II. Региональный (национально-региональный) компонент

По усмотрению субъекта 4

Российской Федерации

III.Компонент образовательного учреждения

Элективные учебные предметы, 10

учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

В старшей школе допускается непрофильное (универсальное) обучение. При организации универсального обучения образователь­ное учреждение, исходя из существующих условий и образователь­ных запросов обучающихся и их родителей, может использовать время, отведенное на элективные учебные предметы, для организа­ции профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента федерального базисного учебного плана.

РЕЗЮМЕ

Государственные образовательные стандарты определяют обя­зательный минимум содержания основных образовательных про­грамм, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственный об­разовательный стандарт основного общего образования устанавли­вается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников незави­симо от форм получения образования.

Базисный учебный план определяет максимальный объем учеб­ной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на ос­воение содержания образования по классам, образовательным об­ластям и учебным предметам.

Базисный учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, фе­деральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на феде­ральный, национально-региональный, школьный компоненты.

Работа общеобразовательных учреждений ведется по пятиднев­ной или шестидневной учебной неделе. Срок обучения в начальной школе — 4 года, на второй ступени — 5 лет (5—9 классы), на тре­тьей — в средней (полной) общеобразовательной школе — 2 года (10—11 классы). Планируется переход на 12-летний срок обучения.

Третья ступень общего образования призвана обеспечить про­фильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с уче­том потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Изучаемые в профильной школе курсы разде­ляются на базовые, профильные и элективные. Вариативность обу­чения дополняется такими формами занятий, как предметы по выбору, мастерские, лаборатории.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Чем понятие «европейский стандарт» отличается от понятия «образовательный стандарт»?

2. Возможно ли разграничение федерального и национально-регионального компонентов образования внутри одного ба­зового учебного курса?

3. В базисном учебном плане существует разделение на феде­ральный, национально-региональный и школьный компо­ненты. Могут ли быть иные способы разделения компонентов образования?

4. Какой принцип установления учебной нагрузки в базисном учебном плане более целесообразен: недельный или общего­довой? В каких случаях?

5. Предложите свой вариант учебного плана для выбранного вами профиля.

Дидактический практикум Тема 9. Образовательные стандарты

1. Компетенции как совокупности взаимосвязанных знаний и способов дея­тельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и про­цессов, отличаются от компетентностей — качеств личности, что определяет их место в структуре образовательных стандартах.

Разработайте фрагменты образовательного стандарта по информатике для на­чальной школы таким образом, чтобы соблюдалось соотношение между компетен­циями и компетентностями. Для этого заполните свободные ячейки таблицы:

Обязательный минимум содержа­ния основных образовательных программ (компетенции) Требования к уровню подготовки выпускников (компетентности)
Виды информации: звуковая, числовая, графическая.  
  Называть источники информации: природа, книга, справочные пособия, технические средства (компьютер, телефон, телевизор, радио);
Методы работы с информацией: поиск, применение, сохранение, передача.  
  Сравнивать информацию об одном объекте из различных источников.
Простейшие операции с компьюте­ром: включить, выключить, создать файл, папку, сохранить файл, открыть и закрыть программу, запустить компьютерную игру.  

2. На основе Базисного учебного плана профильных общеобразовательных учреждений Российской Федерации составьте рабочий учебный план для шко­лы по выбранному вами профилю. Обоснуйте необходимость и целесообраз­ность вводимых вами учебных курсов и отводимой на них недельной учебной нагрузки.

3. Составьте проект рабочего учебного плана для основной школы (5-9 клас­сы) по реализации ученического компонента образования. Для этого определите учебные предметы, которые будут предлагаться ученикам на выбор, отводимую на них учебную нагрузку. Разработайте механизм реализации ученического ком­понента в общеобразовательном процессе и опишите, как будет происходить выбор учениками курсов и их проведение. Составьте примерное расписание занятий по реализации ученического компонента образования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: Концептуальные, тео­ретические и методологические проблемы. М., 1999.

Беспалъко В. П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Пе­дагогика. 1995. № 1. С. 89-94.

Воскресенская Н.Н. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом // Педагогика. 1994. № 2. С. 112-117.

Гаранин Л.А., Смирнов И.П. Национальный и региональный компоненты госу­дарственного стандарта. М., 1997.

Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов Российской Федерации. М., 1999. С. 224-245.

КаспржакА.Г., Левит М.Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.

Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хутор­ского. М., 2000.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. № 2. С. 14-18.

Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон // Документы в образовании. 2000. № 8. С. 4—75.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. / Министерство образова­ния Российской Федерации. М., 2004.

Хуторской А.В. Творческий компонент образовательных стандартов // 12-лет­няя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образова­ния / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 1999. С. 126-131.

§ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ

Образовательная (учебная) программа и учебник являются клю­чевыми элементами общеобразовательного процесса. Вместе с выб­ранной за основу дидактической моделью они служат средствами реализации образовательных стандартов на практике. Образователь­ный результат учащихся напрямую зависит от выбранной или со­ставленной учителем программы и используемых учебников. Рассмотрим особенности образовательных программ и учебников.

Типы образовательных программ.Образовательные программы называют также учебными программами или программами обуче­ния. Термин «образовательная программа» является официальным, поскольку соответствует Закону Российской Федерации «Об обра­зовании».

Образовательная программа — системно-организованное единство целей, ценностей и содержания образования, а также условий организации обра­зовательного процесса.

Согласно данному закону, система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направлен­ности;

— сети реализующих их образовательных учреждений независи­мо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

— органов управления образованием и подведомственных им уч­реждений и организаций.

Образовательная программа устанавливает содержание образо­вания определенных уровня и направленности. В России реализу­ются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение за­дач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы: 1) дошколь­ного образования; 2) начального общего образования; 3) основ­ного общего образования; 4) среднего (полного) общего об­разования.

К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной обще­образовательной программы или основной профессиональной об­разовательной программы (по конкретной профессии, специаль­ности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основ­ных образовательных программ в государственных и муниципаль­ных образовательных учреждениях определяются Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответ­ствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях на­чального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образо­вательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с откло­нениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных пред­ставителей).

Образовательные программы делятся на типовые, рабочие, ин­дивидуальные.

Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые ус­тановки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к под­готовке учеников. В них даются рекомендации по организации обу­чения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ. Типовые обра­зовательные программы могут сопровождаться примерным темати­ческим планированием с разбивкой на отдельные уроки, которые публикуют методические журналы («Литература в школе», «Мате­матика в школе» и т.п.)

Рабочие образовательные программы составляются или подбира­ются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая образовательная программа состав­ляется по каждому учебному курсу и классу, как правило, на учеб­ный год. При этом учитываются государственные образовательные стандарты, национально-региональный компонент (например, включение региональной тематики), принятая школой образова­тельная концепция, дидактическая система учителя, индивидуаль­ные предпочтения учеников и их родителей.

Дискуссия.Возможно ли составление общей рабочей образователь­ной программы, учитывающей все ученические индивидуальные про­граммы?

Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляются по отношению к обучению отдельных учеников. Эти программы могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к от­дельным учебным курсам или комплексному образованию уче­ника. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. В программах данного типа индивидуально для каждого ученика указываются его цели обучения в целом и по отдельным предметам, направления и общий план деятельности, предметы и темы по выбору, мастерские и факультативы, график участия в олимпиадах и конференциях, названия творческих ра­бот, планируемые образовательные результаты, их сроки, формы проверки и оценки достижений и т.д. Индивидуальные образова­тельные программы учеников учитываются педагогом при кон­струировании общей рабочей программы и осуществлении образовательного процесса.

Образовательной программой называют не только программы обучения отдельным учебным курсам, но и программы, регламен­тирующие деятельность всего образовательного учреждения.

Образовательная программа школы составляется ежегодно и включает в себя: общие сведения о школе, анализ предыдущей дея­тельности, основные достижения и проблемы, образовательные потребности учащихся и родителей, специфику педагогического коллектива, структуру школы, режим работы, образовательную кон­цепцию, цели и задачи, учебный план, структурно-функциональ­ную схему образовательного процесса, специфику отдельных образовательных направлений и программ, характеристику обще­образовательного процесса на разных уровнях, функции отдельных структурных подразделений и должностных лиц, план опытно-экс­периментальной и методической работы, план общешкольных ме­роприятий, связь с другими организациями и учреждениями, систему диагностики и оценки результатов, форму и порядок про­ведения аттестации учеников и педагогов и др.

Конструирование образовательной программы.Программа учеб­ного курса — живой организм, который сначала создается в виде типовой программы, затем осмысливается, конкретизируется, уточ­няется и преобразуется учителем.

Личностное образовательное движение каждого ученика пред­полагает наличие особым образом сконструированных образова­тельных программ у учителя, школы, региона, государства. Координация образовательных программ перечисленных уровней — прерогатива учителя, работающего с конкретными детьми. Образо­вательная программа каждого «надученического» уровня должна отвечать следующим требованиям:

а) допускать возможность и необходимость существования про­грамм других уровней;

б) учитывать разброс установочных целей образования субъек­тов другого уровня;

в) предполагать вариативность достижения обозначаемых в про­грамме целей и постановку других целей;

г) обеспечивать соответствующий баланс заданное™ и выбора в каждом из структурных компонентов программы.

Федеральные образовательные программы, например, устанав­ливают базовые требования на уровне международных, конститу­ционных, законодательных положений; что же касается содержания образования или его форм, то в государственной программе обо­значаются варианты их конкретизации на каждом уровне, включая личность конкретного ученика, которому отводится возможность уточнения или построения индивидуальной образовательной про­граммы.

Работа учителя над программой — непрерывный процесс. Про­грамма может иметь разный объем, относиться к отдельной теме, курсу, образовательной области, классу, школе, и разную продол­жительность — учебный год, четверть, неделя, день, урок. Годовая программа описывает стратегию обучения, программы изучения отдельных разделов или тем курса — воплощают эту стратегию, учи­тывая происходящий процесс и реальную ситуацию обучения кон­кретных детей.

Существуют три основных подхода к конструированию образова­тельных программ: линейный, концентрический и спиральный.

Линейный способ построения программы состоит в том, что от­дельные части (порции) учебного материала выстраиваются после­довательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, напри­мер, через несколько лет, предусматривая усложнение и расшире­ние его содержания.

Спиральный способ компоновки материала программы предпо­лагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Программа — это средство достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда субъективна, то есть имеет своего автора (или авторов) и относится прежде всего к его деятельности.

Каждый учитель на каждую учебную четверть и год осуществ­ляет коррекцию примерной программы по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы об­суждаются (защищаются) на школьном педсовете и (или) на засе­даниях районных методических объединений, после чего данные программы утверждаются для использования в учебном процессе.

Критерии анализа и оценки авторских образовательных программ:

Смысловая глубина. Анализируется, на каком уровне проработа­на программа, есть ли в ней четкое и конкретное обозначение смысла данного курса, продолжают и раскрывают ли обозначенный смысл цели, задачи и другие компоненты программы.

Проверяемость целей и задач. Выясняется форма задания образова­тельных целей и задач, возможность их однозначной проверки в конце планируемого периода (месяца, четверти, года). Выясняется наличие инструментария для контроля и оценки уровня достижения целей.

Соответствие образовательным стандартам и нормативам. Программа должна соответствовать образовательному минимуму, учебному плану школы, профилю классов, в которых будет приме­няться, учитывать индивидуальные программы учеников.

Наличие дидактической основы. В программе указывается дидак­тическая система, на основе которой предполагается обучение. Дан­ная система должна быть сбалансирована с общешкольной образовательной концепцией и системами учителей, работающих с теми же учениками, для которых предназначена программа.

Продуктивная и личностная ориентация программы. Выявляют­ся заложенные в программе возможности обеспечения индивиду­альной траектории и творческой самореализации учеников. Выясняются пропорции между ученическим компонентом содер­жания образования и другими компонентами (школьным, нацио­нально-региональным, федеральным).

Целостность программы. Полнота, логичность, взаимосвязан­ность отдельных компонентов программы между собой — условие ее эффективной реализации.

Практическая ориентация и гибкость программы. Наличие свя­зей программы с образовательной реальностью, учет конкретных условий обучения. Степень детализации программы, проработка программных установок на технологическом и техническом уров­нях характеризуют ее реалистичность. Общая программа должна предполагать возможность существования индивидуальных про­грамм учеников.

На основе составленной программы учитель разрабатывает си­стему занятий, планирует и проводит конкретные уроки.

Рабочая программа по учебному курсу — документ не только учителя, ведущего этот курс, она имеет и других адресатов: самих учеников (старшеклассники и учащиеся среднего звена должны знать ориентиры своего образования и могут участвовать в их пост­роении), учителей-предметников, которые работают с этими же детьми (для целостного понимания всего образования); родителей (в программу могут быть включены специальные разделы для них); администраторов и управленцев образования в школе (для согласо­вания позиций разных педагогов и выработки общей стратегии обу­чения в школе), ученых-методистов.

Составляемые педагогами образовательные программы являют­ся достоянием школы, входят в ее информационный банк педаго­гических данных, который непрерывно обновляется. Эффективным является размещение образовательных программ в единой компь­ютерной сети школы для оперативного доступа к ним учителей и администраторов.

Как составить рабочую образовательную программу?Приоритет­ным элементом содержания любой учебной дисциплины является выяснение и актуализация для учителя и учеников смысла изучае­мого курса, т. е. того, зачем и для чего необходим данный курс каж­дому субъекту обучения. Смысл курса конкретизируется в целях, которые представляют собой предвосхищаемый результат обучения. Данный результат может быть различен для разных учеников.

В традиционном образовании проблема различных смыслов одного и того же учебного предмета практически не обсуждается. Считается, что смысл известен и задан учителю на уровне, не тре­бующем его переопределения. Например, за школьной математи­кой закрепляется, как правило, вычислительный, функционально-логический или теоретико-множественный смысл; за русским языком — грамотность, обеспечиваемая знанием и применением учениками изложенных в учебниках правил. Возможность, напри­мер, философской смысловой ориентации при изучении школьно­го курса математики или развитие врожденной грамотности как смысла занятий русским языком почти не допускаются. Вместе с тем нельзя стандартизировать смыслы образовательных областей и учебных дисциплин, так как это существенно ограничивает разви­вающие возможности обучения.

Дискуссия.Если ученики выберут разные смыслы изучения одного и того же курса, возможно ли будет их одновременное обучение?

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что пред­варительное обозначение в программе смысла (или смыслов) заня­тий по изучаемому предмету не является неизменно заданной нормой. Смысл курса может быть различен с точки зрения его со­ставителя, учителя-практика, учеников, родителей. Творческий учи­тель, ведущий свой курс, должен иметь возможность установить или выбрать смысл курса, который будет реализовывать со своими уче­никами при изучении базовых тем. Во время уточнения, корректи­ровки и реализации учебной программы учитель соотносит возможные смыслы между собой, самоопределяется вместе с уче­никами относительно их смыслов, позволяет реализовываться им в ходе практического обучения.

Смысл курса конкретизируется в целях, которые представляют собой предвосхищаемый результат обучения. Рассмотрим источник формирования целей курса, обозначаемых в учебной программе.

Основой конструирования общеобразовательного процесса выступает предвосхищаемый образ ученика, устанавливаемый на каждом этапе его обучения в совокупности освоения учеником всех базовых образовательных областей. Данный образ конкретизирует­ся целевыми ориентирами, которые, с одной стороны, имеют уни­версальное общепредметное (общеучебное) содержание, а с другой — отражают специфику изучения конкретной образователь­ной области или предмета.

Универсальные целевые ориентиры формулируются в виде ве­дущих групп личностных качеств учеников — когнитивных, креа­тивных, оргдеятельностных, коммуникативных и иных. Группы лич­ностных качеств, соответствующих специфике изучаемых наук или областей бытия, выражаются, как правило, в виде определенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, способов деятель­ности и других параметров, отвечающих изучаемой дисциплине.

Нецелесообразно выносить универсальные общеобразователь­ные цели за рамки учебных предметов, придавая им отчужденный общедидактический характер. Наоборот, там, где это возможно, предметные цели учебной программы должны формулироваться в качестве конкретизации универсальных общеучебных целей. Напри­мер, универсальная креативная цель «научиться прогнозировать явления и события» при изучении ботаники может быть выражена следующим образом: «представить и нарисовать, как будет выгля­деть выращиваемый учеником росток гороха через 5 дней». А оргдеятельностная цель «овладеть методами рефлексивного мышления» на занятиях физикой может сформулирована так: «выявить и срав­нить способы действий, выполняемые при решении задач с избы­точными и недостающими данными».

Смысловые цели, обозначенные в курсе, корректируются учи­телем с учетом реальных условий обучения. Поставить цель — зна­чит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Хорошо понятая и обозначенная цель сама «наводит» на соответ­ствующий результат. Цели программы формулируются относитель­но разных субъектов обучения:

— учителя («научить детей тому-то»);

— ученика («выполнить исследование листа березы»);

— общей деятельности учеников и учителя («сформулировать не­сколько версий происхождения алфавита» или «построить ма­тематическую картину мира»).

При формулировании образовательных целей целесообразно придерживаться всех трех типов целей, не упуская из виду ни одно­го из субъектов обучения.

С точки зрения личностно-ориентированного обучения в обра­зовательных программах по каждому учебному курсу указываются развиваемые умения и способности детей, приоритетные для каждой темы, например: умение находить факты, задавать вопросы, способ­ность целостного видения явления, разнонаучного видения, рефлек­сивные способности по осознанию применяемых способов решения задач. Каждому развиваемому умению или способности соответству­ют виды деятельности учеников (общеучебные, предметные, оргдеятельностные и иные), которые обусловливают развитие определенных качеств личности и овладение способами деятельности. В результате школьники овладевают предметными и универсальными компетентностями — наборами усвоенных способов и развитых способностей, определяющими их умения действовать в рамках изучаемых образо­вательных областей и в более широких рамках.

Реализация запланированных видов учебной деятельности уче­ников и развитие соответствующих способностей происходит на основе педагогических технологий, включающих определенным об­разом сконструированные системы форм и методов обучения.

Иногда высказывается точка зрения, что формы, методы и тех­нологии обучения не должны отражаться в учебных программах по предметам, поскольку каждый учитель имеет право на их самостоя­тельный выбор. Наличие данного права, не подкрепленное средства­ми его реализации, приводит к тому, что для многих учителей оказывается достаточно трудоемким самостоятельный подбор форм и методов обучения, оптимальных для изучения конкретной темы или раздела. В условиях цейтнота времени на подготовку к заняти­ям учитель становится перед необходимостью применения техно­логии типа «объяснил, закрепил, проверил». В результате многие эффективные педагогические технологии остаются «за бортом» школьной практики, что приводит ее к обеднению и косности. С точки зрения деятельностного подхода в типовые учебные програм­мы по предметам должны быть включены примерные формы, методы и технологии обучения, а также механизмы их оптимального подбора и применения учителем. Если этого нет, то учителю необ­ходимо самостоятельно подбирать и устанавливать для каждой темы оптимальные формы и методы занятий.

Целесообразно в учебных программах фиксировать возмож­ность изучения тех или иных вопросов с помощью средств телеком­муникаций и ресурсов сети Интернет. Например, изучение климата или других географических особенностей Австралии более продук­тивно пройдет в ходе совместного краткосрочного дистанционного проекта с учениками одной из австралийских школ, а техническую мощь современных астрономических средств сможет применить каждый школьник, «зайдя» на сайт с изображением, полученным самым мощным в мире электронным телескопом. Недалек тот день, когда изучение географии, истории, физики и даже физкультуры будет неразрывно связано с использованием глобальных телеком­муникаций.

Дискуссия.Каким образом необходимо задать в программе технологии обучения, чтобы у учителя и учеников была возможность их выбора?

Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал. С целью предотвращения отчуждения учащихся от изучаемой действительности в учебную программу вклю­чаются как реальные объекты (дерево, животное, вещество, явле­ние, звук, речь, текст, цвет), так и идеальные (знак, цифра, буква, понятие, правило, закон). Тем самым обеспечивается первичное по­знание учеником реальной действительности методами изучаемых наук и последующее сопоставление получаемых им результатов с об­щекультурными аналогами (знаниями). В результате ученик имеет возможность создания собственного образовательного продукта и индивидуальной траектории освоения как реальной действительно­сти, так и знаний о ней.

Продуктивную деятельность учеников и учителя обеспечивают включенные в программу фундаментальные образовательные пробле­мы, например: Какими способами можно получить точку? Чем жи­вое отличается от неживого? Чем сказка отличается от мифа? Каковы причины зимы? В чем сходства и отличия буквы «А» в английском, французском и русском языках?

Программа включает культурно-исторические аналоги предпо­лагаемой образовательной продукции учеников: содержит ссылки на тексты первоисточников, материал из учебников, мнения спе­циалистов об изучаемых объектах и проблемах.

Программа допускает возможность корректировки и видоизме­нения тематического содержания в процессе обучения. Чтобы обес­печить каждому из учащихся возможность индивидуальной образовательной траектории, предусматривается включение содер­жания, устанавливаемого самими учениками, т. е. личностное содер­жание образования. Один из источников личностного содержания образования — это предполагаемая в учебной программе образова­тельная продукция учеников: элементы творчества на уроках, тема­тика творческих работ, другие планируемые учителем и учениками образовательные результаты.

Ритмической основой конструирования рабочей программы вы­ступают культурно-исторические, природные, биологические, кос­мические, индивидуальные и иные циклы. Для достижения целостности и гармоничности образования учащихся требуется, что­бы в течение каждого учебного года они обращались к основным фундаментальным образовательным объектам и соответствующим ключевым проблемам. В каждой образовательной области учебный год отличается от предыдущего: степенью проработки учениками образовательного материала; углубленностью и детализированностью познания фундаментальных образовательных объектов; новы­ми способами образовательной деятельности; развивающимися способностями учеников и учителей, требующими непрерывного уточнения и переопределения их целей. Динамика образования оп­ределяется изменениями, происходящими как во внешнем мире (природа, культурные, научные и общественные изменения, солнеч­ные циклы), так и во внутреннем мире самих учеников.

Может возникнуть вопрос: все ли курсы можно и нужно изу­чать в соответствии с годовыми циклами? Например, математика обычно изучается вне связи с окружающими нас изменениями. С точки зрения природосообразного подхода к обучению опора на окружающую реальность и личностные особенности учеников помо­гает решать проблему мотивации и создания качественных продук­тов ученической деятельности. Если ритмические закономерности не могут быть положены в основу структуры программы, то, по край­ней мере, возможен их учет. Привлечение соответствующих «сезо­ну» материалов можно осуществить в любом школьном предмете — математике, музыке, английском языке и др.

Одни и те же фундаментальные образовательные объекты про­являются подчас в разных курсах, поэтому каждый год они могут изучаться детьми с помощью разных учебных дисциплин. Напри­мер, культура Руси доступна для рассмотрения учениками на заня­тиях словесностью в 1-м классе, историей в 5-м, мифологией — в 8-м, обществоведением в 11-м классе.

Одной из проблем конструирования учебных программ явля­ется учет индивидуальных особенностей каждого конкретного уче­ника при изучении им предмета по общей для всех программе. Для решения этой проблемы в программу включаются такие методоло­гические элементы, которые обеспечивали бы индивидуальность каждого учащегося и их личностную самореализацию при изучении общеобразовательных дисциплин. Такими элементами являются личностные цели ученика, личностное содержание его образования, рефлексия ученика, самоконтроль и самооценка.

Условием фиксации личностного содержания образования яв­ляется использование учеником рефлексивных приемов и техно­логий; с их помощью выявляется, осознается и фиксируется действительное образовательное приращение ученика, уникальное для каждого из них.

В связи с переходом к единому (выпускному-вступительному) государственному экзамену особую актуальность приобретает раз­работка применяемых в школе систем контроля. Очевидно, что кон­тролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях программы образовательные результаты. По каждой из целей программы обозначаются формы контроля, рефлексии и оценки резуль­татов обучения.

Цели, содержание и другие элементы программы должны со­ответствовать друг другу: целостность и логичность составленной учебной программы — условие эффективности ее реализации. На стадии контроля результатов обучения необходимо обеспечить про­верку уровня достижений поставленной каждой цели курса, а не только традиционно проверяемых с помощью контрольных работ или экзаменов.

От структуры учебной программы и согласованности постав­ленных целей и проверяемых результатов зависит успех решения достаточно типичной для массовой школы проблемы, когда планируется одно, происходит другое, а проверяется третье.

Итак, основными компонентами учебной программы по обще­образовательным курсам являются следующие элементы:

— Смыслы учебного курса.

— Цели и задачи курса.

— Развиваемые личностные качества учеников (умения и спо­собности).

— Основные виды деятельности учеников.

— Деятельностное содержание образования (технологии, фор­мы и методы обучения).

— Тематическое содержание программы, группируемое вокруг:

а) фундаментальных образовательных объектов;

б) фундаментальных образовательных проблем;

в) культурно-исторических знаний;

г) ритмической основы конструирования программы.

— Личностное содержание образования (образовательная про­дукция учеников).

— Формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

Знания и деятельность в образовательной программе.Цель про­граммы личностно-ориентированного обучения по любому курсу состоит, прежде всего, в создании условий для самоопределения и самореализации личности по отношению к изучаемой и познавае­мой области.

Программа образования — это «карта», с помощью которой уча­щийся и педагог могут ориентироваться и самоопределяться в ок­ружающем мире. Для этого необходимо владеть инструментом познания, способами решения возникающих проблем, видами раз­личной деятельности. Таким образом, кроме системы знаний в программу обучения входит система деятельности. Раскроем содержа­ние этих двух составляющих на примере программы по физике.

I. Система знаний.

Какие знания обеспечивают личностную ориентацию? Прежде всего, те, которые имеют непосредственную жизненную и практи­ческую значимость для каждого ученика. Это знания об окружаю­щей природе, о повседневно встречающихся на улице, в школе, дома физических явлениях. Использование таких знаний необходимо каждому человеку, чтобы продуктивно и безопасно жить в окружа­ющем его мире.

Наши рекомендации