Используйте нижеперечисленные принципы для решения педагогических задач. Приведите примеры

Принцип требования к человеку и уважения к нему.

· В ответ на ваше суждение прозвучало: «Глупости!», сказанное одним из учеников. Как реагируете?

· Вы сообщаете о результатах контрольной работы. Они таковы: все оцен­ки положительные, кроме одной. Каким будет ваше сообщение?

· Вы замечаете одиноко сидящего мальчика, отделенного от всей группы холодным равнодушием. Что предпринимаете?

· В группе детей чрезмерно полный ребенок. Его все зовут толстяком и смеются над его огромным аппетитом. Как вы построите свое отношение к нему?

· Используйте прием «он пока не знает» в ситуации грубости мальчика в адрес своего товарища.

· Используйте прием «он пока не умеет» в ответ на жалобы детей в адрес раздражающего поведения мальчика.

· Используйте прием «зато» в ситуации, когда кого-то обвиняют в недо­статках («зато он...»).

Принцип диалогичности.

· Вы собираетесь предложить детям задание. Ваше «Я-сообщение» дол­жно активизировать их активность. Что вы скажете?

· Ребята вошли в комнату, где вы находитесь, внеся с собой грубое сло­во. Каким будет ваше «Я-сообщение»?

· Проходите с детьми мимо грязного двора и грязного пса в нем. Как прозвучит ваше «Я-сообщение»?

· Вы входите в класс и видите, что предыдущая учебная группа оставила следы своего пребывания на доске и на столах. Что вы скажете?

Принцип опоры на положительное.

· Найдите оборотную сторону таких качеств как, рассеянность, недисциплинированность, неаккуратность.

· Вы чувствуете, что дети рассеяны и раздражены, а надо начинать занятие. Используйте приём опоры на достоинства.

· Вам подана ученическая тетрадь. Оформление плохое: много исправлений, неряшливость и т.д. Используйте приём опоры на достоинства.

· Интерпретируйте такие качества личности, как медлительность, раздражительность, возбудимость в качестве достоинств человека.

· Используйте приём «вы такие…» при организации любой групповой деятельности.

Принципы воспитания

Как было сказано, принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов. Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике. Ряд ученых рассматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.
Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса.


1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой.

Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении. Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.

Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников.

Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран

Наши рекомендации