родителями и детьми, детей междy собой. Семья - важнейший инститyт социализации как подрастающих поколений, так и взрослых . Она являет собой персонaльную среду жизни и развития, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
демографический - структура семьи (большая, включает других родственников, или нуклеарная, включает лишь родителей и детей; полнaя или неполнaя; однодетная, мaло- или многодетная);
социально-культурный - образовательный ypовень членов сeмьи, их yчастие в жизни общества;
социально-экономический - имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе;
техника-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни[2].
Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.
Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.
Функции семьи — это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, восстановительная, коммуникативной. Функции семьи представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные функции семьи
Функция | Сущность функции |
Репродуктивная функция | Состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. |
В семье воспитываются и взрослые, и дети. | Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. |
Хозяйственно-бытовая функция | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи. Хозяйственно-бытовая функция охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда. |
Экономическая функция | Получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений. |
Восстановительная функция семьи | состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. |
Коммуникативная функция семьи | Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья — это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития[3]. |
Семья является источником и определяющим звеном передачи социально-исторического опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это,можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим инструментом воспитания, социализации ребенка[4].
Итак, в качестве итога отметим, что понятие семьи является одним из наиболее важных понятий современного общества. Выполняя вышеперечисленные важнейшие функции, семья олицетворяет собой некие вечные устои, возврат к древним традициям.