Методические рекомендации по формированию межэтнической толерантности младших школьников во внеклассной работе

При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования этнической толерантности повышается, если:

– сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

– создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

– каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;

– отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.

Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.

Толерантные отношения у школьников будут эффективны, если в процессе обучения будут применяться игровые занятия, например: «Сюжет, композиция сказки» (преодоление стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг»), «В стране сказок» (формировать морально-нравственное поведение через идею и мораль сказки), «Угадай-ка» (вычленить общность и самобытность разных народов по содержанию загадок), "Я в мире... Мир во мне... Понимание - путь к миру" (выбор качеств толерантного человека), «Затеи наших друзей» (привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры), «ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ» (помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким человеком и кого - чужим; дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими»), «Народов дружная семья» (Знакомство с народной культурой представителей национального контингента класса), «Наш общий дом – Земля» (подвести итоги всех проведенных занятий; увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы).




Заключение

Курсовая работа посвящена одной из актуальных проблем в психолого-педагогической науке – межэтнической толерантности младших школьников.

По нашему убеждению, в настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника, как фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которое выражается в том, что они представляют собой разновидности социальных норм, т.е. имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют, в конечном счете, одни и те же цели - упорядочение и совершенствование общественной жизни; базируются на человеческих взаимоотношениях.

Формирование межэтнической толерантности является актуальной социологической и психолого-педагогической задачей современности, поскольку отражает требования, предъявляемые к современному человеку, живущему в век обострения, межличностных взаимоотношений и предполагает готовность во взаимодействии. Будущее за человеком, не столько обладающим конкретными знаниями культуры межличностного общения, сколько умеющими конструктивно общаться и сотрудничать с людьми.

Младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоционально-положительного отношения к представителям других национальностей, этнических групп. Этот возраст характеризуется наивностью, любознательностью, открытостью, признание роли взрослого. Младшие школьники живо являются ведущим видом деятельности. В школе ребенок приобретает новые знания и умения, определенный статус. У него меняются интересы, ценности, весь уклад жизни.

Межэтническая толерантность предполагает принятие другого этноса таким, каким он есть, избирательное отношение к этнодругому и выражается в готовности к сотрудничеству, к культурному взаимообмену и взаимообогащению, в способности к взаимной эмпатии, в нейтрализации негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, в установке на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

Формирование межэтнической толерантности тогда сможет занять достойное место в формировании личности, когда будет четко определено соотношение этого процесса с образовательными и воспитательными направлениями школы.

Мы считаем, что если проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста, то уровень этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне.

Наши рекомендации